Как случилось, что на пике своей славы самый знаменитый русский люминист Архип Куинджи ушел в затвор и почему его незабываемые виды Эльбруса люди увидели только после смерти автора, рассказываем в статье.
Путь к успеху
Архип Иванович Куинджи (1842–1910) родился в Мариупольском уезде в семье сапожника. Родители были бедны, и художник рано их лишился, но всегда чтил свои корни. Он называл себя русским, но упоминал, что предки его — греки, которые издревле обитали в Причерноморье и ревностно хранили православную веру, несмотря на татарскую ассимиляцию. С дядиной помощью Архип некоторое время учился на дому у греческого педагога, потом посещал городское училище, но уроки давались ему тяжело, а вот стремление к живописи проявилось очень ярко. В 1855 году, будучи подростком, Куинджи отправился в Феодосию, чтобы попроситься в подмастерье к Ивану Айвазовскому, но тот ему отказал и порекомендовал поступить в Академию художеств. В 1865 году Куинджи все-таки решился поступить в Петербургскую Академию художеств, но провалил две попытки. Вся проблема заключалась в том, что молодой художник не слишком-то почитал академические традиции, но его новаторство приемная комиссия оценить не могла. Стоило только написать картину, подобную работам Айвазовского, как она тут же попала на академическую выставку, Куинджи получил от Академии звание свободного художника, а через пару лет (1870) — стал вольнослушателем Санкт-Петербургской Академии художеств.
Тогда-то Куинджи увлекся передвижниками и его пейзажи стали более реалистичными
Картины социальной направленности имели успех и участвовали в выставках Товарищества передвижников, одна из самых успешных картин Куинджи того периода — «Украинская ночь» (1876).
Но в рамках товарищества художнику было тесно. Ему не близка была идейная направленность передвижников, своими картинами Архип Иванович прежде всего стремился выражать красоту природы, запечатлевать необыкновенные световые эффекты, наслаждаться удивительными видами окружающего мира и делиться этой радостью со своим зрителем. И в этом смысле ему были гораздо ближе импрессионисты. Куинджи взял у них некоторые приемы работы со светом, использование дополнительных цветов — все это он переработал и воплотил в своем творчестве, сохранив уникальный почерк.
Затвор
В конце 1870-х гг. Куинджи изобрел новаторский прием. Он стал применять в своих картинах более яркий цвет за счет сочетания дополнительных цветов, усиливающих контрастность. В русской живописи ранее этого никто не делал. Безусловно, это влияние модного в Европе течения импрессионизма не могли не заметить его коллеги по цеху. На Всемирной выставке в Париже 1878 года зритель ему рукоплескал, что немало вдохновляло живописца. И спустя год появилась знаменитая «Березовая роща» Куинджи и другие работы с мастерской передачей световоздушной среды, вызывающие восторг ценителей искусства.
Были и недоброжелатели, которые критиковали работы Куинджи. Член ревизионной комиссии Товарищества передвижников М. К. Клодт обвинил художника в и однообразии и в махинациях с освещением картин. Эти несправедливые обвинения стали поводом к выходу Куинджи из Товарищества. В ближайшие годы он провел еще пару выставок и закрылся в своей мастерской. На тот момент художник имел мировую славу и никому ничего не хотел доказывать. Ему просто хотелось уединенной творческой работы. Этот период называется «молчанием Куинджи». Оно продлилось с 1882 года до самой смерти. Архип Иванович продолжал работать, но картины никому не показывал. На его благосостоянии это не сказалось, он был к тому времени очень богат. Но ни богатство ни слава не делали его рабом, Куинджи поступал по зову сердца.
О его жизни в затворе известно немного. Но до нас дошло трепетное воспоминание преданного ученика, которое позволяет сделать определенные выводы о личности Куинджи:
Эльбрус
В период «молчания» Куинджи создал более 500 картин и эскизов. По примеру импрессионистов он часто писал на пленэре, любил писать серии, посвященные одному и тому же объекту в разном освещении и разных погодных условиях. Но, в отличие от импрессионистов, Куинджи с детальной точностью воспроизводил световые эффекты, продолжая создавать удивительные светящиеся картины.
В 1888 году он предпринял поездку на Кавказ. Природа Кавказа, и в частности виды Эльбруса, настолько вдохновили его, что под впечатлением художник создает серию полотен с изображением самой высокой горы в России. Эти картины были явлены народу только после смерти автора. Куинджи устал от пересудов и оценок. Ему не хотелось ни тщеславиться от похвалы, пусть и заслуженной, ни огорчаться из-за критики, пусть и нелепой. Его душа искала другой пищи.
Чем старше становился Архип Иванович, тем более философскую подоплеку он вкладывал в свои картины. В частности серия с Эльбрусом имела явно метафизический смысл. Это была не просто гора на картине, это было чудо мироздания, некое связующее звено между небом и землей. Николай Рерих, будучи учеником Куинджи, создаст свою серию горных картин, с попыткой показать необычные световые эффекты солнечного освещения горных вершин. Но Куинджи не выдумывал эту красоту, он видел ее своими глазами. Это красота кажется неземной, невыразимой, о ней можно только молчать.
Так, последние десятилетия своей жизни художник молчал о своих работах, а также о пожертвованиях и добрых делах, которые он совершал, ведя скромный образ жизни. К счастью, мы можем любоваться работами великого мастера и испытывать гордость за талантливого соотечественника.
Заказать картины Архипа Куинджи вы можете в магазине «Ананас Постер». Он остается одним из самых популярных авторов среди посетителей нашей мастерской. Будем рады принести красоту и в ваш дом!
Спасибо за внимание, комментарии и лайки — мы это очень ценим!
=== О творчестве Николая Рериха можно почитать здесь ===