«Песня года» – элемент «застоя»?
Как сейчас помню – и «девяностые» годы прошлого века, и «нулевые» годы века нынешнего. Тогда было время самого настоящего «песенного раздолья» (или же «песенного бума»), когда новые песни звучали практически из каждого «утюга» чуть ли не ежедневно. Причём, новые песни, исполняемые в абсолютно разных стилях и жанрах. Очень плодовитыми тогда были авторы-исполнители, регулярно представляющие на суд слушателей свои новые песни, например, Александр Розенбаум, Михаил Круг, Олег Митяев, Сергей Трофимов и другие. Старались не отставать от них и отечественные рокеры: «Алиса», «Кино», «ДДТ», «Король и шут», Сергей Шнуров, Гарик Сукачёв и так далее. Их новые альбомы появлялись регулярно, словно горячие пирожки у пекаря. И отечественная попса в те времена постоянно и планомерно расширяла свой репертуар: те же «На-на», «Виагра», «Иванушки» и «Комбинация». Да и песенные мэтры ещё советских времён выдавали на/гора – время от времени – полноценные хиты и шлягеры… Ещё и новые исполнители самых разных стилей и направлений появлялись тогда на концертных площадках нашей страны с пугающей регулярностью. Короче говоря, в те годы наблюдалась ярко-выраженная песенная «движуха», которая даже некоторое время неизменно убыстрялась и расширялась. А потом этот процесс застопорился. Затем, и вовсе, развернулся в обратную сторону. И нынче мы проживаем во времена откровенного песенного «застоя», когда новые имена появляются на отечественной эстраде по два-три за год, не чаще, а новые песни в среде уже известных исполнителей являются редкостью. Все признаки классического «застоя», что называется, на лицо…
Что, собственно, и продемонстрировала нам премия «Песня года 2025», прошедшая 6-го декабря текущего года во Дворце спорта «Мегаспорт». Сразу отмечу, что на это ежегодное мероприятие (уже навязшее в ушах), были приглашены сугубо представители отечественной попсы (шоу-бизнеса, выражаясь по культурному), а, вот, всяких там рокеров с рэперами организаторы премии решили проигнорировать. Почему? Тут существуют две тематические версии. Первая: наши Власти очень настороженно относятся к рэперам и рокерам, считая, что все они являются – в глубине души – «бунтарями», способными на неординарные высказывания и поступки. Поэтому они и отдали отечественным телевизионщикам негласную команду – привлекать этих «бунтарей» к официальным мероприятиям по самому минимуму. А ещё лучше – вообще не привлекать. Типа – от греха подальше и на всякий пожарный случай… Версия вторая: организаторы премии «Песня года» регулярно, из года в год, приглашают на её финальную часть как рокеров, так и рэперов, но те – не менее регулярно – отказываются. Так как «мелко видели» все эти пафосные и бестолковые мероприятия. Да и позориться лишний раз не хотят…
Извините, слегка отвлёкся. Возвращаемся к «Песне года 2025». Одним из главных действующих лиц этого действа стал, как легко догадаться, Филипп Киркоров: весь в белом с чёрной окантовкой, крашенный под «благородную седину», а также украшенный – с головы до ног – многочисленными стразами и блёстками. Он, меняя костюмы и образы, появлялся на сцене несколько раз, много шутил, хохмил и лучезарно улыбался. И даже спел пару песенок из своего многолетнего репертуара. А ведущие этого мероприятия – Сергей Лазарев и Лера Кудрявцева – неизменно величали Филиппа Бедросовича «королём отечественной эстрады». Странная ситуация, человек постоянно кочует из одного скандала в другой, а всё равно, понимаешь, «король». Ладно бы ещё, если бы он новые хиты исполнял, но Киркоров только старые песни петь горазд, причём, с одними и теми же интонациями/ужимками и, зачастую, под «фанеру». Создаётся стойкое впечатление, что ещё много-много лет тому назад между продюсерами Киркорова и отечественными телевизионными боссами был заключён договор, из серии: - «Вот вам, пацаны, мешок бабла. А за это вы должны нашего подопечного неизменно именовать «королём эстрады», и никак иначе. До каких пор – именовать? А до самого морковкиного заговенья…».
