Обгоны – один из показателей зрелищности гонок. Сезон закончился и сейчас самое время посмотреть на статистику, собранную по ходу прошедших гонок.
По ходу сезона-2025 после каждой гонки собирал информацию по обгонам. Для этого использовал покруговку гонок с официального сайта ФИА, дополненную информацией из трансляций. Также пригодилась информация о смене шин по ходу гонки с сайта «Пирелли».
Напомню «регламент» подсчета обгонов, придуманный не мной. При подсчете не учитываются:
- обгоны на старте и на первом круге гонки
- опережение соперника на пит-стопе
- опережение соперника за пределами трассы или соперника с техническими проблемами
- опережение круговых
- опережение напарника команды по указанию с командного мостика
- борьба пилотов на одном круге со взаимными обгонами, не завершившаяся изменением позиций пилотов при завершении круга
Итак, в сезоне 2025 я насчитал всего 780 обгонов. Из них на основные воскресные гонки приходится 745 обгон, а оставшиеся 35 - обгоны во время 6 субботних спринтов.
В соответствии с оговоренными выше правилами в статистику обгонов не были включены 94 изменения позиций в спринтах/гонках. Из них 24 приходится на внутрикомандные решения, которые по ходу трансляции озвучивались как «просьба» тим-радио. Также 4 изменения позиции происходили как исполнение воли стюардов. Остальные – вылет оппонента за пределы трассы или технические проблемы пострадавшей стороны.
Вполне возможны незначительные неточности: далеко не все попадает в трансляцию и соответственно можно, что-то пропустить или ошибочно засчитать. Но количество таких неточностей на общем фоне минимально.
Теперь можно свести полученные данные в сводные таблицы, чтобы иметь представление о том кто, кого и сколько обгонял.
С учетом предыдущих публикаций и наличия недовольных англо-язычным оформлением таблиц, для этого блога специально сделал русско-язычную версию.
Сколько обгонов и в каких условиях было на каждом этапе:
Пояснение к таблице:
- Laps - кругов в гонке (в спринте+гонке)
- SC Laps - кругов в гонке (в спринте+гонке) за автомобилем безопасности
- DNF - количество пилотов, выбывших из гонки (из спринта+гонки)
- Weather - погодные условия гонки (Dry - сухо, Wet - дождь, Varied - переменные)
- Overtakes - количество обгонов в гонке (в спринте+гонке)
Теперь о том, кого и сколько раз в сезоне пилоты обгоняли:
Далее о том, за какие позиции пилоты обгоняли:
В каких гонках и сколько пилот обгонял:
В каких гонках и сколько пилота обгоняли:
Для наглядности можно в одной таблице свести баланс обгонов пилотов – сколько обгоняли пилоты и сколько обгоняли их. По балансу обгонов можно получить сезонный «обгонный» рейтинг пилотов на данный момент:
Памятую прошлые дискуссии по данной теме, можно из общего обгонного баланса выделить только значимые обгоны.
По этому принципу сделан баланс обгонов за первую десятку:
Аналогичный баланс за места на подиуме:
Ну и как вершина - обгоны за вершину пьедестала:
Для наглядности того, за какие позиции чаще всего в гонках обгоняли, можно пересчитать среднее число обгонов за позицию на одну гонку:
Из таблицы видим, что среднее число обгонов за этап в этом сезоне - 32,5. Это существенно уступает прошлогоднему показателю в 36,13.
Также, памятуя прошлые дискуссии и интерес к происходящему после старта в гонке на первом круге, приведу статистику выигранных/потерянных позиций пилотами до второго круга.
Естественно, сюда не входят те, кто сошел из гонки на первом круге.
Теперь можно посмотреть аналогичную статистику для команд.
Какие команды, каких соперников обгоняли:
Не трудно догадаться, что в этой таблице по диагонали – «внутрикомандные» обгоны. Естественно, изменение позиций на трассе по указанию командного мостика, т.е. без очевидной борьбы напарников по команде, в данную статистику не входят.
Баланс обгонов для команд:
Это то, что касалось числа обгонов в прошедших гонках сезона. Таблицы достаточно информативны. Тот, кто внимательно смотрел гонки сезона и следил за ходом борьбы и расстановкой сил, может сам сделать выводы. Другое дело, что эти выводы значительно могут различаться от болельщика к болельщику, в зависимости от командных или пилотских пристрастий.
Естественно, что на статистику обгонов пилота существенно влияет «сила» его болида и тактические задачи в конкретной гонке. И в этом контексте статистика – это лишь числа без скрытых деталей. Вот только в истории, как правило, остаются именно числа.
P.S.
Было интересно посмотреть, каков баланс обгонов у действующих пилотов за их карьеру в «Формуле-1». На основании доступной статистики за прошлые сезоны и того, что насчитано в этом, получилась такая таблица:
P.P.S.
В этом сезоне не стал делать отдельные заметки по обгонам в гонках/спринтах на каждом этапе. Уж слишком трудоемок процесс по оформлению данных. А заинтересованных в такой подробной аналитике на этом сайте оказалось не очень много. Тот, кто будет заинтересован в деталях, может сделать запрос через мою почту или в комментариях к данной заметке. Постараюсь ответить.