Джанет Ди Лауро, Soap Opera Weekly, 1990
Дни, когда Кристофер Норрис брали на классическую роль хорошей девочки, прошли! После более чем года в роли скверной Лауры Эшер в "Санта-Барбаре" и её превращения в великолепную психопатку, киноиндустрия, несомненно, посмотрит на актрису с персиково-кремовым цветом лица в совершенно новом свете. "Люди всегда смотрят на меня и говорят: "Да ладно... с твоим лицом плохую девочку не сыграть", - рассказывает Норрис. "За немного испорченную чирлидершу она, возможно, и сойдёт, но определенно не за скверную".
Норрис отмечает, что до появления в "Санта-Барбаре" ей лишь однажды довелось сыграть сколько-нибудь коварного персонажа. "Когда мне было лет 10 или 11, я участвовала в бродвейском шоу "Плачь как голубка", - вспоминает она. "Там была занята Бетси Палмер. Она играла мою мать. А я - непослушную девочку. Я не была дурнушкой или кем-то в этом роде, просто была развита не по годам. Это был единственный случай в моей карьере, когда мне выпало сыграть кого-то действительно недоброго".
Но когда сценаристы "Санта-Барбары" снова поставили перед ней эту задачу, Норрис оказалась на высоте. Теперь можно смело сказать, что играть злодеек – её конёк. "Это было похоже на американские горки, - рассказывает она, - и такой подарок для меня как актрисы. Каждые два месяца у меня появлялась новая задача, новый шанс показать свой творческий потенциал. Это просто восторг. Мне довелось сыграть так много разных ролей - бороться с алкогольной зависимостью, играть пьяную, чего я никогда в жизни не делала, в том числе - все эти маниакально-депрессивные закидоны, через которые сейчас проходит Лаура... Я никогда ничего подобного не играла. Это интересно и даже весело".
«Обычно в нашей профессии не принято считать мыльные оперы чем-то особенно полезным, потому что на более глубокую проработку персонажа просто не хватает времени», - продолжает Норрис. «Но с моей героиней и с учётом моего опыта всё сложилось отлично. Это был ценный урок и возможность выйти из зоны комфорта. Я стала гораздо увереннее в себе как актриса».
Поскольку роль Лауры стала первой попыткой Норрис сыграть героиню, которая настолько слетела с катушек, иногда сама актриса переживает, что воспринимает всё чересчур эмоционально. "В сценах, где я веду себя совершенно неадекватно, мне с трудом даётся понимание и осознание происходящего. Это настолько отличается от всего, что я когда-либо играла, что мне даже не с чем сравнивать", - отмечает она. "Я никогда раньше не играла сумасшедшую. Поэтому иногда задаюсь вопросом: "Не перегибаю ли я палку? Не слишком ли переигрываю?" Временами Лаура пугает меня. Иногда случаются сцены, которые просто выводят меня из себя. Я ухожу, а сама думаю: «Уууу! Эта девушка совсем плоха»."
Удивительно, но актриса не считает Лауру отъявленной злодейкой. «Возможно, это просто моё мнение как актрисы, но мне не кажется, что она плоха по своей сути", - говорит она. "За всю её жизнь и за последний год с Лаурой произошло столько ужасных вещей, что она просто потеряла самообладание. Я считаю, что Лаура - очень порядочная женщина. У меня есть подруга, она работает психиатром в Нью-Йорке", - объясняет она. "Недавно она провела отпуск во Флориде и получила возможность посмотреть несколько серий с моим участием. На прошлой неделе она позвонила мне: "Для меня совершенно очевидно, что у Лауры маниакально-депрессивный синдром. Принимай она лекарства, с ней всё было бы в порядке. Она бы быстро пришла в себя. Проблема состоит в том, что Лаура не принимает лекарства. Она отдаёт их Энни."
