Увы, но собаки очень часто становятся причиной ДТП. В нашей с Юшкой истории, к сожалению, тоже есть эта неприятная страничка. Чаще всего в этой ситуации страдает и животное, и автомобиль. Но кто виноват и что делать? Кто и за что несет ответственность? Кто должен оплачивать лечение и ремонтировать авто? Давай разбираться вместе.
Горький опыт
Когда Юшка приехала ко мне в 7-месячном возрасте, она была плохо социализирована и вела себя крайне странно. Могла просто вылететь из машины и скрыться за горизонтом, потому гуляла всегда на поводке. Но однажды я по глупости своей отцепила карабин перед входом во двор. Юша решила, что интереснее не переступить через порог, а унестись вдаль, что и сделала.
Я и подумать не могла, что она рванула через лес на трассу. Больше полутора часов мы искали ее по СНТ, разместили объявления в интернете, я уже было собралась объезжать окрестные деревни, но тут раздался телефонный звонок. Голос неизвестного мужчины сообщил, что подобрал мою собаку на трассе.
Павел (так зовут нашего спасителя) сам родом из Краснодарского края, в Кузбассе находился в рабочей командировке. Дело было во вторник, а в четверг он уже должен был вернуться домой. Мужчина ехал по делам по Елыкаевской трассе и увидел моргающий аварийкой дастер. Вокруг валялось множество осколков. Водителя видно не было. Павел подумал, что автомобилист сбил крупную косулю. Увидев Юшку, он подъехал к ней, открыл дверь, и раненая собака сама заползла в машину.
Павел, отложив рабочие дела, повез собаку в клинику. Сделал рентген на 10 тысяч рублей, собрал анамнез, но не знал, что делать дальше - через два дня ему предстоял отъезд. Врачи посоветовали заглянуть в интернет и проверить, не ищут ли Юшку. Вот тогда я и услышала звонок.
Павел предложил мне не ехать в клинику, чтобы не перекладывать из машины в машину травмированную собаку. Привез ее сам и занес в дом на руках. С меня не взял ни копейки, отказался от всего, что ему предлагали - вместо этого попросил прислать видео здоровой собаки. Благодаря этому человеку моя Юшка сейчас жива. А видео мы, конечно, отправили, когда справились с пневмотораксом, переломом, вывихом, резекций и реабилитацией.
P.S. Водителя дастера я не видела, потому финансовый вопрос с ремонтом авто у нас не решался. Но очевидно, что виноват не он.
Это такая небольшая предыстория. А теперь по делу.
ДТП ли это?
Наезд на животное официально считается дорожно-транспортным происшествием. Правила дорожного движения (п.1.2) определяют ДТП как событие с участием транспорта, при котором причинен вред здоровью или имуществу. Домашняя собака юридически считается имуществом владельца, поэтому ее гибель или травма в результате наезда – это материальный ущерб, а значит, такое событие подпадает под понятие ДТП.
Что из этого следует? А то, что водитель обязан действовать как при обычной аварии: немедленно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и вызвать ГИБДД. Ни в коем случае нельзя уезжать! Оставление места происшествия грозит лишением прав до 1,5 лет или административным арестом до 15 суток. Даже если собака убежала с места происшествия (такое бывает), нужно сообщить о случившемся и дождаться инструкций.
Специального штрафа именно «за сбитую собаку» нет. Если водитель трезв и не нарушал правил, ГИБДД обычно оформит происшествие без наказания за сам факт наезда. Но могут быть штрафы за сопутствующие нарушения – например, за превышение скорости или иное нарушение ПДД, которое привело к аварии. В любом случае нужно зафиксировать все обстоятельства: сфотографировать место, повреждения машины и самого животного. Эти доказательства пригодятся для страховки или суда.
То есть – если из-за безответственности хозяина, отпустившего с поводка собаку, произошло ДТП, владелец автомобиля не то что не обязан отвезти животное в клинику, он не имеет права оставлять место ДТП. Что делать с пострадавшим животным – решать хозяину (если таковой имеется).
