Найти в Дзене

«Одна страна – одна война»: кино Узбекистана

Четвёртый вечер из цикла ретроспективных кинолекций «Одна страна – одна война», прошедший в минувший четверг в новом здании Пензенского краеведческого музея, был посвящен кинематографу Узбекистана. Руководитель Пензенского отделения Союза кинематографистов России, киновед, историк кино, Президент кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина Светлана Старостина, помимо рассказа о фильмах, снятых в этой республике в советские годы, и отражавших тему Великой Отечественной войны, делилась со зрителями своими впечатлениями от недавнего общения с исполнителями главных ролей в фильме «Незабытая песня» (1973, реж. Равиль Батыров) – Рустамом Сагдуллаевым и Светланой Суховей. Рустам Сагдуллаев в фильме «Незабытая песня» Белорусская актриса Светлана Суховей («Незабытая песня») Предполагалось, что именно они станут гостями прошедшего недавно кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина, но, ввиду различных причин, их визит в Пензу так и не состоялся. Но – не будем терять надежды увиде

Четвёртый вечер из цикла ретроспективных кинолекций «Одна страна – одна война», прошедший в минувший четверг в новом здании Пензенского краеведческого музея, был посвящен кинематографу Узбекистана.

Руководитель Пензенского отделения Союза кинематографистов России, киновед, историк кино, Президент кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина Светлана Старостина, помимо рассказа о фильмах, снятых в этой республике в советские годы, и отражавших тему Великой Отечественной войны, делилась со зрителями своими впечатлениями от недавнего общения с исполнителями главных ролей в фильме «Незабытая песня» (1973, реж. Равиль Батыров)Рустамом Сагдуллаевым и Светланой Суховей.

Рустам Сагдуллаев в фильме «Незабытая песня»
Рустам Сагдуллаев в фильме «Незабытая песня»
Белорусская актриса Светлана Суховей («Незабытая песня»)
Белорусская актриса Светлана Суховей («Незабытая песня»)

Предполагалось, что именно они станут гостями прошедшего недавно кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина, но, ввиду различных причин, их визит в Пензу так и не состоялся. Но – не будем терять надежды увидеть их в нашем городе в недалёком будущем…

Как и на прошлом вечере, посвященном кинематографу Белоруссии, в качестве передачи символичной эстафетной палочки, было решено больше экранного времени уделить именно этой картине. Ведь её действие происходит на белорусской земле…

Впрочем, обо всем – по порядку. Слово – ведущей цикла…

«Фронт был далеко от Узбекистана, но республика в 1941-1945 годах приняла миллионы эвакуированных, поэтому война очень остро переживалась здесь. Общая беда зашла в каждый дом. Эти боль утрат и радость победы находили отражение в военных фильмах советской эпохи.

В 1941 была создана «Ташкентская киностудия», объединившая узбекских и эвакуированных кинематографистов России, Белоруссии и Украины. Художественным руководителем студии был известный режиссёр Михаил Ильич Ромм. В 1943 году на киностудии режиссёром Леонидом Луковым был снят знаменитый фильм «Два бойца».

Созданы фильмы о войне: «Ты не сирота» (1963), «Сыны Отечества» (1968), «Яблоки сорок первого года» (1970), «Возвращайся с солнцем» (1971).

«Ты не сирота» (1963).

-4

Режиссер-постановщик: Шухрат Аббасов.

Эта драма основана на реальных событиях. Прототипы героев картины –ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова. Пока родной сын находился на фронте в годы Второй мировой войны, они усыновили и удочерили 15 детей разных национальностей, эвакуированных в Ташкент из многих уголков большой страны. И никакие невзгоды не заставили их отказаться от каждой из детских душ.

«В 26-го не стрелять» (1966).

-5

Режиссер-постановщик: Равиль Батыров.