Да и других стареющих и престарелых «звёзд» на этой «Песне года» было с избытком немалым. Очень бодрым и активным выглядел Григорий Лепс, готовящийся (вроде бы?), к скорой свадьбе с юной красавицей Авророй. Блистала роскошными нарядами (и старенькими песнями), Ирина Аллегрова, нынче проводящая две трети года на своей итальянской вилле. Лев Лещенко, не моргнув глазом, сбацал козырную «Соловьиную рощу». Алсу, чьё платье украшал умопомрачительный разрез (в поисках нового спутника жизни?), вспомнила свою песенную молодость. Татьяна Куртукова в очередной раз (в тысяча первый?), сообщила нам о Святой Руси и, заодно, о «занозыньке». Лариса Долина, позабыв про пережитый шок и свою неадекватность, вернулась к теме «погоды в доме». Артур Пирожков (он же Александр Рева), безбожно кривляясь, поизображал из себя полноценного певца. Стареющая Лолита (в мятых «трениках»), напомнила нам всем о своём существовании. Олег Газманов, весь из себя седой и бородатый, поведал зрителям о том, что он «по жизни загулял». Ещё что-то на вроде «присядки» изобразил. За кулисами же, как утверждают злые языки, Олег Михайлович развлекал своих коллег по цеху исполнением «не скрепных» частушек. А Стас Михайлов, находясь в образе «пожилого, но ещё жгучего мачо», исполнил парочку своих давних и слащавых песенок якобы о любви. От души поголосила (стары хиты, естественно), Полина Гагарина. И так далее. И тому подобное…
Что с молодёжью? Конечно же, и молодые (относительно молодые) «звёздочки» на этом мероприятии присутствовали, такие, как Шаман, Нюша, Люся Чеботина, Ева Власова, Мари Краймбрери, Юлиана Караулова, Анна Асти, Ольга Серябкина и некоторые другие. Только, во-первых, этих «звёздочек» назвать «открытием года» как-то язык не поворачивается, так как все они уже несколько лет кряду, зарабатывая бабло, активно перемещаются с гастрольными «чёсами» по нашей стране. А, во-вторых, в последнее время и они отечественного зрителя новыми песнями не балуют. Исключением, пожалуй, является только Анна Асти. Только песни у неё – все практически на одну мелодию, а тексты, вообще, можно разобрать только с немалым трудом (не говоря уже о смысле, в них заложенном)…
Присутствовали на «Песне года 2025» и наши маститые композиторы: Игорь Крутой, Юрий Антонов, Игорь Матвиенко и Игорь Николаев. Певцы, певицы и ведущие премии произнесли в их адрес много-много добрых и тёплых слов. Но какие новые, узнаваемые и популярные хиты написали эти композиторы за последние 10-12 лет? Лично я ни одного не вспомнил. Похоже, что наши музыкальные мэтры предпочитают, не напрягаясь, почивать «на финансовых лаврах прошлых лет». Может быть они, просто-напросто, слух потеряли? Или же нюх? Хотя, вполне возможно, что мы имеем дело с заговором продюсеров и композиторов, из серии: - «Мы будем допускать на концертные площадки только тех певцов и певиц, которые заключили с нами соответствующие долгосрочные договора. А все остальные – пусть дальним лесом следуют… Новые песни? А надо ли? Любая новая песня – это определённый риск и повод для корректировки имиджа. Поэтому и репертуары исполнителей нынче будем строить, опираясь, в первую очередь, на старые и проверенные временем хиты/шлягеры. Так оно, с точки зрения бизнеса, надёжней…».
Резюмирую. Времена Леонида Брежнева частенько называют «застойными». С чего бы это, вдруг? В разгар его Правления чуть ли не каждую неделю в строй запускали новую электростанцию: или «тепло», или «гидро». Да и песенный репертуар у тогдашних исполнителей регулярно обновлялся. А что сейчас? Ни новых тебе электростанций, понимаешь, ни новых песен. «Застой» самый натуральный, короче говоря…
Всем мира и добра…