Водителя признают виновным в ДТП
В дорожно-транспортном происшествии с участием животных водителя признают виновным, если он нарушил ПДД или ехал неосторожно.
Однако стоит помнить одну крайне важную вещь: закон рассматривает автомобиль как источник повышенной опасности (ИПО), поэтому водитель по общему правилу отвечает за травмы или гибель животного, даже если он не хотел этого и соблюдал правила. Доказывать обратное — что вред возник не по его вине — это бремя, которое закон возлагает именно на владельца автомобиля. В правовом поле автомобиль всегда рассматривается как объект, несущий потенциальную угрозу.
Гражданский кодекс прямо говорит: лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью (а использование автомобиля – именно такой случай), обязаны компенсировать вред, причиненный этим источником, если только не докажут, что вред возник из-за непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Понятно, что ни о каком «умысле» со стороны собаки речи не идет. Разве что владелец собаки умышленно толкнул ее под колеса...
Этот принцип устанавливает так называемую строгую ответственность. На основании ст. 1079 ГК РФ водитель обязан возместить владельцу собаки причиненный имущественный вред. Возмещение включает:
- Расходы на лечение: ветеринарные услуги, лекарства, реабилитация.
- Стоимость животного: если собака погибла, взыскивается ее рыночная стоимость (которая может определяться документами о породе, родословной и фактической стоимостью приобретения).
- Дополнительные расходы: в некоторых случаях суды могут признать расходы на кремацию или захоронение как часть ущерба.
- Моральный ущерб.
Основной и практически единственный путь защиты водителя — это установление грубой неосторожности владельца животного. Доказав грубую неосторожность, водитель может добиться значительного снижения суммы возмещения или даже полного отказа владельцу собаки в выплате компенсации, как это позволяет ст. 1083 ГК РФ, поскольку вред причинен имуществу, а не жизни или здоровью человека.
Юридическое различие между простой и грубой неосторожностью критически важно.
- Простая неосторожность - собака случайно вырвалась, владелец случайно выпустил из рук поводок - обычно не позволяет суду полностью отказать в компенсации.
- Грубая неосторожность - сознательный самовыгул животного на оживленной дороге или отсутствие поводка и контроля в условиях очевидной опасности — это такое поведение владельца, которое объективно привело к созданию опасности.
Например, если собаку отпустили гулять без поводка в неположенном месте, и она внезапно выскочила под колеса, у водителя есть шанс в суде снизить размер выплат или вовсе освободиться от них. Закон позволяет уменьшить компенсацию, если сам потерпевший (в данном случае – владелец животного) грубо пренебрег безопасностью. Но окончательное решение здесь за судом, который будет оценивать все обстоятельства: время суток, скорость машины, пытался ли водитель затормозить и пр.
Однако сам по себе факт отсутствия поводка при наличии ошейника не свидетельствует безусловно о виновности только владельца собаки. Суд должен оценить:
- действия водителя: соблюдал ли водитель скоростной режим? Мог ли он технически избежать наезда при должном внимании
- степень опасности: где произошло ДТП (частный сектор или скоростная трасса).
Суд обязан учесть статус автомобиля как источника повышенной опасности. Если водитель мог, но не предпринял достаточных мер для предотвращения наезда, его вина будет признана частичной, несмотря на нарушение правил выгула со стороны владельца.
Рассмотрим примеры: водитель на загородной трассе видит впереди животное, но не сбавляет скорость и не пытается безопасно остановиться – итогом становится наезд. Здесь вина водителя очевидна. Правила требуют от шофера быть внимательным и при появлении препятствия делать всё возможное для предотвращения ДТП. Если доказано, что автомобилист игнорировал опасность (летел на высокой скорости, не тормозил, хотя мог) – он нарушил ПДД. В таком случае именно водитель признается виновником аварии и обязан оплатить лечение собаки или стоимость ущерба. В судебной практике известны случаи, когда с виновных водителей взыскивали и цены породистых животных, и моральную компенсацию за душевные страдания владельца. Размер морального ущерба суд определяет по своему усмотрению, обычно он невелик, но сам прецедент важен.
