Найти в Дзене

Классика в пяти кадрах

С 2009 года на факультете журналистики каждый ноябрь студенты собираются в актовом зале в рамках проекта «Доступная классика», чтобы представить небольшую постановку по произведению известного многим писателя. В этом году отмечается 120 лет со дня рождения мастера абсурда — Даниила Хармса. 26 ноября журфак погрузился в необычную комическую, и даже мистическую, атмосферу и вновь показал, что классика может быть открытой и доступной. Попробуйте приобщаться к творчеству Хармса с помощью пяти ярких кадров. Может быть, вам удастся разгадать все смыслы и идеи ребят? А ознакомиться с задумкой студентов и их опытом участия в проекте вы сможете, прочитав комментарии актёров и преподавателей, которые тоже представили свою инсценировку. профессор теории медиа факультета журналистики и основатель проекта: «Первая постановка состоялась в 2009 году, тогда мы отмечали 200-летие со дня рождения Гоголя. Изначально «сердцем» проекта было издание бумажной книги — мы выпустили второй том «Мёртвых душ» (ве
Оглавление

С 2009 года на факультете журналистики каждый ноябрь студенты собираются в актовом зале в рамках проекта «Доступная классика», чтобы представить небольшую постановку по произведению известного многим писателя. В этом году отмечается 120 лет со дня рождения мастера абсурда — Даниила Хармса. 26 ноября журфак погрузился в необычную комическую, и даже мистическую, атмосферу и вновь показал, что классика может быть открытой и доступной.

Попробуйте приобщаться к творчеству Хармса с помощью пяти ярких кадров. Может быть, вам удастся разгадать все смыслы и идеи ребят? А ознакомиться с задумкой студентов и их опытом участия в проекте вы сможете, прочитав комментарии актёров и преподавателей, которые тоже представили свою инсценировку.

На сцене — преподаватели факультета журналистики ЧелГУ
На сцене — преподаватели факультета журналистики ЧелГУ

Марина Загидуллина,

профессор теории медиа факультета журналистики и основатель проекта:

«Первая постановка состоялась в 2009 году, тогда мы отмечали 200-летие со дня рождения Гоголя. Изначально «сердцем» проекта было издание бумажной книги — мы выпустили второй том «Мёртвых душ» (вернее, его черновые наброски). По замыслу, книги были напечатаны на газетной бумаге, в простенькой обложке, но мы не раздавали брошюры бесплатно, а продавали по цене проезда в маршрутке (тогда это было 10 рублей), чтобы люди не выкидывали их. Также устроили уличные гуляния на Кировке с костюмами и конкурсами, но после ужесточились требования к организации уличных мероприятий, нам пришлось «замкнуться» в актовом зале...

Конечно, каждый год «Доступной классики» совсем не похож на предыдущий. Мы стараемся выбирать разные жанры и форматы. Одно время всем факультетом ставили целую пьесу, поделив фрагменты между группами. Но прекрасно прижился и формат «осколков»: каждой группе достаётся произведение юбиляра, и надо придумать, как его «подать». В этом году мы выбрали маленькие рассказы Хармса.

Были блестящие и очень глубокие по замыслу режиссёрские и сценические решения — мне все очень понравились, впечатлили! Порой трогательно, очень часто смешно, но иногда просто жутко, и захлёстывало катартическим восторгом…

Наш проект проходит не на конкурсной основе, но сами студенты порою включаются в негласное состязание на серьёзность и глубину сценического решения, это очень ценно. И, конечно, больше всего я ценю сам факт обращения к тому или иному писателю. Некоторых из них ребята открывают впервые (и Хармс не исключение). В этот раз отмечу прекрасное решение в постановке группы ЖМК-102 — трагическое и цепляющее: я как-то впервые почувствовала этот текст как трагедию (а не как иронию против «человека без свойств» в духе 1937-го года). Когда «рыжий» оказался белой мумией, замотанной бинтами, на которых по ходу сюжета оставляли кровавые следы участники перфоманса».

Василий Фёдоров,

доцент кафедры теории медиа и автор постановки преподавателей:

«Для инсценировки мы выбрали известный рассказ Даниила Хармса «Вываливающиеся старухи». За странной и абсурдной ситуацией, ставшей основой сюжета, для нас открылась проблема поколенческого разрыва и непонимания «отцов и детей», когда, например, для старших понятны и близки какие-то исторические события, а молодое поколение смотрит на это «с большой дистанции», многое кажется им нелепым.