Фильм снят по роману «Феникс» Эдуарда Арбенова и Льва Николаева. В 1943 году в Берлине разведчику из Узбекистана, работающему под именем Саид Исламбек, удалось стать инструктором секретной разведшколы и сообщить своему командованию о сроках и месте высадки диверсионных групп. Дабы пустить врага по ложному следу, Саид Исламбек вынужден пойти на саморазоблачение, что в итоге стоит ему жизни.

«Яблоки 41 года» (1970).

-6

Фильм Равиля Батырова сегодня могли бы назвать роуд-муви, так как все действие происходит в дороге. В основе картины тоже абсолютно реальная история о пожилых узбекских колхозниках. Они решают помочь своим солдатам, которые отправились на войну за тысячи километров от дома. Они берут несколько ящиков с яблоками и через всю воюющую страну везут на фронт.

В дороге с крестьянами происходят приключения. Но постепенно этим людям, никогда не покидавшим пределы родного кишлака, открывается огромная страна, которая становится им родной. И война оказывается совсем не такой, как им представлялось в деревне. Узбеков на фронте путешественники так и не находят, и отдают свой драгоценный груз другим солдатам – русским, грузинам. Тоже своим.

История движется от простого к сложному. Незамысловатая на старте, она набирает масштаб. И к финалу перед нами уже историческое полотно.

«Это документ эпохи, – писал Али Хамраев. –Тем и ценен это фильм. Искусство в то время было наивным и правдивым. Это сейчас производится заказной псевдопатриотизм. А тогда трагедия играла в душе у режиссера, у актеров, у автора. Война была недалеко».

«Ленинградцы дети мои» (1980).

-7

Режиссер-постановщик и сценарист: Дамир Салимов.

Действие фильма происходит в 1942 году, в тяжелые времена Второй мировой войны. Из блокадного Ленинграда и других прифронтовых городов эвакуируют в Среднюю Азию десятки тысяч осиротевших детей. Им дают приют в узбекских семьях и детских домах. Одна из тех, кто принял сирот, и дал им тепло и заботу, –Хадича Батырова. После окончания войны Хадича так и не расстается со своими приемышами, став директором детского дома и второй матерью для своих воспитанников. История о подвиге обычной, ничем не примечательной на первый взгляд, девушки, о ее непростых взаимоотношениях с воспитанниками, и стала основой, которая легла в это киноповествование.

-8

Фильм «Незабытая песня» (1973).

-9

Режиссер – Равиль Батыров.

Вот что он рассказал о своей картине…

«Наш фильм посвящен 30-летию Победы. В центре его – узбекский парень Саттар, который в первые месяцы войны попадает в окружение в Белоруссии. Оказывается в плену. Бежит из плена к партизанам. Здесь ждет его любовь Марины. Во время одной из операций Саттар теряет Марину. Но он не верит, что она погибла. Он ждет ее и после Победы. Приезжает в то село, где когда-то встретился с нею. Но здесь живет другая Марина... Чуда не состоялось.

Нам хотелось показать войну отражённо, через судьбы нескольких людей, не повторяя того, что уже не раз было на экране, – боевые операции, взрывы, кровь... Мы попытаемся рассказать о наших героях, их высоком патриотизме, их готовности к подвигу, их высоком нравственном превосходстве, без патетики и пышных слов.
Некоторая камерность событий все равно выводит нас к высокой и возвышенной теме – никто не забыт, и ничто не забыто. Никогда не будет забыт подвиг белорусских партизан, среди которых сражались представители многих народов нашей страны. Не забыта и любовь, песня, с которой она связана...».

…Как и на прошлом «белорусском» кинолектории, представленные картины (в особенности, «Незабытая песня») глубоко затронули души зрителей.

«Снимаем, потому что болит», – цитировали мы тогда слова одного из сценаристов киностудии «Беларусьфильм». И в этот раз их можно отнести уже и к создателем узбекских картин.

Заключительный, пятый вечер ретроспективных кинолекций Светланы Старостиной «Одна страна – одна война» состоится в ближайшее воскресенье, 14 декабря.

Предполагается, что почетным гостем этого события станет Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР – Людмила Зайцева. Она представит фильм режиссера Алексея Германа «20 дней без войны».