Отдельно стоит сказать про уголовную ответственность водителя. Сам по себе несчастный случай, даже с тяжелыми последствиями для животного, не является уголовно наказуемым деянием – это административная и гражданская плоскость. Но если будет доказано, что водитель действовал умышленно, с жестокостью, ситуация меняется. Например, если кто-то сознательно целится в животное на дороге из хулиганских побуждений, это подпадает под статью 245 УК РФ – «Жестокое обращение с животными». Закон суров к подобному: намеренное причинение боли или страданий животному, повлекшее его гибель или увечье, карается либо штрафом до 80 тысяч рублей, либо исправительными работами, либо даже лишением свободы на срок до 3 лет. Конечно, применить эту статью непросто – нужно доказать именно злой умысел. Но знать об этом стоит.
Кроме того, ПДД обязывают водителя после ДТП принять меры к помощи пострадавшим. Формально это касается людей, но и про сбитое животное лучше проявить человечность: хотя бы сообщить о нем в спасательные службы. Если водитель оставил раненую собаку умирать и уехал, его вряд ли накажут по УК, но с моральной точки зрения поступок ужасный. Да и административной ответственности за оставление места аварии (как мы уже говорили) никто не отменял.
Владельца животного могут признать виновным в ДТП
Если он нарушил правила содержания и выгула животных. Закон обязывает владельцев животных надлежащим образом содержать своих питомцев, не допуская ситуаций, угрожающих окружающим. Если авария случилась по вине хозяина – ответственность несет он. В каких случаях так бывает? Например, если собака выбежала на дорогу из-за того, что ее выгуливали без поводка. Или вообще владелец оставил пса без присмотра, и тот самовольно вырвался на проезжую часть. Во всех этих ситуациях именно халатность хозяина приводит к ДТП, и тогда он считается виновником.
Надо учесть, что с июля 2023 года в России введен прямой запрет на так называемый “самовыгул” домашних животных. Нельзя отпустить собаку гулять без контроля – даже в тихом дворе, не говоря о дорогах. Выгуливать животных без поводка разрешено только в специально отведенных местах (площадках для выгула).
За нарушение правил выгула могут последовать административные штрафы – их размеры устанавливают региональные власти, но в среднем это несколько тысяч рублей для граждан. Таким образом, если твоя собака оказалась на проезжей части без поводка – ты уже нарушил закон. А если из-за этого произошла авария, то вина практически наверняка ляжет на владельца животного.
Если ДТП произошло по неосторожности хозяина собаки, ему придется восстанавливать поврежденный автомобиль. Так как у хозяина нет страховки на собаку, ремонтировать машину он будет за свой счет. Если суд примет решение в пользу водителя, владелец животного должен будет оплатить также и судебные издержки, и стоимость проведенных экспертиз. Кроме этого придется возмещать ущерб здоровью людей, если кто-то пострадал при аварии.
Вместе с этим могут наступить и административные санкции. Как уже сказано, за самовольный выгул или нарушение местных правил содержания животных полагается штраф (размер зависит от региона и обстоятельств, обычно от 500 до 5000 рублей для физических лиц). Если же вследствие нарушения произошла авария, инспектор ГИБДД может дополнительно квалифицировать действия владельца по ст. 12.30 КоАП РФ – «нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, повлекшее создание помех или причинение вреда». Впрочем, эту статью применяют редко, чаще все ограничивается разбором в гражданско-правовом порядке.
А уголовная ответственность хозяина возможна? В обычной ситуации – нет, ведь авария случилась неумышленно. Но исключительные случаи можно представить. Например, если в результате наезда по вине владельца животного погиб человек (скажем, водитель, увернувшись от собаки, разбился сам) – теоретически против хозяина питомца могут возбудить дело за причинение смерти по неосторожности. Это маловероятно, но не невозможно при тяжелых последствиях.
Если владелец намеренно натравливает собаку на машину или выгоняет ее на дорогу с целью спровоцировать ДТП – это может рассматриваться как хулиганство или покушение на причинение вреда. Но это из ряда экзотики. Как правило, все ограничивается обязанностью компенсировать ущерб.
