Найти в Дзене
Гомон голосов

Народный календарь. Никола Зимний (Никола Холодный, Николин день), день свт. Николая Чудотворца)

"...Об этом времени крестьяне говорили: «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!», «Привезли зиму на санках до Николы – вот тебе и
жданная оттепель!» По преданию, 6 дек. Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по Русской земле, обходя ее «обыденкой» из конца в конец. У русских существовал сказ о состязании Николы-угодника с Ильей-громовником. В

"...Об этом времени крестьяне говорили: «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!», «Привезли зиму на санках до Николы – вот тебе и

жданная оттепель!» По преданию, 6 дек. Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по Русской земле, обходя ее «обыденкой» из конца в конец. У русских существовал сказ о состязании Николы-угодника с Ильей-громовником. В давние времена жил-был мужик. Николин день завсегда почитал, а в Ильин нет-нет да и работать станет, а про Илью-пророка и думать забыл. Вот как-то раз идет Илья-пророк с Николою полем этого самого мужика, идут они и смотрят – на ниве зеленя стоят такие славные, что душа не нарадуется. «Вот будет урожай, так урожай!» – говорит Никола. «А вот посмотрим! – отвечает Илья. – Как спалю я молнией и выбью градом все поле, так будет мужик правду знать да Ильин день почитать!» Поспорили и разошлись в разные стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: «Продай, – говорит, – скорее ильинскому попу весь хлеб на корню; не то ничего не останется, все градом прибьет!..» Мужик послушался. Прошло ни много, ни мало времени: собралась-понадвинулась грозовая туча, страшным

градом и ливнем разразилась она над нивой мужика, весь хлеб как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою, и говорит Илья: «Посмотри, каково разорил я мужиково поле!» А Никола-угодник в ответ ему, что хлеб-де давно мужиком на корню продан. «Постой же, я опять поправлю ниву, будет она вдвое лучше прежнего!» Никола опять к мужику и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем откуда что взялось – стала мужикова нива поправляться: от старых пошли новые, свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят землю: чудный уродился хлеб – высокий да густой, сорной травы совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнется к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь – словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен, уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идет Илья с Николою; узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит: «Постой же, отыму я у хлеба спорость! Сколько бы ни поклал мужик снопов, больше четверика зараз не вымолотит!» Никола-угодник идет к мужику и советует ему во время молотьбы больше, как по одному снопу, не класть на ток. Стал мужик молотить, что ни сноп, то и четверик зерна: все закрома, все клети засыпал рожью, и все еще много остается; пришлось строить новые амбары…

Св. Николай Чудотворец представлялся в воображении русского народа то в образе «доброго деда» (Никола-милосливый), то в виде сурового старца; то облик его отличался богатырской поступью, напоминающей «походочку» Миколы Селяниновича, сына Матери-Сырой-Земли. Ему приписывалась не только власть над морями, не только защита хлебородных полей, но и мн. др.

«Кому на ком жениться, тот в того и родится», – говорила старая русская пословица. «Всякая невеста – своему жениху невестится», «Суженого конем не объедешь», или «Сужено-ряжено – не объедешь в кузове» и т. д. Николу-милосливого наделяли силой «связывать судьбу суженых». Существовал обычай служить после свадебного сговора молебствие Николе-угоднику о благополучии брачующихся. «Смерть да жена – Богом суждена».

