11 декабря в главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения». В ХХI веке это первая московская экспозиция работ художника в подобном масштабе. Корреспондент и фотограф MIR24.TV побывали накануне на пресс-показе.
В кругу семьи
Под одной крышей организаторы собрали десятки образцов графики и живописи «русского периода» одного из самых романтичных художников прошлого столетия. Усилия государственных музеев и частных коллекционеров из разных городов оправдались. Творчество и личность Марка Шагала раскрываются для посетителей с нового, порой совершенно неожиданного ракурса.
Однако от пресловутой «полетности» никуда не деться. Она и в дизайне названия, и в оформлении парадной лестницы. Скрипки и виолончели, парящие в воздухе (слава крепким невидимым лескам!), будто приглашают подняться наверх.
И здесь гостей встречает сам художник со своей музой – супругой Беллой Розенфельд. Картина «Прогулка», написанная в 1917 году, в настоящее время хранится в Русском музее: ее ценители пока могут отложить поездку в Санкт-Петербург.
Екатерина Цветкова
экскурсовод ГМИИ имени А. С. Пушкина
«Это целая автобиографичная серия, посвященная автопортретам Марка Шагала и Беллы – время, когда возлюбленные проживают, наверное, один из самых ярких периодов своей семейной жизни. Работа, конечно, символична. Шагал показывает, как Белла парит в воздухе, напоминая о том, что испытывают влюбленные, то самое ощущение полета».
Экскурсовод напомнила журналистам, что в 1987 году в стенах Пушкинского музея уже проходила выставка, посвященная Марку Захаровичу и его творчеству. Она привлекала огромное внимание и вызвала невероятный резонанс. Тогда показали его работы разных периодов – витебского (русского) и зарубежного.
«Если вы посмотрите любые каталоги Третьяковской галереи или Пушкинского музея, то, скорее всего, увидите фамилию Шагала в разделе французских художников. В целом, сложно поспорить с этим. Да, это художник, который еще в 1937 году получил французское гражданство, переехал в Париж и закончил жизнь в Провансе. Но в то же самое время Шагал очень много говорил о России, о том, что он русский еврей, что он художник, который связан с Витебском», – объяснила гид.
Экспозиция знакомит с местами и близкими людьми художника, погружая в быт тихой провинции. Работы настолько детальны, что можно прочитать даже вывески на лавках. Любовь к родным ощущается даже спустя время. Причем аннотации к картинам – это цитаты из книги самого Шагала «Моя жизнь», которую он дописал в 1922 году в Москве.
О дяде Зусмане, изображенном в центре композиции 1914 года под названием «Парикмахерская», художник шутливо замечает: «Один на все Лиозно. Он мог бы работать и в Париже. <…> Но он предпочел Лиозно». Кстати, дядюшка, как многие родственники, не воспринимал всерьез увлечение творческого племянника. И даже отказался от своего портрета в качестве подарка: в зеркале он себе нравился больше, чем на картоне.
Портрет матери Шагала хранится в фондах Пушкинского музея. И сейчас его тоже можно увидеть. «Я хочу сказать, что весь мой талант таился в ней, в моей матери, и все, кроме ума, передалось мне», – нежно отзывался о ней в автобиографии сын.
Дом и война
Изюминка выставки – мультимедийная инсталляция. О ней можно тут же у входа прочитать в комментарии куратора Евгении Николаевны Петровой, которая, к сожалению, не смогла приехать из Санкт-Петербурга на открытие.
Евгения Петрова
куратор выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения
«В один из осенних дней меня (тогда заместителя директора по научной работе Русского музея) у кабинета ждала пожилая женщина. Как оказалось, это была дочь сестры Шагала Мани. Она жила в хрущевке где-то в Купчине и собиралась уезжать в Германию. Ида Ароновна Гольдберг – так звали племянницу – сказала, что в ее двухкомнатной квартире хранится мебель и некоторые предметы, привезенные ее матерью, сестрой Шагала, из Витебска. Забрать мебель с собой семья не могла и хотела бы передать ее музею. Договорились, что приедем к ним домой вместе с заведующей отделом прикладного искусства Русского музея Еленой Александровной Ивановой. Ее задача состояла в том, чтобы удостоверить подлинность и время изготовления мебели и других предметов. Но возникла проблема: музей не мог купить эту мебель, так как она не представляла художественной ценности. Это были обыкновенные бытовые предметы».
Выход в итоге нашелся. Мебель купил человек, который на протяжении многих лет сотрудничал с музеем. В итоге интерьер комнаты Шагалов объездил с выставками разные города России, Финляндии и Испании, а в Москве до этого не был.
Впервые широкой публике демонстрируется «Цветок» из частного собрания. По предположениям искусствоведов, это мог быть один из семи этюдов 1914–1915 годов.
Нельзя не сказать о серии военной графики. Ее сюжеты пронзительны и наполнены болью за все живое. Недаром даже у животных человеческие лица.
И, конечно, самые масштабные работы нынешней выставки – панно для Московского Государственного еврейского театра.
Творчество Марка Шагала способно заставить и улыбнуться, и погрустить, но главное – вновь поверить в мечту и человечность.
А ответ на вопрос, почему на лестнице под музыкальными инструментами притаился козлик, вы найдете в одном из залов. Не будем раскрывать интригу.