Найти в Дзене
Сегодня в космосе

Создание международной службы спасения в космосе не желание, а необходимость

Что такого должно произойти в мировой пилотируемой космонавтике, чтобы державы, отправляющие людей на низкую околоземную орбиту, а скоро и в дальний космос, создали единую службу спасения. Катастрофы шаттлов «Челленджер» и «Колумбия», аварии к пилотируемыми кораблями «Союз», повреждения модулей станции «Мир» и столкновения кораблей с космическим мусором – это только самые трагичные события человечества на долгом пути освоения космоса. И спасение экипажей в подобных случаях должно зависеть не только от профессионализма астронавтов, космонавтов и тайконавтов, но и от технических служб на Земле. Недавно Китай намеренно задержал возвращение экипажа «Шэньчжоу-20» с национальной космической станции «Тяньгун». Причина проста, и не раз уже встречалась в истории пилотируемой космонавтики - космический мусор повредил иллюминатор спускаемого аппарата корабля, на котором должен был возвратиться экипаж на Землю. Китайские космические власти назвали разрешение этой ситуации первым успешным применени

Что такого должно произойти в мировой пилотируемой космонавтике, чтобы державы, отправляющие людей на низкую околоземную орбиту, а скоро и в дальний космос, создали единую службу спасения. Катастрофы шаттлов «Челленджер» и «Колумбия», аварии к пилотируемыми кораблями «Союз», повреждения модулей станции «Мир» и столкновения кораблей с космическим мусором – это только самые трагичные события человечества на долгом пути освоения космоса. И спасение экипажей в подобных случаях должно зависеть не только от профессионализма астронавтов, космонавтов и тайконавтов, но и от технических служб на Земле.

Недавно Китай намеренно задержал возвращение экипажа «Шэньчжоу-20» с национальной космической станции «Тяньгун». Причина проста, и не раз уже встречалась в истории пилотируемой космонавтики - космический мусор повредил иллюминатор спускаемого аппарата корабля, на котором должен был возвратиться экипаж на Землю.

Китайские космические власти назвали разрешение этой ситуации первым успешным применением «альтернативной процедуры возвращения» в истории национальной программы космических станций. Трое тайконавтов вернулись на Землю на новом, но «позаимствованном» у своих сменщиков космическом корабле «Шэньчжоу-21». Из-за этого совместный полет двух экипажей продолжался две недели, вместо обычных пяти суток. Однако из-за этого экипаж «Шэньчжоу-21» из трёх человек остался с повреждённым кораблем, пристыкованном к станции и который был признан небезопасным для возвращения на Землю.

Китайские тайконавты в корабле «Шэньяжоу-21». Фото: CNSA
Китайские тайконавты в корабле «Шэньяжоу-21». Фото: CNSA

Технические специалисты оперативно подготовили резервный корабль «Шэньчжоу-22», состыковали его с ракетой-носителем, выполнили все необходимые проверки и отправили на станцию «Тяньгун» в беспилотном режиме. Успешно пристыковавшись к станции, этот корабль снял напряжение и обеспечил экипаж кораблем для безопасного возвращения на Землю. Это было сделано благодаря тому, что Китай имел резервный корабль и ракету на космодроме. Теперь CNSA придется напрячь усилия и до следующего пуска, который планируется на апрель 2026 года, подготовить новые КК и РН к старту.

Этот инцидент - тревожный сигнал, а также призыв к космическим агентствам сформировать единую возможность спасения в космосе. Эта компетенция необходима не только для государственных космических полётов, но и для поддержки растущего бизнеса в сфере космических полётов в частном секторе. У государственных программ, как правило, больше времени и средств на собственные процедуры на случай непредвиденных обстоятельств по сравнению с коммерческими миссиями. Кроме того, государственные миссии обычно отправляются на космические станции, которые могут служить своего рода «безопасными убежищами» для одиночных и автономных полетов.

Одним из способов спасения в космосе могут стать совместимые стыковочные системы или способы перемещения космонавтов с терпящего бедствие корабля на другое транспортное средство. Также необходимы совместимые системы связи, отлаженные процедуры координации спасательных операций и распределения обязанностей.

В последнее время условия использования космоса меняются. Сейчас мы живём в эпоху, когда в освоении космоса участвует множество правительств и компаний. Поэтому речь идёт не о том, что какая-то одна организация должна думать о спасении в космосе ради собственных нужд. Важно то, как мировое сообщество должно думать о спасении в космосе, которое более интегрировано в различные миссии, агентства и страны. Это гораздо более сложная проблема из-за необходимости общаться и взаимодействовать не только между национальными космическими агентствами, но и на уровне правительств.

Многие эксперты склоняются к тому, что произошедший инцидент, связанный с китайской программой пилотируемых космических полётов, является напоминанием о том, что необходимо двигаться в направлении создания совместимых систем. Несмотря на то, что все согласны с необходимостью спасения космонавтов, на данный момент отсутствует желание продвигать эту идею, создавать системы и внедрять их, чтобы в будущем можно было проводить спасательные операции.

Однако, если учитывать Договор о космосе Организации Объединённых Наций от 1967 года и положения, касающиеся спасения астронавтов, то космические державы еще не достигли понимания и не начали реализацию. В этом направлении еще предстоит пройти долгий путь.

#космос #космические_полеты #тайконавт #астронавт #космонавт #Тяньгун #Шэньчжоу #космический_корабль #космическая_служба_спасения #орбитальная_станция