Найти в Дзене

Урок ботаники. Строение древесного стебля (лабораторная работа и опорный конспект)

Многих завораживают годичные кольца. И возможность узнать возраст дерева по ним. Все-таки дерево безмолвно и долговечно, а потому - таинственно. А поелику нам нужно всеми силами заинтересовать ребенка изучением окружающего мира, то для этого урока можно и нужно заготовить древесные спилы. У меня получилось легко и быстро. На одном из весенних родительских собраний просто попросила: если у кого-то на даче планируется расчистка участка или заготовка дров, сделайте, пожалуйста, для уроков два десятка спилов толщиной в 2-3 см. Осенью у меня уже был ящик спилов. Хранятся они вечно. Березовые чуть хуже, а липовые или яблоневые переживут меня в неизменном виде. По строению стебля и побега в целом провожу подряд три лабораторные работы: Внешнее и внутреннее строение побега. Приношу на урок обрезки побегов клена или тополя (режу по дороге в школу), надрезаю на них кору вдоль (чтобы не раздавать детям ножики) и на уроке смотрим кору, камбий, древесину. Строение древесного стебля. Это как раз р
Оглавление

Многих завораживают годичные кольца. И возможность узнать возраст дерева по ним. Все-таки дерево безмолвно и долговечно, а потому - таинственно. А поелику нам нужно всеми силами заинтересовать ребенка изучением окружающего мира, то для этого урока можно и нужно заготовить древесные спилы.

У меня получилось легко и быстро. На одном из весенних родительских собраний просто попросила: если у кого-то на даче планируется расчистка участка или заготовка дров, сделайте, пожалуйста, для уроков два десятка спилов толщиной в 2-3 см.

Осенью у меня уже был ящик спилов. Хранятся они вечно. Березовые чуть хуже, а липовые или яблоневые переживут меня в неизменном виде.

По строению стебля и побега в целом провожу подряд три лабораторные работы:

  1. Внешнее и внутреннее строение побега. Приношу на урок обрезки побегов клена или тополя (режу по дороге в школу), надрезаю на них кору вдоль (чтобы не раздавать детям ножики) и на уроке смотрим кору, камбий, древесину.
  2. Строение древесного стебля. Это как раз работа с древесными спилами.
  3. Видоизмененные побеги. Изучаем строение клубня и луковицы, а можно и корневища.

Сегодняшний урок - второй в этом списке, поэтому ученики уже знают, из каких слоев и тканей сложен стебель. Это позволяет начать урок с небольшой устной разминки. В ней два задания. Первое задание - закончите фразу. Я ее начинаю, но не произношу последнее слово. Это задача класса (ответы произносятся хором).

  • Осью побега является... (стебель)
  • Наличие хлоропластов в клетках молодого стебля говорит о том, что он выполняет функцию... (фотосинтеза)
  • Луб и пробка вместе составляют... (кору)
  • Между лубом и древесиной находится образовательная ткань - ... (камбий)
  • Дыхание стебля происходит благодаря наличию на пробке... (чечевичек)

Второе задание - выслушать высказывание и согласиться с ним либо не согласиться: произнести "да" или "нет". Если высказывание неверное, прошу кого-нибудь пояснить и дать верный ответ.

Другой вариант - поднимать карточки со словами "да" или "нет". Этот второй вариант позволяет учителю видеть мнение каждого ученика, но требует подготовки и раздачи самих карточек.

  • Древесина состоит из образовательной ткани (нет, из механической и проводящей)
  • Дерево растет не только в высоту, но и в толщину (да)
  • Камбий - это образовательная ткань (да)
  • Деление клеток камбия приводят к образованию луба и древесины (да)
  • Годичное кольцо нарастает в течение всего года (нет, зимой не растет)

Лабораторная работа

Далее напоминаю технику безопасности и приступаем к работе. На скринах ниже вы видите вариант работы, где совмещены первая и вторая лабораторные работы из приведенного выше списка. Их можно сделать на разных уроках, можно на одном - как позволяет календарно-тематическое планирование.

Верхняя часть инструктивной карточки:

-2

Нижняя часть инструктивной карточки:

-3

И, для целостного восприятия, инструктивная карточка целиком:

-4

Коричневым цветом напечатаны те моменты, которые ученики должны отразить в тетради.

Опорный конспект

На опорном конспекте изображаем сектор круга - как бы вырез из древесного ствола. Делим его на части (слои), подписываем названия слоев, слагающие слои ткани и функции этих тканей.

-5

По поводу условных обозначений. Те, кто давно читает мой канал, уже все расшифровали. А если что-то осталось неясным - спрашивайте в комментариях.

И напоследок - общий опорный конспект по теме "Побег". На одном листе собраны конспекты по внешнему и внутреннему строению побега, внешнему и внутреннему строению листа:

-6

Такая компоновка конспектов очень помогает при подготовке к зачетам и прочим масштабным проверкам знаний. За год таких листов набирается около десятка. Их можно разложить на столе и видеть начало и конец работы по повторению. А это помогает ученику избежать паники, которая неизбежно наступает, если объем работы очень велик, но неизвестен.

А у вас в кабинете есть древесные спилы?

Все материалы автора по урокам ботаники

Леса
8465 интересуются