Найти в Дзене
Сергей Борисович

Как настраивали подачу Рик и Ричард

По интервью и мемуарам получается довольно чёткая картина: Ричард сначала «настроил» базовую механику подачи у девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте, затем Макки в 9–15 лет доводил биомеханику до уровня «оружия», особенно за счет огромного объёма подач и работы над подбросом, замахом и ритмом.[1][2] ## Ричард Уильямс: базовая модель подачи (примерно 4,5–10 лет) - Ричард, ещё до рождения дочерей, составил подробный план и, взяв уроки у местного тренера («Old Whiskey»), начал обучать девочек теннису с 4,5 лет.[2] - В интервью и материалах о нём подчёркивается, что он сам ставил основные удары, включая подачу: учил классическому хвату, высокому подбросу и агрессивному первому мячу как ключевому оружию, хотя технически это была «самодельная» механика с точки зрения академий.[3][2] По описаниям Ричард акцентировал: - Жёсткий, «боевой» образ подачи (психология удара через агрессию и уверенность).[3] - Многократные повторения на улицах Комптона без турнирного отвлечения, чтобы з

По интервью и мемуарам получается довольно чёткая картина: Ричард сначала «настроил» базовую механику подачи у девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте, затем Макки в 9–15 лет доводил биомеханику до уровня «оружия», особенно за счет огромного объёма подач и работы над подбросом, замахом и ритмом.[1][2]

## Ричард Уильямс: базовая модель подачи (примерно 4,5–10 лет)

- Ричард, ещё до рождения дочерей, составил подробный план и, взяв уроки у местного тренера («Old Whiskey»), начал обучать девочек теннису с 4,5 лет.[2]

- В интервью и материалах о нём подчёркивается, что он сам ставил основные удары, включая подачу: учил классическому хвату, высокому подбросу и агрессивному первому мячу как ключевому оружию, хотя технически это была «самодельная» механика с точки зрения академий.[3][2]

По описаниям Ричард акцентировал:

- Жёсткий, «боевой» образ подачи (психология удара через агрессию и уверенность).[3]

- Многократные повторения на улицах Комптона без турнирного отвлечения, чтобы закрепить схему «подброс — замах — мощный удар», но без тонкой биомеханической шлифовки.[3]

## Рик Макки: техническая шлифовка и объём подач (примерно 9–15 лет)

Из интервью и подкастов Макки:

- Макки говорит, что в 9–15 лет идёт «критическое окно», когда он строит «проигрока будущего» — именно тогда он вмешивается в биомеханику и технику, если нужно что‑то «перестроить».[4]

- В отдельном интервью о тренировках Венус и Серены он подчёркивает, что:

- Девочки проводили с ним по 4 часа в день на корте, и это было «всё про технику» — он намеренно тормозил их «сырую атлетику», чтобы «загрувать» правильные паттерны.[1]

- Они тренировали подачу сверхнормативно: «никто, с кем он работал, не бил больше подач после тренировки, чем Венус и Серена» — то есть после основной сессии шёл массивный блок подач.[1]

Конкретно по элементам подачи у Макки в детских интервью:

- Подброс

- Макки явно работал над стабильным и повторяемым подбросом: подача рассматривалась как фундамент для игры на траве (он специально выводил Венус на травяные корты, чтобы она училась на раннем контакте и агрессивной подаче).[1]

- Подброс ставился так, чтобы позволять короткий замах и ранний удар, подготавливая игру вперёд (serve‑and‑attack).[1]

- Замах и длина движения

- На траве в его центре Венус в 12 лет проводила по 2 часа в день, где задача была «укоротить замах, ударять раньше, чаще идти вперёд» — это прямо касается траектории и амплитуды замаха на подаче и на ударах.[1]

- Он «притормаживал» их импульсивность, добиваясь ритма и тайминга, а не только мощности.[1]

- Удар и скоростной потенциал

- Макки подчёркивает, что видел у Серены невероятный «firepower» и что её подача в 14 лет была биомеханически даже лучше, чем позже, когда она немного изменила механику.[4]

- Его подход: строить подачу как «оружие» с юного возраста, ориентируясь на будущее (игра на траве, быстрая подача, короткие розыгрыши).[5][1]

Возрастной акцент:

- 9–12 лет: массовое формирование техники, огромный объём подач после каждой тренировки, работа над замахом и подбросом, особенно у Венус на траве.[4][1]

- 12–14 лет: переход к «про‑паттернам» — скоростная подача, игра первым мячом, точная настройка биомеханики Серены (по словам Макки, её подача в 14 была уже элитного уровня по технике).[4]

## Что именно «правили» по отношению к тому, что сделал Ричард

- Макки не отрицал работу Ричарда, а «пересобирал» некоторые вещи под будущий про‑уровень: укороченный и более компактный замах, улучшенный тайминг и стабильный подброс, плюс гигантский объём практики.[5][1]

- Ричард, по описаниям, больше задавал общую структуру движения и ментальный образ «мощной подачи», а Макки переводил это в ортодоксальную биомеханику с учётом покрытия и будущих задач тура.[3][1]

Если интересны совсем «тонкие» детали (углы, последовательность суставов, особенности траекторий подброса у Серены), можно отдельно разобрать материалы сервиc‑анализов и статьи о «most beautiful toss in tennis», где разбирают именно её подброс и синхронизацию, но это уже не из уст тренеров, а аналитиков.[6]

[1](https://www.youtube.com/watch?v=NFAONSR5yN8)

[2](https://en.wikipedia.org/wiki/Richard_Williams_(tennis_coach))

[3](https://www.womanandhome.com/life/news-entertainment/how-richard-williams-coached-tennis-legends-serena-and-venus-from-babies/)

[4](https://www.youtube.com/watch?v=ZsrciOXSagI)

[5](https://glorioussport.com/articles/serving-the-stars-coach-supremo-rick-macci/)

[6](https://www.newyorker.com/sports/sporting-scene/how-serena-williams-used-the-most-beautiful-service-toss-in-tennis-to-beat-her-sister-venus-at-the-us-open)

[7](https://secondservepodcast.com/2025/05/14/ep-267-coach-rick-macci-part-three/)

[8](https://www.youtube.com/watch?v=yRih5jMM0ls)

[9](https://www.youtube.com/watch?v=oBZZsiFaqE8)

[10](https://www.instagram.com/reel/DPGk-pMAFpH/)

[11](https://www.youtube.com/watch?v=ZGMPKbPQVcI)

[12](https://www.espn.com/espnw/culture/feature/article/17494146/road-23-story-serena-path-greatness)