Появление актрисы Шэронли Маклин в роли Энни (соседки Лауры по палате в психиатрической больнице) стало идеальным дополнением к персонажу Норрис. "Она потрясающая, - хвастается Норрис, - отличная актриса, и с ней здорово работать. Нас называют Лаверной и Ширли из "Санта-Барбары", потому что наши сцены такие забавные ("Лаверна и Ширли" / Laverne & Shirley - популярный ситком 70-80-х, спин-офф ещё более знаменитого ситкома «Счастливые дни» / Happy Days - прим. переводчика). И вы понимаете, что у вас отлично получается, когда за тем, как вы работаете, приходит понаблюдать вся съёмочная группа", - продолжает Норрис. "Каждое утро у всех наших сцен с Шэронли есть зрители. Они смеются и аплодируют. Мы настоящая парочка безумцев."
"Недавно я читала интервью с Майклом Кейном", - отмечает она. "Он рекламировал свой новый фильм, в котором играет психически неуравновешенного убийцу. В нём он сказал, что у всех актёров получаются хорошие сумасшедшие... Это в их природе. Я думаю, любой актёр с нетерпением ждёт возможности сняться в чём-то таком, где он смог бы по-настоящему раскрыться. И уже актёру решать, как далеко зайти. Быть бесстрашным - великая свобода".
И Норрис максимально использует эту свободу, чем доставляет немало радости поклонникам. "Их увлечённость невозможно не заметить. Почему-то им это нравится. Фанаты подходят ко мне с восторженным выражением на лицах и говорят: "Когда ты это сделала, я не мог дождаться, чем всё закончится". Такого я никогда не испытывала ни с одним персонажем".
Просматривает ли актриса когда-нибудь сценарии, чтобы узнать, какие возмутительные выходки будут следующими в планах Лауры? Волнуется ли она, прежде чем взяться за них? "Ответ "да", на оба вопроса", - улыбается она. "Но иногда страшновато, как, например, когда прошлым летом я убила Лео Митчелла. Я натурально испугалась. Пришлось включить всё своё воображение и представить, каково это - убить человека". Конечно, с тех пор в послужном списке Лауры появилась жертва №2 - Саша Шмидт. "Теперь я профи по этой части, для меня нет ничего проще", - шутит она. - На самом деле, с Сашей всё было совсем иначе. Я не хотела её убивать. Шёл дождь, было темно, с глаз текла тушь, а у меня поехала крыша. Это совсем другое дело."
Волновалась ли Норрис когда-нибудь по поводу того, как долго пробудет в шоу? «После того как я убила Лео, мне казалось, что на этом всё и закончится», — говорит она. «Но прошло уже девять месяцев. Кто знает? Я действительно чувствовала себя ужасно, когда узнала, что мне предстоит прикончить Сашу", - признаётся Норрис. "Я узнала об этом за пару недель и продолжала говорить всем: "Пожалуйста, не говорите Мишель (Никастро, которая играла Сашу)". Затем я начала шутить, что стану самой непопулярной актрисой на съёмочной площадке, что все начнут шерстить расписание съёмок, восклицая: "О, нет! Сегодня у меня сцена с Лаурой"."
Единственное, что в последнее время вызывает недовольство Норрис по поводу её сюжетной линии, - это то, как Лаура планирует убить своего мужа Итана (Ли Макклоски). "То, как всё начиналось, мне очень понравилось. В одной из сцен с Итаном Лаура сказала: "Я была бы рада, если бы ты просто дал мне развод и убрался из моей жизни". Но Итан не стал этого делать", - объясняет Норрис. "Поскольку Итан не дал ей развода, Лаура решила, что должна избавиться от него. Но в последние пару месяцев ситуация настолько запуталась, что не знаю, помнит ли зритель, почему она пытается его убить. Дело не в мести. Это попытка выжить. Лаура считает, что единственный способ выжить - это избавиться от Итана."
Учитывая все перипетии её сюжетной линии, неудивительно, что Норрис не терпится вернуться домой и разделить насыщенный событиями день в "Санта-Барбаре" со своим мужем, бизнесменом Уолтером Дэнли. "Время от времени, после особенно удачного дня, я говорю мужу: "Ты не против, если мы пару часов поговорим о работе?". И рассказываю ему о том, что делала в тот день. Гримаса удивления не сходит с его лица".