Вдохновение пришло после обсуждения на кафедре подобных случаев: преподаватели делились историями о разном понимании одних и тех же событий из прошлого, знаковых дат. В ироничной форме мы показали, что надо преодолеть поколенческий разрыв и посмотреть на жизнь с позиции разных возрастных групп».

-2

Полина Михина,

студентка первого курса и исполнитель роли мумии в постановке группы ЖМК-102:

«Мы инсценировали две миниатюры Хармса: «Голубая тетрадь №10» и «Случаи». Человек-мумия — это тот, у которого было всё, но ему все завидовали, поэтому, когда люди подходили, они как бы забирали нужную им часть тела и оставляли на этом месте красный след. Отпечатки ладоней на мумии — это кровь, боль. Люди забирали нужную им часть тела, тем самым делая больно мумии. Рука, закрывающая рот девушке, символизирует молчание.

Меня выбрали для этой роли из-за маленького роста. Было неудобно смотреть на всё сквозь бинт, я практически ничего не видела. Костюм сделан из 20 пачек бинтов!»

-3

Богдан Усманов,

студент второго курса и актёр в постановке группы ФЖ-202:

«Оригинальный рассказ называется «У одной маленькой девочки». Нам пришлось не только поменять героя, но и добавить некоторые вводные элементы. Главный смысл всего рассказа — у страха глаза велики. Задача была в том, чтобы придумать такую инсценировку, чтобы она включала бы в себя и абсурд, и юмор. Именно поэтому мы решили добавить и падения со стула, и образ сумасшедшего доктора и его не менее сумасшедших санитаров. По сути мы немного «вывернули» рассказ: вместо обычных событий решили показать сам вселенский страх, который чувствует герой при виде зубного врача, попытались изобразить мысли и образы, которые он видит и ощущает.

Именно такая инсценировка, когда обычный и тривиальный страх изображается как вселенский, рождает абсурд и выглядит комично. А костюмы, музыка из фильма «Психо» и игра актёров «докрутили» всё дело.

Репетиций было немного: у нас, как мне показалось, был самый маленький рассказ. Тем более мы добавили много динамики, что сократило выступление примерно до двух минут.

Лично для меня театр — большая часть жизни. Я выступал в спектаклях в различных коллективах, участвовал во многих театральных и чтецких конкурсах. Сейчас играю в «Доминанте». Для остальных ребят это первый (или второй) опыт, однако это не помешало им отлично вжиться в роль и от души повеселить зрителя».

-4

Виктория Горбунова,

студентка первого курса и участница спектакля от группы ЖМК-101:

«Наша сценка поставлена по произведению «Столяр Кушаков». Грим, который видно на фото, добавил абсурда и выразительности постановке, что помогло ещё больше приблизиться к творчеству Хармса и названию мероприятия «День абсурда на журфаке». А ещё нам удалось выделиться среди остальных сценок и запомниться зрителям! Педагоги несколько раз хвалили выступление, думаю, грим тут сыграл не последнюю роль.

Нанести краску на лицо было несложно, ребята умели это делать. Но сидеть в коридоре и видеть одногруппников с цветными лицами было забавно. А вот задача смыть всё с лица оказалась сложнее, потому что средств для умывания мы не взяли, под рукой была только вода, большую часть, конечно, удалось смыть, но домой я ехала всё же с жёлтым носом. Кухонный фартук на мне был из-за того, что я играла жену Кушакова и, чтобы создать этот образ, взяла фартук и кастрюлю.

В «Доступной классике» я участвовала впервые, но следующие годы пропускать теперь не хочу. Очень приятно находиться на сцене, получать обратную связь, думать над самой идеей, репетировать. Для меня это ещё одна возможность поработать вместе с группой над одним делом, где все связаны и взаимодействуют друг с другом».

-5

Роман Пирожков,

студент первого курса и актёр из постановки от группы ЖРС-102:

«Мы инсценировали рассказ «Молодой человек, удививший сторожа». Хотелось показать, как обычная рутина, может закрывать человеку глаза на ценности жизни. Муха на картине на заднем фоне — это образ ангела-хранителя, который хотел помочь сторожу вывести его из состояния безразличия. Мой герой — сторож — символ рутинной работы, которая мешает увидеть прелести жизни. Он сидит за столом, потому что не видит смысла двигаться…

Мы получили много удовольствия и от просмотра. Выступление преподавателей просто взорвало зал! Все снимали, были восторженны, очень круто. Понравилась постановка ЖМК-102 с мумией — необычно, и все роли подходят ребятам».

Лада Брик, фото Любови Ланчёвой