Найти в Дзене

Болотный дух (северная легенда)

Когда-то эта местность была болотиста и населена множеством разных духов. Они поселились здесь задолго до прихода первых людей и считали земли своими, оттого вредили людям и причиняли им зло. Немало родов и племен приходило сюда в надежде остаться и жить вдоль речных берегов. Но никто не смог закрепиться, все бежали прочь и никогда более не возвращались. Первыми, кто осел вдоль реки, стали сихиртя. Люди ещё не пришли на эти земли, и карлики на несколько веков стали полновластными хозяевами северной тундры. Шло время, лесных и речных духов становилось всё меньше (теперь уже они покидали здешние края), а сихиртя всё больше. Надумали семьи их вести меж собой обмен и присмотрели место под торжище, да вот беда – обитал в этом месте злобный болотный дух Комполэн. Это был полумужчина-полузверь огромного роста: если белый медведь вставал на задние лапы, то едва доставал мордой до подбородка Комполэна. Ходил болотный дух на двух ногах, отчего многие путали его с человеком, и по всему северу хо

Когда-то эта местность была болотиста и населена множеством разных духов. Они поселились здесь задолго до прихода первых людей и считали земли своими, оттого вредили людям и причиняли им зло. Немало родов и племен приходило сюда в надежде остаться и жить вдоль речных берегов. Но никто не смог закрепиться, все бежали прочь и никогда более не возвращались. Первыми, кто осел вдоль реки, стали сихиртя. Люди ещё не пришли на эти земли, и карлики на несколько веков стали полновластными хозяевами северной тундры. Шло время, лесных и речных духов становилось всё меньше (теперь уже они покидали здешние края), а сихиртя всё больше. Надумали семьи их вести меж собой обмен и присмотрели место под торжище, да вот беда – обитал в этом месте злобный болотный дух Комполэн. Это был полумужчина-полузверь огромного роста: если белый медведь вставал на задние лапы, то едва доставал мордой до подбородка Комполэна. Ходил болотный дух на двух ногах, отчего многие путали его с человеком, и по всему северу ходили легенды о великанах и снежных людях. Как называли его сихиртя неизвестно, “Комполэн” слово из языка народа манси и означает оно “мужик-дух” или “мужик из другого мира”. На человека он был похож только издалека, даже кожа его была совсем иного, темно-зеленого цвета. Наверное, для того, чтобы удобнее было прятаться на болоте.

Долго думали сихиртя как изгнать великана. Понимали они, что не даст он им жить мирно и торговать, будет нападать и разорять их торг, а то и убивать, ибо обладал болотный дух нравом злобным и жестоким. А карликов хоть и много было, но жили они мирно и воевать не умели. Разве что охотиться, да и то всего лишь на крупных птиц вроде стерхов.

Первыми собрались из разных селений старые мастера, что руду плавили да из металла и камня искусные вещи делали. Семь дней и семь ночей совещались они, но так ничего и не придумали. Только хвастались друг перед другом своими изделиями да ворчали на молодежь. Не по силам оказался болотный дух мудрости. Тогда собрались на совет самые удачливые охотники. Спорили семь дней и семь ночей, какими стрелами лучше стрелять в болотного духа и какие ловушки лучше на него ставить, но и не пришли к единому мнению. Не по зубам оказался болотный дух смелости. Съехались тогда на совет из разных мест и краёв самые сильные шаманы сихиртя. Семь дней и семь ночей камлали они вокруг костра, но только обессиленно попадали наземь. Не брала болотного духа их шаманская сила.

– Ничего не могут наши мужчины придумать! – сказала жена вождя и собрала на совет женщин.

Узнав о том, долго смеялись и мастера, и охотники, и шаманы:.

– Если уж мы ничего не придумали, то куда уж вам!

Но где мужчина берет мудростью, там женщина смекалкой, а где мужчина берет смелостью, там женщина уловкой, а где мужчина берет силой, там женщина хитростью. Всего три дня и три ночи вели свой разговор жены сихиртя, и большую часть болтали о мужьях и нарядах, но придумали вот что: заказали мастерам вырезать из зелёного камня статуэтку болотной женщины, шаманов попросили заколдовать её, а сами оделись охотниками и пошли будить болотного духа.

Проснулся тот, рассвирепел, вылез из своего болота и погнался за охотницами. А те бросились врассыпную, оставив лежать на земле заколдованную статуэтку. Подошёл Комполэн, взглянул на болотную деву из зеленого камня и такой она ему показалась красавицей, что взял он статуэтку в руки и тут же окаменел от любви.

Заклятие шаманов было не слишком сильное, поэтому они и не додумались до него сами. Стоило Комполэну отвести взгляд, и он бы тут же разлюбил каменную деву и ожил. Но мастера-сихиртя не зря хвастались своими умениями: восхищение болотного духа было столь велико, что не смог он оторвать глаз от их творения. Была в заклятии и еще одна хитрость: каждый год окаменевший великан чуть-чуть уменьшался.

С той поры минуло много веков, и когда один грибник нашел странную каменную фигуру, та была совсем крошечной. Давно исчезли из этих краев сихиртя, но Комполэн всё ещё держал в руке каменную болотную деву и смотрел на неё влюблённым взглядом. И такая сила и мощь исходила от каменного изваяния, что нашедший его грибник испугался и закопал болотного духа обратно в землю. И никому о том не сказал.

Кроме жены.

А та уже рассказала подругам. Потому что женщина умна и хитра, но хранить может только свои тайны, а чужие жгут ей язык.

#легенды #духи #сихиртя #манси #сибирь

Читайте также на моем канале "Зачем русские собирают пушнину": https://dzen.ru/b/aR7l2Pakqip0Cjg7