Вместе с Ильей-пророком и Михаилом-архангелом русские приписывали св. Николаю Чудотворцу участие в перевозе душ христианских через реки огненные, отделяющие пределы земные от мира загробного. Среди благоуханного рая, под густым навесом «племенитого лавра», распустившего во все стороны света белого свои ветви золотые с листьями серебряными, «на святом ложе», усыпанном пестрыми цветами духовитыми, лежит-почивает «святой отец Никола». Приходит к нему, говорит сказание, Илья-громовый. «Вставай, Никола, пойдем в лес, построим корабли и давай перевозить души с того света на этот!»Уделив св. Николаю Чудотворцу обширное место в области своих сказаний, окружив его имя вереницею обычаев и поверий и создав о нем множество пословиц, поговорок и всяких речений, русский народ не забыл о нем и в своих заговорах. Вот один из них: «Завяжи, Господи, колдуну и колдунье, ведуну и ведунье уста и язык на раба Божия (имярек) зла не мыслити. Михайло-архангел, Гавриил-архангел, Никола-милостив! Сниидите с небес и снесите ключи и замкните колдуну и колдунье, ведуну и ведунье и упырю накрепко и твердо. И сойдет Никола-милостив, и снесет железа и поставит от земли до небес, и запрет тремя ключами позолоченными, и те ключи бросит в окиян-море; в окиян-море лежит камень алатырь: тебе бы, камню, не отложаться, а вам, ключам, не выплывать по мое слово!»

У того ли, у Николы Можайского,

Те мужики новгородские соходилися,

На братчину, на Никольщину,

Начинают пить канун, пива ячныя…

Никольщина была приходским праздником, отмечалась в течение 3–4 дней с приглашением всех родственников и друзей. Это был «обетный» праздник, готовясь к встрече которого варили всей деревней на общий счет пиво, распиваемое до последней капли в один день (кроме Николы-зимнего это совершалось и в некоторые др. праздники). В старину на Николу привозили мужики новгородские к обедне в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась причту церковному за молебен, а остальное шло на угощение съезжавшихся и сходившихся на братчину. «На братчину ездят незваны!», «Братчина судит, ватага – рядит», – говорят в народе. «На Никольщину и друга зови, и ворога зови, оба друзья будут!» – добавляется в др. изречении с намеком на то, что за одним столом с братающимся людом сидит и Яр-Хмель, общий примиритель. «Николить» – праздновать Никольщину – является в то же время равнозначащими словами: пить, гулять, пьянствовать. «Наши заниколили», – говорили на Руси. «Что наковал, то и прониколил», «Дониколился до сумы»… Крылатое слово народное рисовало яркую картину деревенского веселья, связанного с зимней Никольщиной. Вся эта картина составлялась из поговорок вроде: «Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьет, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют!», «Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют!», «На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой», «Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится!»… В этих поговорках русские сами подсмеивались над своим обычаем. Тем не менее, о Никольщине говорили так: «Никольщина красна пивом да пирогами!», «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги печет!», «Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет», «Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет!»

Сохранились в памятниках народного творчества и другие изречения: «Никольщина не ходит с поклоном на барский двор!», «Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина и не ведала, что на барщину царем от Бога навек заказ положен!» День, посвященный Церковью памяти св. угодника Божия, ведающего «все воды и все броды», был днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит никольский торг», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!»… Длинная цепь подобных хозяйственных поговорок замыкалась наиболее точной из них: «Никольский торг всему указ». В крестьянском быту Николин день был сроком для разного рода сделок, платежей, хозяйственных

договоров. На ярмарках складывались цены на хлеб и др. продукты. На посиделки девушки пряжи не брали, надевали праздничные наряды да хороводы с песнями веселыми водили. В Поморье Никола Зимний был рубежом между осенней и зимней путиной. Заканчивался лов семги, наваги, камбалы, трески. Рыбаки возвращались домой. А после Николы уходили на морской зверобойный промысел. Начинался и последний лов сельди. С Николы Зимнего молодежь начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, готовить маски для ряженых.

С Николы Зимнего начиналось сватовство; те, кто думал жениться или женить, служили молебен..."

Русский народ. Этнографическая энциклопедия в 2-х томах. / Главный редактор, составитель О. А. Платонов.

Вспомним:

День скиппинга. Скиппинг, также известный как прыжки со скакалкой, - это энергичное занятие для людей всех возрастов. Скиппинг - это не только развлечение, но и соревновательный вид спорта. По всему миру проводятся профессиональные турниры по скиппингу, на которых спортсмены демонстрируют свою невероятную скорость, ловкость и координацию. Скиппинг берет свое начало в 1897 году, когда впервые…
Гомон голосов19 декабря 2024