После этого она оставляет Лауру Эшер в покое и переходит к главному - становится Кристофер Норрис. Норрис кажется воплощением девушки из соседнего двора, но на самом деле она нисколько не соответствует подобному типажу. "Я не такая мягкотелая, как Глория Бранкузи в сериале "Охотник Джон", - говорит она о сериале, в котором снималась шесть лет («Охотник Джон» / Trapper John, M.D. – медицинская драма в семи сезонах (1979-1986), спин-офф фильма «М.Э.Ш» (1970), где Норрис играла одну из ключевых ролей – прим. переводчика). "Я гораздо более прагматична, хотя не всегда это признаю. Я деловая женщина. Честно говоря, если бы получалось всё распределять, по выходным я бы занималась бизнесом. Меня ужасно увлекает такая работа. Я брала бы лучшее из того, что умею, из обоих областей, и использовала бы это, как и свои творческие способности, развитые благодаря актёрской профессии".
Норрис просто распирает от творчества. Она разработала дизайн интерьеров и экстерьера дома на холме, который она делит с мужем, золотистыми ретриверами Сандэнсом и Энни и котом Пингом («Раньше были Пинг и Понг, но, к сожалению, Понга с нами больше нет»). Норрис и Дэнли купили землю и построили дом своей мечты с нуля - этот процесс занял четыре года. "Я довольна тем, как всё обернулось. Это ещё одно моё достижение, то, чем я всегда могла заниматься помимо актёрства", - говорит она. «Я сама выбирала цвета, плитку для ванной, фурнитуру, деревянные панели...» Норрис в восторге от своей огромной кухни, оборудованной духовкой. "Не представляю, что бы я без неё делала. Никому не нравится готовить ужин каждый день... но, когда вокруг вас есть красивое пространство, это способствует вашему творчеству".
Хотя жизнь Норрис за пределами декораций "Санта-Барбары" невероятно насыщена, она предпочитает совмещать в себе все свои качества - актрисы, жены и бизнесвумен. На самом деле, она с готовностью признаёт, что не чувствует себя счастливой, когда не работает. А Лаура делает её очень счастливой. "Абсолютно", - улыбается она. "Я просто в восторге. А когда счастлив мой муж, счастлива и я. Слава богу, он очень меня поддерживает. График работы на дневном телевидении просто изнурительный. Мне очень, очень повезло, что у меня есть муж, который понимает меня и иногда готовит к моему возвращению ужин. Я очень везучая девушка".
"Навёрстывая упущенное" с Кристофер Норрис"
Трэвис Кинси, Soap Opera Weekly, 2002
«Санта-Барбара» прославилась как творческий рай для актёров. Так ли было на самом деле?
У вас была возможность внести свою лепту. Именно поэтому "Санта-Барбара" так манила талантливых актёров, сценаристов и режиссёров. Это была интенсивная творческая работа и очень тесное сотрудничество. Я обсуждала со сценаристами свои идеи, и они всегда ко мне прислушивались. Конечно, не всё, что я предлагала, бралось на вооружение, но этого и не подразумевалось. Однажды, слушая радиостанцию с классической музыкой, я обратила внимание на одну из композиций. Она так меня поразила, что я пошла к продюсерам и сказала: «Знаете, что сделало бы меня очень счастливой? Если бы во время съёмки вы включили мне эту арию. Даже если вы не используете её в сериале» (речь об арии «Цветочный дуэт» из первого акта оперы Лео Делиба «Лакме» https://www.youtube.com/watch?v=C1ZL5AxmK_A, премьера которой состоялась в Париже в 1883 году, фрагмент часто используется в рекламе и фильмах; также приобрёл популярность в качестве концертного произведения - прим. переводчика). Все свои безумные вещи я делала в одиночку, поэтому текста у меня почти не было. Если и был, то лишь разговоры с самой собой. Я сказала: «Мне бы очень помогло, если бы я могла слышать эту арию, пока идёт съёмка, потому что именно её Лаура слышит в своей голове». Он (исполнительный продюсер Джон Конбой) ответил: «Конечно, будет сделано». Но на съёмочной площадке мне её не включили, я ужасно расстроилась. Однако позже, после того как сцена была снята, появился Джон, подозвал меня и сказал: «Идём-ка со мной на минутку». Мы зашли в микшерную, он включил мне отснятую только что сцену, и в ней звучала та самая ария. У меня на глаза навернулись слёзы. Я сказала: «Да. Это и было моим актёрским замыслом». Так она впервые прозвучала в эфире, они заплатили за неё, сделали всё, что полагалось, чтобы это произошло. Вот что я имею в виду под совместной работой. Для меня это был очень счастливый, творческий период.
