Сегодня я напишу о фильме «Исцеление» («Cure», 1997, Япония, детектив, криминал, триллер, ужасы, режиссёр Киёси Куросава).
Осторожно, отзыв содержит спойлеры!
Главный герой – полицейский инспектор Такабэ (Кодзи Якусё). В городе, где он живёт, начинают происходить убийства, имеющие общие черты:
- У всех жертв на горле разрез крест-накрест, даже у тех, кто убит другим способом (например, застрелен).
- Несмотря на эту общую деталь, преступления совершены разными людьми. Эти люди до этого не имели проблем с законом и сами не могут понять, зачем совершили убийства, либо, наоборот, утверждают, что были совершенно спокойны в момент совершения преступления.
Подозреваемых допрашивают Такабэ и его приятель, психиатр Сакума (Цуёси Удзики). У них возникает гипотеза, что за всеми преступлениями стоит один и тот же человек со способностями к гипнозу. Этого мужчину вскоре находят, и отпечатки его пальцев найдены в доме одного из преступников, но вину Мамии (его играет Масато Хагивара) сложно доказать, потому что он либо ведёт себя, как психически больной человек с амнезией, либо правда ничего не помнит и не понимает, где находится.
Фильм не является детективом в классическом понимании, потому что нам сразу показывают, что этот Мамия действительно обладает способностями к гипнозу и подталкивает людей к тому, чтобы они убили кого-то или себя. Для того, чтобы загипнотизировать людей, ему нужно во время диалога либо показать человеку пламя зажигалки, либо пролить воду. Вопрос в том, зачем он так влияет на людей и смогут ли сами главные герои, Такабэ и Сакума, противостоять его сверхспособностям? В фильме есть несколько диалогов героя с разными людьми, из которых его мотивация становится понятнее, но не на все вопросы даны ответы.
Например, мы так и не узнаем, действительно ли Мамия потерял память (изначально у него всё было нормально с памятью, он учился на психиатра, изучал на досуге информацию о гипнозе и некоторое время работал) или придуривается? Со стороны поведение героя смотрится так, словно он намеренно всех выводит из себя.
Мамия умеет «залезать» в чужие головы, узнавать сокровенные мысли людей и провоцирует их выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Например, он напомнил женщине-терапевту, что в студенческие годы она хотела стать хирургом, потому что ей хотелось резать людей скальпелем, но не осмелилась и стала врачом-терапевтом. После беседы с ним она убила незнакомца.
Я подумала при просмотре, что такие способности, как у Мамии, можно было бы использовать в благих целях: напомнить человеку о чём-то хорошем, либо предложить некриминальный способ решения проблемы. Например, он бы мог подтолкнуть школьного учителя, который, похоже, живёт с женой по привычке, просто развестись с женой, а не убивать её. Но герой провоцирует людей только на преступления…
Любимый вопрос Мамии к любому человеку: «Кто ты?» Когда человек отвечает, кем он работает, например, «Я – школьный учитель» (в фильме есть эпизод с учителем), то Мамия повторяет свой вопрос, потому что его интересует не профессия, а то, как человек себя ощущает, чем живёт, о чём думает, какие у него проблемы. Людей, с кем Мамия разговаривает, это выводит из себя, потому что они ему ответили, а он опять задаёт тот же вопрос! (Но скажу честно, меня бы тоже вывело из себя, если бы мне несколько раз задали вопрос "Кто ты?", несмотря на то, что я уже ответила.)
У инспектора Такабэ не всё благополучно. У его жены стало прогрессировать психическое заболевание, из-за которого у неё проблемы с памятью. Например, она может заблудиться, пойдя в знакомое место, может по ошибке положить мужу в тарелку кусок сырого мяса (забыла приготовить), совсем не помнит прочитанное. Поэтому в свободное от работы время, которого у него крайне мало, Такабэ следит за женой, как нянька, и поэтому почти не отдыхает.
Мамия узнаёт об этом и начинает провоцировать героя на убийство жены, но Такабэ отправляет жену в психиатрический стационар, а вместо этого убивает самого Мамию. Да, это остановило его преступления, но не спасло жену: она покончила с собой. Правда по дальнейшим кадрам возникает ощущение, что после смерти жены Такабэ действительно почувствовал облегчение, и в этом неоднозначность финала.
Мамия правда верит, что помогает людям устранить из своей жизни тех, от кого они устали, отсюда и название «исцеление». Но он совершенно не думает о том, что большинство этих людей потом придут в себя, будут в ужасе от содеянного, и что их, скорее всего, поймают и посадят в тюрьму.
По задумке фильма получается, что психиатр Сакума и жена Такабэ устали от самих себя. Если честно, я так и не поняла, какие проблемы терзали психиатра, история Сакумы не раскрыта. Что касается жены героя, то у меня сложилось впечатление, что она больше страдала не от своего заболевания, а от того, что муж почти всё время на работе («Я скоро сдохну от тоски» - цитата из фильма).
Мне понравилась игра актёров в главных ролях и то, как этот фильм снят. Смысл фильма я поняла так: в каждом человеке заложено и добро, и зло, поэтому многие поддались гипнозу Мамии. Такабэ оказался стойким и не поддался, но и с ним не всё так однозначно. Я планирую посмотреть и другие фильмы Киёси Куросавы.
Оценка: 9 из 10.