Найти в Дзене
Мой Дзен канал.

Копейка.

ВАЗ‑2101: как «копейка» стала легендой советского автопрома. 19 апреля 1970 года — дата, вошедшая в историю отечественного автопрома. В этот день с конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ‑2101, которым суждено было стать самым массовым легковым авто СССР. За 18 лет было выпущено 4 846 900 экземпляров — цифра, до сих пор вызывающая уважение. Как всё начиналось: от Fiat к «Жигулям» История «копейки» началась в 1966 году, когда советское правительство подписало соглашение с итальянской компанией Fiat. Выбор пал на модель Fiat 124 — победителя конкурса «Европейский автомобиль 1967 года». Однако просто скопировать зарубежный образец не получилось: испытания на советских дорогах выявили серьёзные недостатки: низкая коррозионная стойкость кузова; ненадёжные задние дисковые тормоза; малый дорожный просвет; отсутствие буксирных проушин; бесперспективный нижневальный двигатель. Советские инженеры совместно с итальянскими коллегами внесли более 800 изменений
Оглавление

ВАЗ‑2101: как «копейка» стала легендой советского автопрома.

19 апреля 1970 года — дата, вошедшая в историю отечественного автопрома. В этот день с конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ‑2101, которым суждено было стать самым массовым легковым авто СССР. За 18 лет было выпущено 4 846 900 экземпляров — цифра, до сих пор вызывающая уважение.

Как всё начиналось: от Fiat к «Жигулям»

История «копейки» началась в 1966 году, когда советское правительство подписало соглашение с итальянской компанией Fiat. Выбор пал на модель Fiat 124 — победителя конкурса «Европейский автомобиль 1967 года». Однако просто скопировать зарубежный образец не получилось: испытания на советских дорогах выявили серьёзные недостатки:

  • низкая коррозионная стойкость кузова;
  • ненадёжные задние дисковые тормоза;
  • малый дорожный просвет;
  • отсутствие буксирных проушин;
  • бесперспективный нижневальный двигатель.

Советские инженеры совместно с итальянскими коллегами внесли более 800 изменений в конструкцию. В результате появился Fiat 124R — прототип будущего ВАЗ‑2101.

-2

Рождение легенды: что изменилось

Ключевые доработки, сделавшие «копейку» приспособленной к советским реалиям:

  • Двигатель: верхневальный вместо нижневального, что открывало перспективы для модернизации.
  • Подвеска: усилена для лучшей управляемости на неровных дорогах.
  • Тормоза: задние дисковые заменены на барабанные — более надёжные в условиях пыли и грязи.
  • Дорожный просвет: увеличен для проходимости.
  • Салон: передние сиденья стали раскладываться в спальное место.
  • Безопасность: установлены травмобезопасные наружные ручки дверей.
  • Эксплуатация: добавлено отверстие для ручной заводки («кривой стартер»).

Имя для автомобиля

Название «Жигули» предложил конструктор А. М. Чёрный. Оно отсылает к Жигулёвским горам — возвышенности напротив Тольятти. Однако для экспорта имя пришлось сменить: в некоторых языках «Жигули» созвучно с неблагозвучными словами. Так появилась марка Lada, под которой автомобиль продавался за рубежом.

В народе машину сначала называли «единичка» или «жигулёнок», а к концу 1980‑х закрепилось прозвище «копейка» — за характерную форму передних фар.

-3

Триумф на конвейере

  • 19 апреля 1970: собраны первые шесть ВАЗ‑2101.
  • Август 1970: запуск постоянного конвейера.
  • Конец 1970: выпущено 21 530 машин.
  • 1971: производство выросло до 172 175 экземпляров.
  • 1973: пик выпуска — 379 007 автомобилей.
  • 1974: завод вышел на проектную мощность.

Успех за рубежом

Экспортные версии (Lada 1200, Lada 1300, Lada 1200S) поставлялись в:

  • страны соцлагеря (ГДР, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Югославия);
  • Западную Европу (ФРГ, Франция, Великобритания, Австрия, Швейцария, Финляндия, Швеция);
  • Кубу (где «копейки» стали популярными такси).

В 1972 году ВАЗ‑2101 получил международную премию «Золотой Меркурий» — признание качества на мировом уровне.

Спортивные достижения

«Копейка» успешно выступала в соревнованиях:

  • 1971: дебют на зимнем чемпионате СССР по ралли в Риге.
  • 1971: участие в ралли‑марафоне Tour d’Europe (14 000 км по 16 странам). Советская команда заняла 2‑е, 9‑е и 13‑е места в абсолютном зачёте, а также 1‑е, 3‑е и 4‑е в классе «1300».

-4

Почему «копейка» стала народной любовью

Несколько причин популярности:

  1. Надёжность: первые экземпляры с импортными комплектующими могли годами обходиться без серьёзного ремонта.
  2. Адаптивность: автомобиль хорошо заводился в мороз, имел нормальный обогрев и шумоизоляцию.
  3. Сервис: создана всесоюзная сеть СТО, разработан первый советский антифриз.
  4. Доступность: к 1980‑м годам «Жигули» перестали быть дефицитом и стали по‑настоящему народным автомобилем.

-5

Наследие «копейки»

ВАЗ‑2101 положил начало «классическому» семейству ВАЗ, которое выпускалось до 2012 года. В 2000 году по итогам опроса журнала «За рулём» «копейка» была названа лучшим отечественным автомобилем XX века.

Сегодня «копейка» — не просто ретроавтомобиль. Это символ эпохи, предмет коллекционирования и ностальгии. Её узнаваемый силуэт и история продолжают вдохновлять: от кино («Невероятные приключения итальянцев в России») до современных ремейков и кастомизаций.

Так простая «единичка» превратилась в легенду, доказав: даже заимствуя идеи, можно создать нечто по‑настоящему своё.

-6