Четвёртый вечер из цикла ретроспективных кинолекций «Одна страна – одна война», прошедший в минувший четверг в новом здании Пензенского краеведческого музея, был посвящен кинематографу Узбекистана.
Руководитель Пензенского отделения Союза кинематографистов России, киновед, историк кино, Президент кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина Светлана Старостина, помимо рассказа о фильмах, снятых в этой республике в советские годы, и отражавших тему Великой Отечественной войны, делилась со зрителями своими впечатлениями от недавнего общения с исполнителями главных ролей в фильме «Незабытая песня» (1973, реж. Равиль Батыров) – Рустамом Сагдуллаевым и Светланой Суховей.
Предполагалось, что именно они станут гостями прошедшего недавно кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина, но, ввиду различных причин, их визит в Пензу так и не состоялся. Но – не будем терять надежды увидеть их в нашем городе в недалёком будущем…
Как и на прошлом вечере, посвященном кинематографу Белоруссии, в качестве передачи символичной эстафетной палочки, было решено больше экранного времени уделить именно этой картине. Ведь её действие происходит на белорусской земле…
Впрочем, обо всем – по порядку. Слово – ведущей цикла…
«Фронт был далеко от Узбекистана, но республика в 1941-1945 годах приняла миллионы эвакуированных, поэтому война очень остро переживалась здесь. Общая беда зашла в каждый дом. Эти боль утрат и радость победы находили отражение в военных фильмах советской эпохи.
В 1941 была создана «Ташкентская киностудия», объединившая узбекских и эвакуированных кинематографистов России, Белоруссии и Украины. Художественным руководителем студии был известный режиссёр Михаил Ильич Ромм. В 1943 году на киностудии режиссёром Леонидом Луковым был снят знаменитый фильм «Два бойца».
Созданы фильмы о войне: «Ты не сирота» (1963), «Сыны Отечества» (1968), «Яблоки сорок первого года» (1970), «Возвращайся с солнцем» (1971).
«Ты не сирота» (1963).
Режиссер-постановщик: Шухрат Аббасов.
Эта драма основана на реальных событиях. Прототипы героев картины –ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова. Пока родной сын находился на фронте в годы Второй мировой войны, они усыновили и удочерили 15 детей разных национальностей, эвакуированных в Ташкент из многих уголков большой страны. И никакие невзгоды не заставили их отказаться от каждой из детских душ.
«В 26-го не стрелять» (1966).
Режиссер-постановщик: Равиль Батыров.
Фильм снят по роману «Феникс» Эдуарда Арбенова и Льва Николаева. В 1943 году в Берлине разведчику из Узбекистана, работающему под именем Саид Исламбек, удалось стать инструктором секретной разведшколы и сообщить своему командованию о сроках и месте высадки диверсионных групп. Дабы пустить врага по ложному следу, Саид Исламбек вынужден пойти на саморазоблачение, что в итоге стоит ему жизни.
«Яблоки 41 года» (1970).
Фильм Равиля Батырова сегодня могли бы назвать роуд-муви, так как все действие происходит в дороге. В основе картины тоже абсолютно реальная история о пожилых узбекских колхозниках. Они решают помочь своим солдатам, которые отправились на войну за тысячи километров от дома. Они берут несколько ящиков с яблоками и через всю воюющую страну везут на фронт.
В дороге с крестьянами происходят приключения. Но постепенно этим людям, никогда не покидавшим пределы родного кишлака, открывается огромная страна, которая становится им родной. И война оказывается совсем не такой, как им представлялось в деревне. Узбеков на фронте путешественники так и не находят, и отдают свой драгоценный груз другим солдатам – русским, грузинам. Тоже своим.
История движется от простого к сложному. Незамысловатая на старте, она набирает масштаб. И к финалу перед нами уже историческое полотно.
«Это документ эпохи, – писал Али Хамраев. –Тем и ценен это фильм. Искусство в то время было наивным и правдивым. Это сейчас производится заказной псевдопатриотизм. А тогда трагедия играла в душе у режиссера, у актеров, у автора. Война была недалеко».
«Ленинградцы – дети мои» (1980).
Режиссер-постановщик и сценарист: Дамир Салимов.
Действие фильма происходит в 1942 году, в тяжелые времена Второй мировой войны. Из блокадного Ленинграда и других прифронтовых городов эвакуируют в Среднюю Азию десятки тысяч осиротевших детей. Им дают приют в узбекских семьях и детских домах. Одна из тех, кто принял сирот, и дал им тепло и заботу, –Хадича Батырова. После окончания войны Хадича так и не расстается со своими приемышами, став директором детского дома и второй матерью для своих воспитанников. История о подвиге обычной, ничем не примечательной на первый взгляд, девушки, о ее непростых взаимоотношениях с воспитанниками, и стала основой, которая легла в это киноповествование.
Фильм «Незабытая песня» (1973).
Режиссер – Равиль Батыров.
Вот что он рассказал о своей картине…
«Наш фильм посвящен 30-летию Победы. В центре его – узбекский парень Саттар, который в первые месяцы войны попадает в окружение в Белоруссии. Оказывается в плену. Бежит из плена к партизанам. Здесь ждет его любовь Марины. Во время одной из операций Саттар теряет Марину. Но он не верит, что она погибла. Он ждет ее и после Победы. Приезжает в то село, где когда-то встретился с нею. Но здесь живет другая Марина... Чуда не состоялось.
Нам хотелось показать войну отражённо, через судьбы нескольких людей, не повторяя того, что уже не раз было на экране, – боевые операции, взрывы, кровь... Мы попытаемся рассказать о наших героях, их высоком патриотизме, их готовности к подвигу, их высоком нравственном превосходстве, без патетики и пышных слов.
Некоторая камерность событий все равно выводит нас к высокой и возвышенной теме – никто не забыт, и ничто не забыто. Никогда не будет забыт подвиг белорусских партизан, среди которых сражались представители многих народов нашей страны. Не забыта и любовь, песня, с которой она связана...».
…Как и на прошлом «белорусском» кинолектории, представленные картины (в особенности, «Незабытая песня») глубоко затронули души зрителей.
«Снимаем, потому что болит», – цитировали мы тогда слова одного из сценаристов киностудии «Беларусьфильм». И в этот раз их можно отнести уже и к создателем узбекских картин.
Заключительный, пятый вечер ретроспективных кинолекций Светланы Старостиной «Одна страна – одна война» состоится в ближайшее воскресенье, 14 декабря.
Предполагается, что почетным гостем этого события станет Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР – Людмила Зайцева. Она представит фильм режиссера Алексея Германа «20 дней без войны».