Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Песня-1972. На сей раз – перед Новым годом

Да, в отличие от первого выпуска, второй проводился 22 декабря 1972-го года, то есть, так сказать, в отчётный период. Однако «Песня года-1973» снова вышла 1-го января, что, на мой взгляд, правильно: праздник ведь! С вами Михаил Акимов. Здравствуйте! Если в финал первого фестиваля не вошли песни ВИА («Песняры», «Поющие гитары», «Весёлые ребята»), то во второй «Песняров» уже запустили, причём, с теми же песнями, которые номинировались на финал год назад. Ещё этот выпуск запомнился тем, что на нём поэт Владимир Харитонов прочитал своё стихотворение «Мой адрес – Советский Союз», через год ставшее песней и в её составе лауреатом «Песня-1973». Однако так же, как и год назад, были песни, которые исполнялись в промежуточных выпусках в течение года, но не прошли в финал: «Кони привередливые» (1972), стихи и музыка Владимира Высоцкого (не формат, так как жанр - песни бардов); «Лесной олень» (1972) из к/ф «Ох уж эта Настя!», исполнитель Аида Ведищева; «Чёрное и белое» (Мы выбираем, нас выбирают
Оглавление

Да, в отличие от первого выпуска, второй проводился 22 декабря 1972-го года, то есть, так сказать, в отчётный период. Однако «Песня года-1973» снова вышла 1-го января, что, на мой взгляд, правильно: праздник ведь!

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!

Если в финал первого фестиваля не вошли песни ВИА («Песняры», «Поющие гитары», «Весёлые ребята»), то во второй «Песняров» уже запустили, причём, с теми же песнями, которые номинировались на финал год назад.

Ещё этот выпуск запомнился тем, что на нём поэт Владимир Харитонов прочитал своё стихотворение «Мой адрес – Советский Союз», через год ставшее песней и в её составе лауреатом «Песня-1973».

Однако так же, как и год назад, были песни, которые исполнялись в промежуточных выпусках в течение года, но не прошли в финал:

  • «Кони привередливые» (1972), стихи и музыка Владимира Высоцкого (не формат, так как жанр - песни бардов);
  • «Лесной олень» (1972) из к/ф «Ох уж эта Настя!», исполнитель Аида Ведищева;
  • «Чёрное и белое» (Мы выбираем, нас выбирают…) (1972), из к/ф «Большая перемена», музыка Эдуарда Колмановского, слова Михаила Танича;
  • Песни Давида Тухманова из альбома «Как прекрасен мир» (Жил был я, «Как прекрасен этот мир»).

Зато некоторые песни, уже звучавшие в финале 1971, прозвучали и здесь – повторно: «Червона рута», «Журавли», «Свадьба», «Товарищ», «Не плачь, девчонка».

Песни-лауреаты фестиваля «Песня года-1973»:

-2

Ещё одна интересная деталь: песня Марка Фрадкина и Роберта Рождественского «За того парня» была исполнена дважды, причём подряд. Сначала её спел Иосиф Кобзон как первый исполнитель, за ним – Лев Лещенко как победитель на конкурсе в Сопоте.

Гимн фестиваля — «Песня остается с человеком» (композитор Аркадий Островский, стихи Сергей Островой). В заключение все участники концерта исполнили «Марш веселых ребят» (Исаак Дунаевский - Василий Лебедев-Кумач).

Все песни, прошедшие в финал, именовались лауреатами конкурса и были в этом плане равнозначны. Ну, а я в своей статье выбрал пять из 27-ми и расставил их по ранжиру в соответствии со своими предпочтениями и музыкальными вкусами.

-3

5 место. Тамара Синявская. Гляжу в озёра синие

Композитор Леонид Афанасьев, автор слов – Игорь Шаферан.

Принято считать, что песня была написана специально для телевизионного сериала «Тени исчезают в полдень», снятого по роману Александра Иванова. Однако музыка к песне появилась раньше.

Композитор Леонид Афанасьев был военным лётчиком, командиром эскадрильи. На его счету 116 боевых вылетов, выполнял особо важные задания. Во время одного из трудных полётов ему пришла в голову мелодия этой песни и помогла преодолеть жуткую усталость и благополучно вернуться на базу.

Игорь Шаферан уловил характер музыки и написал к ней слова, ещё не зная, что песне суждена очень долгая жизнь.