К тому времени, как вы покинули сериал, ваша героиня стала по-настоящему странной. В конце концов она убила Сашу Шмидт и возила её труп в машине.
Когда я впервые появилась в сериале, Лаура была директором школы, замужем за очень успешным бизнесменом (прошло 12 лет со времени съёмок и Кристофер забыла, что её киномуж был окружным прокурором, успешным же бизнесменом, как мы знаем, был её реальный муж Уолтер Данли, с которым к этому моменту она уже развелась - прим. переводчика). У них не было детей, но это всё, что вы о ней знали. Она была довольно чопорной и строгой; такой, какой мы обычно и представляем себе учительницу. У них был сюжет, связанный с убийством моего сына и священником (который был отцом мальчика). Но авторы не знали, как будет развиваться моя история. Патрик (Малкехи, сценарист "Санта-Барбары") как-то сказал мне — мы к тому моменту стали довольно близкими друзьями — «В первую неделю, когда я увидел тебя в сериале, в твоих глазах было столько всего, что у меня голова пошла кругом, и я понял, насколько определяющим стало это событие для твоей героини". И, по сути, именно поэтому мы пошли в этом странном направлении. Это одна из тех вещей, которые я нахожу потрясающими в «Санта-Барбаре». Патрик был очень чувствителен к тому, что актёры вкладывали в слова. Он дал мне свободу в раскрытии персонажа. «Я просто шёл за твоими интонациями или взглядом», — сказал он. Это большая честь — услышать подобное от сценариста.
А потом персонаж стал настолько неконтролируемым в плане своего поведения, что ваше время в сериале закончилось.
Именно так. И это было очень печально. Мне больше не оставалось в нём места. К тому же, к моменту моего ухода сериал сделал резкий крен в другую сторону.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
- Родители Норрис, как только узнали о беременности, решили назвать будущего ребёнка "Кристофер" вне зависимости от того, какого пола он родится.
- Норрис часто путают с Мелани Гриффит из-за их внешнего сходства. По этой причине в 1990-х годах британские СМИ по ошибке взяли интервью у Гриффит о её роли в фильме "Аэропорт-1975", хотя она там не снималась.
НЕМНОГО НЕ В СЕБЕ. Шэронли Маклин о роли Энни
Джанет Ди Лауро, Soap Opera Weekly, 1990
Коллеги по работе в "Санта-Барбаре" ласково зовут её "Безумная Энни" — на это прозвище актриса Шэронли Маклин отзывается с гордостью. Талантливая Маклин, получившая в феврале роль соседки Лауры (Кристофер Норрис) по палате в лечебнице, растянула короткую трёхнедельную роль на три месяца и это не предел. "Это оказалось ужасно интересно", - смеётся Маклин, рассказывая о своей новообретённой мыльной славе. "Обычно (мои агенты и менеджер) представляют меня как комедийную актрису, но мне нравится играть и драму. Вот почему Энни так хороша. Моя героиня может впасть в депрессию, но я даже из её депрессии комедию сделаю. Мне позволено проявлять себя самым разнообразным образом. Энни может вести себя по-взрослому, но иногда превращается в маленькую девочку. Она может быть противной и подлой, а в следующую минуту - милейшим человеком на свете. Я в восторге от этого персонажа."
