Найти в Дзене

У ребенка трудности в общении: как помочь наладить контакт со сверстниками

Ребенок приходит из школы молчаливый, на вопросы отвечает односложно, никто его не зовет на дни рождения, и к вам тоже не приходят гости. Вы замечаете замкнутость, тревожность, а иногда, наоборот, вспышки агрессии, словно ребенок весь день сдерживал напряжение и теперь выливает его на близких. Это первые звоночки, что у ребенка могут быть проблемы в общении. Психолог Гульнар Монаенкова делится рекомендациями, как помочь сформировать социальные навыки, наладить контакт с одноклассниками и найти друзей. Почему так происходит Прежде чем что-то исправлять, важно понять, что именно мешает ребенку выстраивать отношения. Причины могут быть разными, и задача родителя — увидеть, где именно находится точка напряжения. Низкая самооценка и стеснительность
Ребенок боится подойти первым, начать разговор, присоединиться к игре, потому что внутри есть убеждение: «Я неинтересный», «Меня не примут», «Надо мной будут смеяться». Такие дети часто держатся в стороне, так как страх отказа сильнее желания б
Оглавление

Ребенок приходит из школы молчаливый, на вопросы отвечает односложно, никто его не зовет на дни рождения, и к вам тоже не приходят гости. Вы замечаете замкнутость, тревожность, а иногда, наоборот, вспышки агрессии, словно ребенок весь день сдерживал напряжение и теперь выливает его на близких. Это первые звоночки, что у ребенка могут быть проблемы в общении.

Психолог Гульнар Монаенкова делится рекомендациями, как помочь сформировать социальные навыки, наладить контакт с одноклассниками и найти друзей.

-2

Почему так происходит

Прежде чем что-то исправлять, важно понять, что именно мешает ребенку выстраивать отношения. Причины могут быть разными, и задача родителя — увидеть, где именно находится точка напряжения.

  • Низкая самооценка и стеснительность
    Ребенок боится подойти первым, начать разговор, присоединиться к игре, потому что внутри есть убеждение: «Я неинтересный», «Меня не примут», «Надо мной будут смеяться». Такие дети часто держатся в стороне, так как страх отказа сильнее желания быть принятым.
  • Неумение выстраивать диалог
    Ребенок просто не знает, как начать разговор, поддержать беседу, задать вопрос. Это не врожденный талант, а навык, которому можно и нужно учить.
  • Слишком демонстративное поведение или замкнутость
    Один ребенок активно привлекает к себе внимание, перебивает, хвастается, пытается быть в центре любой ценой, тем самым отталкивая сверстников. Другой, наоборот, настолько тихий, что его просто не замечают.
  • Неумение постоять за себя или чрезмерная агрессивность
    Дети быстро считывают, кто из детей не может дать отпор, и превращают его в объект для манипуляций. Но и тот, кто реагирует на любое замечание кулаками или грубостью, тоже оказывается в изоляции, потому что с ним небезопасно.
  • Внешние факторы
    Иногда проблема не в характере, а в деталях: одежда не такая, как у всех, нет модного гаджета, не знает популярных игр или мультиков. Такой ребенок автоматически становится «белой вороной» в детском коллективе, где эти вещи имеют значение.
-3

Развиваем навыки общения

Ребенок учится общению в первую очередь дома, наблюдая за тем, как родители разговаривают друг с другом, решают конфликты, проявляют внимание и заботу. Регулярные разговоры, совместные игры, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов формируют навыки коммуникации гораздо сильнее любых теоретических лекций.

  • Ролевые игры дома
    Проигрывайте с ребенком ситуации из реальной жизни: как попроситься в игру, как ответить на обидные слова, как познакомиться с новым человеком. Пусть сначала ребенок играет себя, а вы — сверстника, потом поменяйтесь ролями. Так он увидит ситуацию с другой стороны.
  • Терапевтические сказки и сценки с игрушками
    Для младших школьников отлично работают истории, где герои сталкиваются с похожими проблемами и находят выход. Разыгрывайте эти сюжеты с игрушками, обсуждайте, что чувствовал персонаж, почему он поступил именно так, что можно было сделать иначе.
  • Семейные обсуждения за ужином
    Говорите о том: «Что значит быть хорошим другом?», «Как уважать чужие чувства?», «Что делать, если друг обиделся?». Рассказывайте свои истории из детства — дети любят такие откровения, и через ваш опыт они учатся понимать, что сложности в общении — это нормально, и из них всегда есть выход.
  • Развитие эрудиции и кругозора
    Читайте вместе книги, смотрите познавательные фильмы, обсуждайте новости, путешествуйте — чем больше ребенок знает, тем больше у него тем для разговора. Человек, который может поддержать беседу, всегда будет в центре внимания.
  • Тренировка активного слушания
    Научите ребенка не только говорить, но и слышать других — задавать вопросы, проявлять интерес к тому, что рассказывает собеседник, запоминать детали.
  • Поиск «своей фишки»
    Увлечение, талант, умение, которое выделяет ребенка в позитивном ключе: может он классно рисует, знает все о динозаврах, умеет делать фокусы, быстро бегает. Когда у ребенка есть то, чем он гордится, это придает уверенности и притягивает к себе других.
  • Умение защищать границы без агрессии
    Научите ребенка высказывать свое мнение спокойно и твердо, говорить «нет», когда ему что-то не нравится, защищаться корректно — не лезть в драку первым, но уметь остановить того, кто переходит границы. И самое важное — научите различать обычный конфликт, который можно решить самому, и травлю, где обязательно нужна помощь взрослого.
-4

Создаем условия для общения

Иногда ребенку просто не хватает пространства для того, чтобы подружиться. В школе все регламентировано: уроки, перемены, где каждый уже занят своим делом, — и новому человеку сложно вписаться в сложившиеся группы.

  • Организуйте совместные активности
    Пригласите одноклассников на прогулку в парк, в кино, на каток — неформальная обстановка снимает напряжение и дети начинают общаться легче.
  • Запишите ребенка в кружок или секцию по интересам
    Когда дети объединены общим делом — рисованием, футболом, робототехникой, театром, то им проще найти общий язык.
  • Участвуйте в школьных мероприятиях
    Проекты, соревнования, подготовка к праздникам — это места, где дети объединены общей целью, и даже самый застенчивый ребенок может проявить себя и стать частью команды.

Социальные навыки формируются в детстве и если вовремя не обратить на это внимание, то эта проблема никуда не денется и во взрослом возрасте. Но все же помните, что отношения выстраивает сам ребенок, вы лишь выступаете помощником, создавая условия, не критикуя и не сравнивая с другими. Дайте ребенку время, будьте рядом, родительская поддержка и конкретные действия делают этот путь легче, короче и безопаснее.

Если, несмотря на все усилия, ситуация не меняется, ребенок все больше замыкается в себе, появляются нарушения сна, аппетита или есть признаки травли или буллинга, не откладывайте визит к психологу. Иногда проблема глубже, чем кажется на первый взгляд, специалист поможет разобраться и найти выход.

Другие статьи на тему детско-родительских отношений вы можете найти на нашем канале.

-5