Получается, что мелодия дошла до слушателя спустя более чем полтора десятилетия, когда Афанасьев решил использовать её для многосерийной картины «Тени исчезают в полдень». Звучала ли она где-то ранее - выяснить не удалось. Инструментальная тема используется в каждой серии, и только в пятой Екатерина Шаврина запела песню. Это как раз и вызвано тем, что Игорь Шаферан написал слова к песне, когда съёмки сериала уже вовсю шли и даже близились к завершению.

В качестве первой исполнительницы часто называют Ольгу Воронец, однако, она исполнила её на «Песне года-1973», а Тамара Синявская годом раньше.

Спустя время сериал «Тени исчезают в полдень» признают лучшим фильмом 1970-х. Песня же станет хитом практически сразу. А исполнение Ольги Воронец завершит её превращение в негласный гимн России. В начале 1990-х, когда стоял вопрос о выборе гимна России, песня «Гляжу в озёра синие» рассматривалась как один из вариантов.

Кстати, мне исполнение Ольги Воронец нравится больше. На мой взгляд, у Тамары Синявской слишком низкий голос для этой песни. К тому же, он очень глубокий, и песня звучит как бы внутри неё, а не выплескивается наружу.

Композиция дважды становилась лауреатом конкурса «Песня года». В 1972-м году её представила Тамара Синявская, а в 1973-м - Ольга Воронец. Пели её и Валентина Толкунова, Валерия, Наталья Подольская.

4 место. Большой детский хор. Погоня

Мощная песня! Композитор Ян Френкель, слова Роберта Рождественского. В фильме песню за кадром исполняет Иосиф Кобзон. На фестивале «Песня года-1972» её исполнил Большой детский хор центрального телевидения и Всесоюзного радио СССР (сокращённо — БДХ СССР).

Интересный нюанс, между прочим. Если саму франшизу, в принципе, можно отнести к категории детских фильмов, то песни-то точно детскими не назовёшь. Поэтому, на мой взгляд, исполнение песни детьми такого возраста – некий нонсенс: не должен бы их волновать вопрос, есть ли пули в нагане.

Тем не менее, оргкомитет фестиваля решил, что петь песню будет БДХ.

Если взять все песни франшизы, думаю, что две из них намного опередят остальных, а вот между собой они, пожалуй, равнозначны. Я имею в виду «Льют свинцовые ливни» и «Погоню». Песня Яшки-цыгана «Спрячь за высоким забором» написана с претензией на юмор, а «Русское поле» я при просмотре вообще не заметил. Тем более, что Ивашов всего один куплет спел.

Ну, а эти две песни действительно сильные. Под первую так и хочется выйти в поле с конём, а под вторую – на этого коня сесть, поскакать и – «Да здравствует ветер, который в лицо!»

3 место. Песняры. Берёзовый сок

Музыка Вениамина Баснера, слова Михаил Матусовского. Первым её исполнителем стал Марк Бернес. "Эта песня задела меня за сердце", - сказал о ней Марк Наумович. После неё он успел записать только "Журавлей" Яна Френкеля и Расула Гамзатова.

Баснер и Матусовский песню "Берёзовый сок" сочиняли именно для Бернеса и потому долго не могли найти исполнителя, который смог бы озвучить её по-бернесовски.

Когда режиссёр Юрий Дубровин пригласил их для работы над музыкой и песнями к своему фильму "Мировой парень", они предложили ему эту песню. А тот познакомил их с "Песнярами", которые, по его мнению, смогут найти для их песенного детища достойные краски.

Борткевич рассказывал, что песню записали с двух дублей и не рассчитывали на какой-то её успех.

Однако через год на концертах «Песняры» стали получать записки с просьбой исполнить «Берёзовый сок». Кроме того, песню часто передавали по радио, и тогда они решили включить её в репертуар. Кинулись искать: ни клавира, ни партитуры, - ничего нет. Тогда они – ха! – пошли в кинотеатр на «Мирового парня» записали её на магнитофон, а Мулявин заново написал все партии.

После того, как песня стала лауреатом телефестиваля "Песня года-1972", она навсегда закрепилась в репертуаре ансамбля. "Песняры" с удовольствием исполняли её почти на каждом концерте.

И она их по-настоящему выручила!

