На днях я столкнулся с экономическим парадоксом, который наглядно объясняет всё, что происходит с нашими деньгами и автомобильным рынком. Сестра попросила помочь с продажей её верной «боевой подруги» - Hyundai Creta 2019 года выпуска. Машина честная, в одних руках, пробег подобрался к психологической отметке в 98 000 километров. Состояние - твердая «четверка»: есть пара сколов, потертости в багажнике, но технически - сел и поехал хоть во Владивосток.
Мы выставили объявление на классифайдах, приготовились к шквалу звонков (это же Крета, ликвиднее только пятитысячная купюра!), но прошла неделя - и тишина. Реальных покупателей с наличкой словно ветром сдуло. Зато телефон оборвали менеджеры автосалонов. И вот один из звонков заставил меня крепко задуматься и даже испытать ложное чувство эйфории. Менеджер крупного трейд-ин центра, даже не видя машину вживую, бодро заявил: «Если кузов в родне, забираем за 1 250 000 рублей прямо сегодня».
Я положил трубку и замер. Ровно эту сумму - 1 250 000 рублей - сестра отдавала в кассу дилера в далеком 2019 году за новую машину в предмаксимальной комплектации.
Иллюзия бесплатной эксплуатации
Первая мысль, которая проносится в голове: «Вот это удача!». Получается, сестра проездила на машине шесть лет, намотала почти сто тысяч километров, возила на ней стройматериалы для дачи, детей в школу, ездила в путешествия - и всё это ей обошлось бесплатно? Она возвращает свои деньги в полном объеме!
Кажется, что это гениальная инвестиция. Ни один депозит, ни одна акция (если вы не угадали с биткоином) не дала бы такого ощущения сохранения капитала. Автомобиль, который по всем законам физики и экономики должен был потерять минимум 40-50% стоимости за счет амортизации и износа, стоит столько же, сколько новый в коробке шесть лет назад.
Но как только проходит первый приступ радости, включается холодная логика, и ты понимаешь: это не мы стали богаче, и не машина стала лучше. Это наши деньги превратились в фантики.
Суровая математика 2025 года
Давайте посмотрим правде в глаза. Что такое 1 250 000 рублей в 2019 году?
- Это новая полноприводная Creta.
- Это хорошая «однушка» в регионе или первоначальный взнос за квартиру в Москве.
- Это новый Volkswagen Tiguan, если добавить совсем немного.
А что такое 1 250 000 рублей сегодня, в конце 2025 года?
- Это новая Lada Granta в средней комплектации (и то, если не навяжут «допы»).
- Это треть от стоимости нормального китайского кроссовера.
- Это первоначальный взнос по ипотеке, которую страшно брать под нынешние проценты.
Предложение салона, которое звучит как «цена покупки», на самом деле является фиксацией убытков. Если сестра отдаст машину за эти деньги, она останется пешеходом с чемоданом денег, на которые сегодня невозможно купить ничего равноценного. Чтобы пересчесть на «тот самый» уровень жизни, ей нужно продать эту Крету минимум за 2.5 миллиона, что, конечно, нереально.
Почему салон так щедр?
Не стоит думать, что дилер - это благотворительная организация, которая решила спасти ваши сбережения. Если они предлагают 1.25 млн «в лоб», значит, реальная рыночная цена этой машины - около 1.5 – 1.6 млн рублей.
У дилеров сейчас голод. Новых «европейцев» и «корейцев» нет, а китайские машины на вторичке пока вызывают опасения у покупателей (ликвидность под вопросом). Hyundai Creta с пробегом до сотни - это «золотой актив».
- Надежность: Моторы 1.6 и 2.0 ходят долго, автоматы вечные.
- Понятность: Запчасти есть в каждом ларьке, любой сервис знает эту машину как облупленную.
- Кредитоемкость: Эту машину салон помоет, скрутит пробег до «красивых» 60 тысяч (увы, это реальность) и продаст в кредит следующему владельцу за 1.65 млн рублей.
Получается, что дилер готов выкупить автомобиль за цену 2019 года, чтобы наварить на нем еще 300-400 тысяч.
Тупик продавца
И вот мы с сестрой стоим перед выбором, который больше похож на тупик.
С одной стороны, продавать нужно. Пробег 98 000 км - это рубеж. Дальше начнутся вложения: катализатор (больная тема корейцев), подвеска, цепь. Машина просит денег.
С другой стороны, продав её за 1.3–1.4 млн (даже если продадим сами, чуть дороже салона), что брать взамен?
- Новый «китаец»? Это минимум 2.5 млн рублей. Нужно добавлять миллион с лишним. Кредиты сейчас - это петля на шее.
- Б/у классом выше? За 1.5 млн живых Sportage или RAV4 нет, это будет хлам.
- Лада? Менять корейский кроссовер на Гранту или Весту - это даушифтинг, к которому сестра не готова.
Вывод
Ситуация с Кретой отлично показывает, в какой ловушке оказались российские автовладельцы. Мы радуемся, что наши машины «подорожали» или не потеряли в цене, но это иллюзия. Мы стали заложниками своих старых, надежных автомобилей.
Продать их можно выгодно (в цифрах), но купить что-то взамен - невозможно без кабальных долгов. Поэтому, скорее всего, мы откажем дилеру. Поедем в сервис, вырежем катализатор, поменяем масло в коробке, сделаем химчистку и будем ездить дальше, пока пробег не перевалит за 200 тысяч. Потому что в 2025 году старый друг - это не просто лучше новых двух, это единственное, что позволяет сохранять мобильность без риска банкротства.
А вы бы отдали свою машину за ту цену, за которую покупали ее новой, или считаете, что это грабеж с учетом инфляции?