Найти в Дзене
Журнал «Родина»

Жизнь и судьба Василия Гроссмана, родившегося 120 лет назад

Василий Семенович Гроссман (настоящее имя - Иосиф Соломонович) - писатель, журналист, военный корреспондент, автор нашумевшего романа "Жизнь и судьба" о страшных событиях Великой Отечественной войны - родился 12 декабря (29 ноября по старому стилю) 1905 года в городе Бердичеве (ныне Житомирская область Украины) в еврейской семье. Его отец - Соломон Иосифович - работал горным инженером на шахтах в Донбассе. Мать, Екатерина Савельевна, получила образование во Франции, после чего стала преподавательницей французского языка. Поэтому в доме Гроссманов всегда было много книг Мопассана, Доде и Мюссе. Их произведениями будущий писатель зачитывался с детства. После развода родителей сын остался жить с матерью. В 1912 году она вместе с 7-летним Василием уехала в Швейцарию. Там мальчик окончил начальную женевскую школу. После этого недолгое время они жили в Лозанне, но вскоре было принято решение вернуться на Родину. В Киеве Василий Семенович поступил в реальное училище первого общества преподава

Василий Семенович Гроссман (настоящее имя - Иосиф Соломонович) - писатель, журналист, военный корреспондент, автор нашумевшего романа "Жизнь и судьба" о страшных событиях Великой Отечественной войны - родился 12 декабря (29 ноября по старому стилю) 1905 года в городе Бердичеве (ныне Житомирская область Украины) в еврейской семье.

   Василий Семенович Гроссман. 1958 / Ковригин В., Лесс А. / ТАСС
Василий Семенович Гроссман. 1958 / Ковригин В., Лесс А. / ТАСС

Его отец - Соломон Иосифович - работал горным инженером на шахтах в Донбассе. Мать, Екатерина Савельевна, получила образование во Франции, после чего стала преподавательницей французского языка. Поэтому в доме Гроссманов всегда было много книг Мопассана, Доде и Мюссе. Их произведениями будущий писатель зачитывался с детства.

После развода родителей сын остался жить с матерью. В 1912 году она вместе с 7-летним Василием уехала в Швейцарию. Там мальчик окончил начальную женевскую школу. После этого недолгое время они жили в Лозанне, но вскоре было принято решение вернуться на Родину. В Киеве Василий Семенович поступил в реальное училище первого общества преподавателей, которое успешно закончил в 1919 году и поступил в Киевский институт народного образования. А через пару лет перевелся на химический факультет физмата Московского Государственного университета, где проучился до 1929 года. Семья Василия Семеновича жила бедно, и юноше, чтобы как-то прокормить себя, приходилось пилить дрова, подрабатывать в колонии для трудных подростков и заниматься репетиторством.

В конце 1920-х Василий Гроссман начал заниматься литературной деятельностью. В 1928 году в "Нашей газете" и газете "Правда" вышли две его статьи, написанные по итогам поездки в Узбекистан, а через год в еженедельном журнале "Огонек" вышел очерк "Бердичев не в шутку, а всерьез", посвященный реальной советской жизни города Бердичева.

Читайте "Родину" в Telegram - подписаться

До 1933 года Гроссман жил в Донбассе и работал в Макеевском научно-исследовательском институте по безопасности горных работ, заведовал химической лабораторией на шахте №11 "Смолянка". Также дослужился до старшего научного сотрудника химической лаборатории Донецкого областного института патологии и гигиены труда.

   Василий Гроссман. Конец 1930-х / Фото: Музей К.Г. Паустовского
Василий Гроссман. Конец 1930-х / Фото: Музей К.Г. Паустовского

В 1933 году переехал в Москву и устроился старшим химиком на Государственную карандашную фабрику им. Сакко и Ванцетти (ныне не существует). Параллельно продолжал заниматься литературной деятельностью: отправил на рецензию Максиму Горькому несколько своих произведений, в том числе рукопись о жизни донбасских шахтеров с необычным названием "Глюкауф". В переводе с немецкого оно означало "Счастливо вернуться наверх!". Так друг друга обычно приветствовали немецкие шахтеры. Горький высоко оценил работы Гроссмана и помог с публикацией нескольких произведений, в том числе и повести "Глюкауф".

В середине 1930-х у Василия Семеновича вышли сборники рассказов "Счастье" и "Четыре дня", повесть "Кухарка" и первые части романа-трилогии о Первой мировой войне "Степан Кольчугин". В 1937 году Гроссман стал членом Союза писателей СССР.

   Роман-газета №5, 1935 / Фото: Аукционный дом "ЕU-RU"
Роман-газета №5, 1935 / Фото: Аукционный дом "ЕU-RU"

После начала Великой Отечественной войны Василий Гроссман был отправлен на фронт в звании интенданта 2-го ранга. Всю войну он проработал спецкором газеты "Красная звезда" на Центральном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Прошел с советскими войсками до Берлина. Во время увольнительной в 1942 году писатель успел закончить первое свое крупное произведение о Великой Отечественной войне - повесть "Народ бессмертен". Она была опубликована в том же году в "Красной звезде".

