Европейский союз, похоже, готовится к «стратегическому» отступлению. После лет громких заявлений о «зелёном переходе» и полном отказе от двигателей внутреннего сгорания к 2035 году, в коридорах Брюсселя заговорили о переносе этого запрета до 2040 года.
Это не просто корректировка сроков. Это симптом глубокого системного кризиса, в который Европа загнала себя сама, выбрав путь русофобской истерии вместо стратегического развития.
Это так. Политика и экономика неразрывно связаны. И не понимать этого верх глупости.
Факт: запрет откладывают. Причины — в падении промышленности.
Согласно утечкам в «The Times» и «Bloomberg», Европейская комиссия 16 декабря может объявить о смягчении правил. Вместо 100%-ного запрета на продажи новых автомобилей с выбросами CO2 с 2035 года, вероятно, будет введена цель по их снижению на 90% к 2035 году и полный отказ от идеи 100%-ного запрета к 2040 году.
Кто и чём аргументирует откат?
- Германия и её автогиганты (BMW, Mercedes, Volkswagen): Глава BMW Оливер Ципсе не устаёт повторять: преждевременный запрет «нарушит автомобильную промышленность Европы», приведёт к массовым увольнениям (которые уже идут), а потребители не готовы из-за дороговизны электромобилей (европейского производства) и плохой инфраструктуры. Канцлер Фридрих Мерц в письме Урсуле фон дер Ляйен настаивал на «технологической нейтральности».
- Италия, Польша, Франция: Шесть премьер-министров, включая Джорджу Мелони, требуют разрешить после 2035 года не только электромобили, но и подключаемые гибриды (PHEV), машины на электронном топливе (e-fuels) и водород. Их аргумент — «спасти ключевую отрасль региона».
- Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA): Приводит цифры: за 10 месяцев 2025 года чистые электромобили имеют лишь 18.3% продаж в ЕС, в то время как гибриды (включая PHEV) — 34.7%. Рынок не созрел. В это же время в Китае NEV перевалили за 50% рынка новых авто.
Суть нового предложения ЕС: продлить жизнь ДВС до 2040 года, но привязать это к использованию «углеродно-нейтральных» решений: e-fuels, биотопливо, «зелёная сталь». Параллельно откладывается ужесточение методики расчёта выбросов для гибридов, которая показала бы их низкую экологичность в реальной эксплуатации.
Контекст: «Не плюй в колодец» — как Европа сама подорвала свой суверенитет.
Но за этими «техническими» аргументами кроется более глубокая и неприглядная правда. Европа, ввязавшись в прокси-войну с Россией, вместо технологического развития впала в русофобскую истерию. Результат предсказуем:
- Энергетический суверенитет был принесён в жертву политическим амбициям. Дорогие сжиженный газ и уголь из США заменили дешёвые российские ресурсы.
- Промышленный суверенитет рухнул под тяжестью энерготарифов. Высокие цены на энергию и рабочую силу вынуждают автогигантов сокращать рабочие места в Европе и переносить производства в другие регионы.
- Технологический суверенитет был упущен. Пока Европа тратила силы на санкции и, другие (китайцы) спокойно работали, развивались, вкладываясь в инновации.
- В следствии этого европейское производство автомобилей стало неконкурентоспособным по сравнению с китайскими автопроизводителями.
Теперь, чтобы хоть как-то спасти то, что ещё осталось — лидерство в производстве ДВС, — европейские бюрократы пытаются удержать прошлое. Они хотят защитить «Фольксвагены» и «БМВ», давая им отсрочку. Но это — классическая «медвежья услуга».
Парадокс: защищая ДВС сегодня, Европа гарантирует отставание завтра.
Пока в Брюсселе спорят о e-fuels и гибридах до 2040 года, Китай демонстрирует, как выглядит реальное будущее. Доля новых энергетических автомобилей (NEV) в Китае уже превысила 50%. BYD, Nio, Xpeng не просто продают электромобили — они создают целые технологические экосистемы: от чипов и софта до сетей сверхбыстрой зарядки и Swap станций.
Китайские производители, не обременённые необходимостью спасать устаревшие активы, продолжают вкладывать в инновации. Их экспорт растёт, в том числе и в Европу, где они предлагают более технологичные и часто более доступные модели. Европейские же компании, получив «спасательный круг» в виде отсрочки, будут вынуждены делить инвестиции между прошлым (доработка ДВС, e-fuels) и будущим (электромобили). Это классические «вилы». В условиях ограниченных ресурсов это путь к поражению на обоих фронтах.
Европа пытается защититься от китайской конкуренции тарифными барьерами. Но это защита догоняющего, а не лидера. Пока она «сидит на подгнивающем суку» ДВС, Китай «высаживает новый лес» для электромобилей будущего.
А что в России? Тренд вопреки обстоятельствам
На этом фоне картина в России выглядит парадоксально и показательно.
Несмотря на общий спад рынка по объективным причинам (в условиях фактической войны), интерес к чистой электротяге и последовательным гибридам стабильно растёт. Это видно не по отчётам, а на улицах: достаточно пяти минут постоять на любом московском проспекте, чтобы увидеть растущий процент в потоке Evolute, Tesla, Zeekr, Li, Geometry, гибридных кроссоверов.
Российский потребитель, лишённый доступа ко многим западным моделям, голосует рублём за технологическую практичность, а не за идеологию. Это рыночный сигнал, который европейские политики, убаюканные лоббистами, стараются не замечать.
Вывод: отсрочка приговора — не победа.
Перенос запрета на ДВС — это не мудрое решение «технологически нейтральных» политиков. Это акт капитуляции европейской мечты о технологическом лидерстве в новой эпохе. Это признание, что, проиграв энергетическую войну и подорвав промышленность, Европа больше не может позволить себе роскошь резкого перехода. А ведь у них был шанс на «мягкий» вариант постепенного перехода. Он был, до 2022 года.
Однако, отступая, чтобы сохранить «рабочие места сегодня», Брюссель рискует потерять целые отрасли и суверенитет завтра. Время — самый невосполнимый ресурс. Пока Европа будет дорабатывать двигатели на синтетическом топливе, Китай уйдёт в отрыв, из которого догнать его будет уже невозможно. То, чем Европа хочет защититься сегодня, завтра отбросит её на обочину мировой автомобильной истории. И винить в этом ей будет некого, кроме самой себя.
Приблизительное время чтения: 7 минут
Содержание
- Факт: запрет откладывают. Причины — в падении промышленности.
- Кто и чём аргументирует откат?
- Контекст: «Не плюй в колодец» — как Европа сама подорвала свой суверенитет.
- Парадокс: защищая ДВС сегодня, Европа гарантирует отставание завтра.
- А что в России? Тренд вопреки обстоятельствам
- Вывод: отсрочка приговора — не победа.