Как и зрители "Санта-Барбары"! Они влюбились в маленькую леди (Маклин - миниатюрная, её рост 5 футов 1 дюйм (1.5 метра - прим. переводчика), обладающую потрясающим актёрским талантом. "Я никогда не думала, что буду сниматься в "мыльной опере", ведь я характерная актриса", - говорит Маклин. "У меня очень низкая самооценка... в том, что касается моей внешности. Если бы меня спросили: "Почему ты не снимаешься в мыльных операх?", я бы ответила: "В мыле? Да вы посмотрите на меня!" И первым, во что я буквально вцепилась зубами, - оказалось именно мыло."
Возможно, уникальность Энни - и есть причина её популярности. Облачённая в повседневную одежду в стиле "простушка Джейн" (с английского 'plain Jane', в США так принято называть максимально непривлекательных девушек или женщин - прим. переводчика) и маклиновские шнурованные туфли "наудачу", Энни не похожа на типичную дамочку из дневных сериалов или актрису, которая её играет. «Я почти уверена, что за пределами съёмочной площадки меня бы просто не узнали. Разве что по голосу или смеху», — говорит она. "Вне работы я выгляжу совсем по-другому. У меня светлые волосы. И мне их каждый раз обрабатывают оттеночным ополаскивателем, потому что продюсерам хотелось, чтобы моя героиня была брюнеткой. И одеваюсь я совершенно по-другому", - продолжает она. "Я люблю носить джинсы и ботинки, но мне нравятся и облегающие замшевые платья. Всё зависит от того, как я себя чувствую. Я одеваюсь в стиле Энни Холл. Для шоу я надевала чёрный или серый тренировочные костюмы. Теперь я расширяю свой гардероб и ношу платья", - смеётся она.
Несмотря на то, что Маклин и Энни очень разные внешне, Маклин отмечает, что между ними есть сходство. "Когда я остаюсь дома одна и что-то делаю, удивительно, насколько я похожа на Энни. Не в смысле, что я шизофреничка, а в смысле, что я такая же коротышка... маленький человечек. Эта девчоночья сторона Энни очень заметна во мне", - признаётся Маклин.
Взаимопонимание между Маклин и Норрис установилось без особых усилий. "Это началось, когда мы начали работать вместе. В первый день мы раз или два пробежались по нашим репликам и всё сложилось само собой. Не знаю почему. Кому-то удаётся сработаться, кому-то — нет. У нас получилось."
Для Маклин всё это произошло как нельзя кстати. Роль Энни стала для неё настоящей находкой. Всего год назад её жизнь и карьера резко пошли на спад. «В прошлом году я стала банкротом», - признаётся Маклин. "Я потеряла все свои деньги. Восемь лет жила исключительно актёрскими заработками. Всё это время работы хватало. А потом, внезапно, та работа закончилась... ну и… отчисления перестали поступать каждую неделю, а приходили лишь раз в 13 недель". В начале 1989 года, оказавшись в безвыходном положении, Маклин подала заявление о банкротстве. Кроме того, она пришла к неприятному выводу, что ей нужна постоянная работа, не связанная с актёрской профессией. "Это было очень трудное для меня решение. Психологически я не была готова работать по восемь часов в день, но я должна была это сделать. И я смирилась", - говорит она. "Устроилась на работу в пекарню Webby's в Студио-Сити, Калифорния". Маклин продолжала работать там даже после того, как получила работу в "Санта-Барбаре".
Сейчас Маклин - полноценная участница актёрского состава "Санта-Барбары", и рассчитывает сниматься в сериале ещё долго. "Я надеюсь, что Энни понравится зрителям настолько, что останется в шоу", - говорит Маклин. "Она необычный персонаж. Таких, как она, в мыльных операх не бывает. Она уникальна. Это меня в ней и привлекает. Я стараюсь делать свою работу как можно лучше и верю в то, что делаю (с ней). Надеюсь, другие тоже в это верят".
Оригинал статьи 1990 года о Кристофер Норрис: http://santabarbara-online.com/articleCNorris2.htm
Оригинал мини-интервью Кристофер Норрис 2002 года: http://santabarbara-online.com/article2CNorris2.htm
Оригинал статьи 1990 года о Шэронли Маклин: http://santabarbara-online.com/articleSMcLean2.htm