Я имею в виду скандал с телевидением в Волжске. Не буду перегружать вас техническими деталями, скажу лишь, что звук писался не с пульта, а с микрофонов, приставленных к колонкам. Мулявин сделал перестановку по песням и договорился, что второе отделение телевизионщики писать не будут, и тогда они выдадут уже качественный звук.

Но те стали писать и второе. И тогда музыканты отсоединили их оборудование. Зрители в зале это поняли так, что они не захотели давать концерт дальше.

А потом статья в «Комосомолке», где описывалось хамское поведение зазнавшихся «Песняров». Поскольку советская пресса ошибаться не может, скандал гасили по обкатанной процедуре: Мулявин через прессу публично покаялся и просил прощения за поведение своё и всех музыкантов.

Пожар немного притушили, но не до конца, и «Песнярам» грозил запрет на концертную деятельность.

И вот тут-то на экраны вышел фильм «Мировой парень»! «Берёзовый сок» по радио стали крутить бесперебойно, и в такой ситуации запрет не состоялся.

А «Песняры» про эту песню вообще забыли! Они даже считали, что в репертуаре у них такой песни не было, и когда их просили её исполнить, даже предположили, что публика находится под впечатлением от остросюжетной ленты, поэтому попросту перепутала их с "Самоцветами".

М-да, никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь…

2 место. Иосиф Кобзон. За того парня

Песня композитора Марка Фрадкина на слова поэта Роберта Рождественского. Впервые прозвучала в художественном фильме «Минута молчания», вышедшем на экран в 1971-м году, исполнил её там Александр Кавалеров.

Слова «за себя и за того парня», звучащие в песне, стали трудовым лозунгом, использовавшимся в СССР в преддверии 30-летия победы в Великой Отечественной войне, а затем закрепились в качестве фразеологизма, употребляющегося как в патриотическом ключе, так и для ироничного или неодобрительного обозначения вынужденной работы за других.

Как уже сказал, в том финале песня звучала дважды. Никак нельзя было не допустить исполнение Лещенко, ибо он с ней победил на фестивале в Сопоте. Но первым-то исполнителем песни на эстраде был Кобзон!

Когда песня вышла в финал "Песня-72", редакторы Центрального телевидения встали перед дилеммой: кто из двух артистов будет её исполнять. Решили, что без триумфатора Лещенко не обойтись. Кобзон согласился, но заявил: "Первым спою я!"

Так и сделали.

Спустя два года её в качестве саундтрека к кадрам современности использовал в своём знаменитом фильме «В бой идут одни старики» режиссёр Леонид Быков.

1 место. Муслим Магомаев. Благодарю тебя

Музыка Арно Бабаджаняна, слова Роберта Рождественского. Песня, которая позволила показать если и не всю мощь магомаевского голоса, то значительную её часть.

В Сети видел такое её определение: «Лучшая песня всех времен про то, как надо отпускать любимых». Автор расшифровывает, за что герой песни благодарит женщину, с которой расстаётся: не только за то, что «по судьбе прошла», но даже за то, что «для другого сбудешься».

За шёпот и за крик,
За вечность и за миг,
За отгоревшую звезду,
За смех и за печаль,
За тихое «прощай» -
За всё тебя благодарю.

Словом, по сути, за то, что она у него БЫЛА. Согласен с автором этой мысли, всё и на самом деле очень мощно – так ведь Роберт Рождественский.

«Благодарю тебя» относится к числу тех песен, которые после Магомаева невероятно сложно петь. На это решаются сильные вокалисты, в их числе, появившийся на русском «Голосе» молдавский эстрадный певец с оперным бэкграундом Методие Бужор. Талант исполнителя был отмечен самим Муслимом Магометовичем. Для карьеры молдаванина личное знакомство с легендой советской эстрады стало судьбоносным.

В октябре 2009 года на вечере памяти певца композицию «Благодарю тебя» представила Лариса Долина, в номере использовались фрагменты записи оригинального исполнения. Таким образом, Ларисе Александровне довелось исполнить композицию дуэтом с великими артистом, ушедшим из жизни за год до этого.

Ну, вот такой была финальная часть фестиваля «Песня-1972». Надеюсь, что песни, которые я выбрал для статьи, вам понравились.

Всего вам самого доброго!