Найти в Дзене

Брошенные в лагере раненые и больные воины

На моей памяти в античной истории зафиксировано три случая, когда полевой лагерь был беспрепятственно захвачен неприятелем и находящиеся в нем тяжелораненые и больные воины были безжалостно умерщвлены или взяты в плен противником. В двух случаях соплеменники были брошены в лагере соратниками на произвол судьбы вопреки требованиям полководцев, в одном – лагерь с беспомощными воинами был сознательно оставлен по приказу военачальника. В 513 году до новой эры царь Ахеменидской державы Дарий I предпринял поход на скифов и был вынужден отступить обратно по причине ведения противником тактики выжженной земли. Он прислушался к совету начальника царских копьеносцев Гобрия, который сказал на военном совете: «Царь! Мой совет тебе с наступлением ночи нужно, как это мы обычно делаем, зажечь огни, оставить на произвол судьбы слабосильных воинов и всех ослов на привязи и отступить, пока скифы еще не подошли к Истру, чтобы разрушить мост через реку, или ионяне не приняли какого-нибудь губительного для

На моей памяти в античной истории зафиксировано три случая, когда полевой лагерь был беспрепятственно захвачен неприятелем и находящиеся в нем тяжелораненые и больные воины были безжалостно умерщвлены или взяты в плен противником. В двух случаях соплеменники были брошены в лагере соратниками на произвол судьбы вопреки требованиям полководцев, в одном – лагерь с беспомощными воинами был сознательно оставлен по приказу военачальника.

В 513 году до новой эры царь Ахеменидской державы Дарий I предпринял поход на скифов и был вынужден отступить обратно по причине ведения противником тактики выжженной земли. Он прислушался к совету начальника царских копьеносцев Гобрия, который сказал на военном совете: «Царь! Мой совет тебе с наступлением ночи нужно, как это мы обычно делаем, зажечь огни, оставить на произвол судьбы слабосильных воинов и всех ослов на привязи и отступить, пока скифы еще не подошли к Истру, чтобы разрушить мост через реку, или ионяне не приняли какого-нибудь губительного для нас решения». Когда наступила ночь, Дарий начал приводить совет Гобрия в исполнение. Слабосильных воинов, а также всех ослов на привязи царь оставил на месте в лагере. Ослов царь оставил, чтобы те ревели, а людей из-за их немощи под тем предлогом, что он намеревается с отборной частью войска напасть на скифов. Отдав такие приказания оставшимся в стане и повелев зажечь огни, Дарий поспешно направился к Истру».

Учитывая значительную численность персидского войска и огромное количество больных в лагере Дария, можно сделать предположение, что утром скифы обнаружили в нем тысячи оставленных воинов, которых либо умертвили по причине их немощности или взяли в плен.

После двух поражений в 413 году до новой эры в сухопутной и морской битвах под стенами Сиракуз афиняне двинулись в глубину острова Сицилия, оставив в лагере тяжелораненых воинов. По свидетельству Фукидида: «Раненые и больные, покидаемые еще живыми, были в глазах оставшихся в живых еще более достойны жалости и несчастнее погибших. Своими мольбами и жалобами они повергли уходящее войско в полное расстройство. Они упрашивали их взять с собой, завидев кого-нибудь из друзей или близких, обращались к каждому, называя его по имени, хватались за одежды своих товарищей по палатке в самый момент отправления, и тащились за ними, пока хватало сил и наконец, со страшными воплями и проклятиями отставали, покинутые всеми».

Исходя из численности афинского войска, можно сделать предположение, что количество оставленных в лагере раненых и больных исчислялось несколькими тысячами человек. Вряд ли сиракузяне оказали им своевременную медицинскую помощь, и все немощные афиняне были безжалостно умерщвлены противником, а взятые в плен после отступления в глубину острова воины Демосфена и Никия были брошены на изнурительную работу в каменоломни, где в своем большинстве в скором времени также погибли. Следует отметить, что даже после двух поражений для афинян не все было потеряно и, имея численное преимущество в воинах перед противником, они могли успешно завершить кампанию, если бы не охватившая войска паника.

После поражения в 53 году до новой эры в битве от парфян римляне бежали ночью в Карры и оставили в лагере на произвол судьбы тяжелораненых соплеменников. По свидетельству Плутарха: «Лишь только неспособные двигаться поняли, что их бросают, лагерем овладели страшный беспорядок и смятение, сопровождавшееся воплями и криками. Парфяне с наступлением дня, подъехав к лагерю, перебили оставшихся в нем, в числе не менее четырех тысяч человек».

По мнению большинства историков в подобном случае римляне при спешном отступлении в Карры бросили в лагере тяжелораненых легионеров и обоз вопреки приказу своего полководца, а по самовольному требованию его трусливого квестора Кассия. Опасаясь судебного расследования, Кассий долгое время боялся возвращаться в Рим, и только убедившись в том, что среди высшего офицерского состава не осталось живых свидетелей его самовольного приказа, убыл из Сирии в Италию. Также отмечу, что после понесенного поражения в битве римляне имели как минимум трехкратное численное преимущество перед парфянами, и только полное отсутствие воинской дисциплины привело к дальнейшей катастрофе – полному уничтожению римской армии в ходе ее неорганизованного отступления к близлежащим горным возвышенностям на территории Армении.

Битва скифов с персами
Битва скифов с персами
Битва при Каррах
Битва при Каррах
Сражение афинян и сиракузян
Сражение афинян и сиракузян