Стоит подчеркнуть: в суде водителю не придется доказывать вину хозяина, если есть очевидное нарушение с его стороны (например, установленное полицией отсутствие поводка). Достаточно факта, что собака выбежала под машину. Согласно Гражданскому кодексу и разъяснениям Верховного суда, сам по себе факт нарушения правил содержания животного, повлекший ущерб, уже является основанием для ответственности владельца.
Виноваты могут быть оба
Если обе стороны признаны виновными (например, владелец нарушил правила выгула, а водитель ехал с превышением), суд применяет принцип смешанной ответственности (Ст. 1083 ГК РФ). Суд определяет процент вины каждой стороны, исходя из совокупности обстоятельств.
Например, суд может определить 70% вины владельца собаки (грубая неосторожность) и 30% вины водителя (недостаточная внимательность, несмотря на статус ИПО).
- Если ущерб собаке составил 100 000 руб.: Водитель возмещает 30% (30 000 руб.).
- Если ущерб машине составил 50 000 руб. (встречный иск): Владелец собаки возмещает 70% (35 000 руб.).
Таким образом, смешанная ответственность позволяет справедливо разделить финансовую нагрузку в соответствии с реальным вкладом каждого участника в ДТП.
Что делать владельцу пострадавшего питомца
Прежде всего, позаботиться о состоянии собаки: отвезти к ветеринару при первой возможности. Если на месте присутствует водитель, вызывай полицию, фиксируйте ДТП. Постарайся собрать доказательства виновности водителя (если он, по-твоему, нарушил правила) – запиши показания очевидцев, отметь камеры наблюдения поблизости. Желательно сохранить все чеки от ветеринара, справки о состоянии питомца. Это будут доказательства суммы ущерба. Также, если гибель любимца нанесла тебе глубокую моральную травму, можно заявить требование о компенсации морального вреда – некоторые суды удовлетворяют такие требования, учитывая, что животное не просто вещь, а друг семьи.
А что, если сбитая собака – бездомная?
Тут сложнее. Формально бездомное животное не имеет хозяина, а значит, некому выставлять счет за разбитый бампер. Водителю остается надеяться на собственное КАСКО (если есть) или ремонтировать автомобиль за свои деньги.
Но бывают коллизии. Недавний реальный случай: пенсионерка пожалела сбитую дворняжку, назвала ее своей – и в итоге суд обязал эту женщину выплатить водителю 60 тысяч за ущерб машине. Собака по кличке Найда попала под колеса, получила травмы, а добрая соседка сказала полицейским: «моя» (хотела как лучше). В результате ее признали владельцем и повесили на нее материальную ответственность.
Некоторые юристы считают, что в подобных ДТП отвечать должен муниципалитет, ведь именно местные власти обязаны отлавливать бродячих собак. В ряде регионов уже были прецеденты, когда водители взыскивали ущерб с городских служб, если авария произошла из-за стаи бесхозных животных. Однако судебная практика тут противоречива. Так или иначе, если такая беда случилась – стоит проконсультироваться с юристом. Возможно, есть смысл подать иск к администрации города за ненадлежащее обращение с животными (необеспечение отлова). Но гарантий нет: кому-то удается добиться компенсации от муниципалитета, а кому-то отказывают.
С практической точки зрения, если ты сбил бездомную собаку, алгоритм действий тот же: остановиться, вызвать ГИБДД. Уезжать нельзя, даже если животное никому «не принадлежит» – правило про оставление места ДТП все равно действует. Полицейские зафиксируют факт отсутствия владельца. Обычно таких собак передают в службу отлова или ветеринарам. Водителю же выдадут необходимые справки для страховки.
Совет хозяину собаки: активно используй соцсети и городские чаты, если ищешь скрывшегося водителя. Пост с описанием машины, места и времени ДТП порой творит чудеса – находятся свидетели, записи видеорегистраторов и даже сам нарушитель (нередко испугавшиеся водители потом узнают о “славе” своего поступка в интернете и выходят на связь для урегулирования). Главное – не переходи грань, не призывай к самосуду, просто собери максимальную информацию.