После возвращения из отпуска Гроссман был направлен в Сталинград (ныне Волгоград), где оставался до января 1943 года и покинул город незадолго до окончания Сталинградской битвы. В том же году Василию Семеновичу присвоили звание подполковника. Также Гроссман был награжден орденами Красной Звезды (1943), Красного Знамени, Трудового Красного Знамени (1956), медалями "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За взятие Берлина" и "За освобождение Варшавы".

В 1944-м в Бердичеве Василий Гроссман участвовал в поиске мест массовых захоронений евреев, расстрелянных нацистами. В одной из таких братских могил находилось тело его матери, которая была убита в сентябре 1941 года. Холокост стал для писателя особенно личной темой.

Вместе с будущим автором повести "Оттепель" Ильей Эренбургом они начали собирать свидетельства очевидцев и прочие документальные доказательства массовых убийств евреев фашистами на оккупированных территориях СССР и Польши. Собранные ими документы в литературной обработке вошли в "Черную книгу". Управление пропаганды ЦК ВКП(б) не допустило ее к публикации, поскольку в произведении были обнаружены "серьезные политические ошибки". Уже подготовленный для печати набор книги со вступительной статьей Гроссмана был изъят. Впервые "Черная книга" была издана только в 1980 году в Иерусалиме.

События военных лет легли в основу многих рассказов и очерков Гроссмана. На стене мемориального комплекса на Мамаевом кургане (Волгоград) выбиты слова из его произведения "Направление главного удара" (1942): "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?".

Читайте также:

Константин Симонов: У войны как минимум две правды

С 1946 года писатель работал над романом-эпопеей о Сталинградской битве, который Гроссман изначально назвал "Сталинград". Спустя три года он отправил рукопись в журнал "Новый мир", главным редактором которого на тот момент являлся Константин Симонов. (Затем на этом посту его сменил Александр Твардовский.) Но публикация постоянно откладывалась: Гроссману несколько раз приходилось перерабатывать произведение.

В итоге, роман вышел в "Новом мире" в октябре 1952-го под другим названием - "За правое дело". Произведение удостоилось хвалебных отзывов и критиков, и простых читателей. Глава Союза писателей СССР Александр Фадеев даже выступил с предложением выдвинуть Василия Гроссмана на Сталинскую премию. Но уже через год в газете "Правда" вышла разгромная статья критика Михаила Бубеннова, в которой он обвинял Гроссмана в "идейной слепоте" и "беспринципности". Отрицательные отзывы опубликовали и другие издания. Роману был вынесен смертный приговор. Редакция "Нового мира", а также Александр Фадеев публично признали, что решение напечатать произведение было ошибкой. "За правое дело" был переиздан лишь в 1954 году - после смерти Сталина и прекращения кампании по борьбе с космополитизмом.

   Василий Семенович Гроссман (второй слева) на фронте. 1943 / Фото: Дмитрий Минскер / РИА Новости
Василий Семенович Гроссман (второй слева) на фронте. 1943 / Фото: Дмитрий Минскер / РИА Новости

Но главным трудом Василия Гроссмана, абсолютной кульминацией его литературной деятельности стало другое произведение - роман-эпопея о Сталинградской битве "Жизнь и судьба". Произведение, над которым писатель работал в течение почти 10 лет, он посвятил своей матери. "Жизнь и судьба" фактически стал второй частью дилогии, начатой романом "За правое дело".

В 1960-м Гроссман отнес законченную рукопись в "Новый мир", но Твардовский печатать роман побоялся. Не стал публиковать роман "Жизнь и судьба" и журнал "Знамя". Произведение, в котором Гроссман размышлял о природе тоталитаризма, сходстве и различиях тоталитарных систем Советского Союза и нацистской Германии, был назван "идейно порочным".

Читайте также:

Домашний архив: "Едят меня всякие серые..." - бросил Твардовский чинушам

В феврале 1961-го дома у Василия Семеновича сотрудники КГБ провели обыск, в ходе которого были изъяты все рукописи и черновики романа. Конфискованы были и копии произведения из редакций журналов. Гроссман, в отчаянной попытке спасти труд всей своей жизни, обратился к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву с просьбой вернуть рукопись. Спустя несколько месяцев писателя на ковер вызвал Михаил Суслов - член Президиума ЦК КПСС, отвечающий за идеологические вопросы. Он назвал произведение Гроссмана еще более опасным, чем роман "Доктор Живаго" Пастернака и заявил, что "Жизнь и судьба" никогда не будет опубликован.

После этого и другие произведения Василия Семеновича печатать практически перестали. Его последними прижизненными изданиями стали несколько рассказов, опубликованных в 1961 году в журналах "Новый мир" и "Москва".

Василия Гроссмана не стало 14 сентября 1964 года. Писатель был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Он так и не узнал, что его главному роману все же была уготована долгая жизнь и счастливая судьба. В 1980 году "Жизнь и судьба", благодаря сохраненной поэтом Семеном Липкиным копии, был опубликован в Швейцарии. А через 8 лет версия с купюрами впервые увидела свет и в Советском Союзе.

Автор: Екатерина Зайцева