Возможные сценарии
Сценарий 1: Полная ответственность водителя.
Ситуация: Ты выгуливал собаку на поводке вдоль обочины (или переходил по пешеходному переходу), строго соблюдая все правила. Водитель нарушил ПДД (например, отвлекся на телефон или выехал на тротуар), совершил наезд и травмировал собаку.
Основание: Ответственность водителя по Ст. 1079 ГК РФ за вред, причиненный ИПО. В действиях владельца собаки отсутствует грубая или простая неосторожность.
Решение: Водитель обязан возместить 100% расходов на лечение или стоимость животного.
Сценарий 2: Смешанная ответственность.
Ситуация: Собака была без поводка в парковой зоне рядом с проезжей частью, но водитель ехал с явным превышением скорости. Собака выбежала на дорогу, водитель совершил наезд.
Основание: Владелец совершил административное правонарушение (нарушение правил выгула — Ст. 8.52 КоАП РФ), что квалифицируется как неосторожность. Водитель нарушил ПДД (скорость) и несет строгую ответственность как владелец ИПО (Ст. 1079 ГК РФ).
Решение: Суд применяет Ст. 1083 ГК РФ и делит расходы пропорционально вине.
Сценарий 3: Полная ответственность владельца собаки.
Ситуация: Собака находилась на самовыгуле в частном секторе или на трассе. Водитель ехал с разрешенной скоростью, но животное, агрессивно преследуя автомобиль, резко выскочило перед колесами. Водитель, пытаясь избежать столкновения, съехал в кювет, повредив машину, но не наехал на собаку.
Основание: Вред автомобилю вызван действиями имущества (собаки) вследствие грубой неосторожности владельца (самовыгул, неконтролируемое поведение).
Решение: Владелец возмещает ущерб машине (Ст. 1064 ГК РФ). В данном случае, поскольку водитель не причинил вред имуществу владельца (собака цела), оснований для встречного иска нет.
В качестве вывода:
Правовая система Российской Федерации устанавливает сложный, но справедливый баланс ответственности при ДТП с участием собаки. С одной стороны, водитель, управляющий источником повышенной опасности, несет повышенную, безвиновную ответственность (Ст. 1079 ГК РФ). С другой стороны, владелец животного обязан контролировать свое имущество и отвечает за вред, причиненный им (Ст. 1064 ГК РФ). Ключевым фактором, который решает исход дела в суде, является наличие или отсутствие грубой неосторожности со стороны владельца собаки.
Таким образом, закон обязывает водителя быть внимательным и осознавать статус ИПО, но при этом строго требует от владельца собаки ответственного обращения и контроля.
Вывод прост: собака на дороге – ответственность обоюдная. Водитель должен сделать все, чтобы избежать наезда, а хозяин – чтобы питомец не угодил под колеса. Если каждый выполнит свою роль, наши дороги станут безопаснее и для людей, и для животных. Береги себя и своих любимцев!
Кстати! Обучив собаку безотказному подзыву, ты будешь иметь страховку на случай непредвиденных обстоятельств:
Напиши в комментариях, что тебе известно по теме этого материала. Был ли у тебя этот неприятный опыт, что ты делал?
С другими юридическими вопросами ты можешь ознакомиться вот в этой подборке:
Больше коротких полезных советов - в нашем ТГ-канале: t.me/barbos42
***
Подписывайся! У меня полезно! А при желании можешь отблагодарить донатом))
Ирина Соловьева — дипломированный кинолог, инструктор-дрессировщик, руководитель дог-центра "Барбосыч", член Федерации спортивно-прикладного собаководства Кемеровской области, хозяйка двух овчаров и автор этого блога, где каждый получит максимум практической, полезной, работающей информации.
Самые полезные практические упражнения и алгоритмы - в Премиум-подписке. Если остались вопросы, звони (+7-904-577-45-73) или пиши, и я расскажу все, что тебе будет нужно!