Русский исследователь народной культуры Михаил Бахтин так описывал функции игры:
- Воображение жизни и проживание в миниатюре всех универсальных жизненных ситуаций: счастье-несчастье, приобретение-утрата, увенчание-развенчание.
- Конструирование «иной», условной реальности, свободной от законов и правил жизни настоящей.
- При наличии зрителя – превращение игры в произведение искусства, процесс, которым можно любоваться.
Мы решили вспомнить развлечения, которые были невероятно популярны в домах и салонах 19 века, но нисколько не устарели, как не устарела и сама потребность людей в игре. Новогодние дни – лучшее время для игр, превращений, представлений и любой несерьезной – но небесполезной – чепухи.
Настольные игры
«Гусек». Эта игра считается старейшей европейской игрой-гонкой и прообразом всех настолок. Придумана она была в 16 веке в Италии, при дворе герцогов Медичи, завоевала всю Европу и в 19 веке добралась до России! Название, скорее всего, происходит от того, что игроки движутся друг за другом «гуськом», на игровом поле также традиционно изображались гуси.
Суть игры – два и более участников должны пройти маршрут по расположенным по спирали клеткам. В некоторых клетках находились «гуськи», которые прибавляли ход, в других – «мост», «гостиница», «колодец», «лабиринт», «тюрьма» и даже «смерть» – движение замедлялось. Целью игры было добраться до последней клетки раньше всех.
К концу 19 века подобных игр-гонок было уже множество – на лошадях, за зайцами, за волком. Разновидностью «гонки» была, например, игра «В Париж на выставку», где игрокам предстояло с приключениями добраться до столицы Франции, где в 1900 году проводилась Всемирная художественно-промышленная выставка.
Пузеля. Сегодняшние пазлы придумал в 18 веке английский картограф и учитель географии Джон Спилсберн. Чтобы облегчить ученикам запоминание стран и границ, он наклеил карту на дерево и распилил на кусочки, которые можно было заново собрать воедино. Постепенно игра в страны приобрела современный вид – на пазлах стали изображать пейзажи, натюрморты, сказочных героев.
Суть игры – собрать картину из фрагментов – не изменилась. Массовым развлечением «пузеля» стали, когда их начали выпускать типографским способом на картоне.
Лото. Азартные игры были проклятием русского дворянского класса – в карты проигрывали состояния, наследства и деревни с крепостными. В 18 веке в России появилось итальянское «лото», которое отчасти стало заменой вредному пристрастию. Хотя «lotto» в переводе с итальянского означает «удача», и в ней для азарта принято делать небольшие ставки «на копейку», всерьез проиграться в лото все-таки невозможно.
Суть игры – заполнить первым свои карточки с номерами. Ведущий вслепую достает из мешка бочонки и называет номера. «Кричит» быстро, используя специальный сленг: 11– барабанные палочки, 44 – стульчики, 80 – бабушка, 90 – дедушка. Первый заполнивший целую линию объявляет вслух – «квартира», чем предупреждает о своей скорейшей победе. Выигрывает первый заполнивший бочонками строчку, карточку или все игровое поле, согласно заранее оговоренным условиям.
«Невинные игры»
В противоположность играм азартным, карточным, в аристократической среде в девятнадцатом веке появились игры «невинные», «petit-jeux», от французского – «маленькие игры». К сожалению, сегодня они почти все незаслуженно забыты.
Фанты. Любимая игра и детей, и взрослых, особенно – молодых дам и кавалеров. Имеет древнее происхождение и восходит, скорее всего, к гадательным ритуалам.
Суть игры – в шляпу или вазу игроки складывают фанты – личные вещи или небольшие предметы: браслет, кольцо, перчатку, брелок. Ведущий, сидящий спиной к шляпе и не видящий, что вынимает помощник, определяет «судьбу» каждого «фанта». Задания могут быть любыми, самыми смешными, игривыми или трудновыполнимыми – это зависит только от решения компании. «Сказать три правды и три неправды об N», «Поцеловать даму сердца», «Достать луну с неба». Например, любительнице «фант» Екатерине 2 то и дело приходилось сидеть на полу или делать что-то еще, не подобающее титулу, чтобы получить назад свои бриллианты.
Шарады. Давний предок современной игры «Крокодил».
Суть игры – угадать загаданное слово по частям, каждая из которых означает самостоятельное слово. Например, мед-ведь, пар-ус, ты-ква. Игрок должен изобразить слова пантомимой или объяснить значение словами, а команда – угадать загаданное слово. Сложной формой шарад были «живые картины». Переодетые маленькие или большие «артисты» изображали сюжеты из Библии, античных героев или более поздней истории, зрители – отгадывали, кто изображен на «картине».
«Да» и «нет» не говорите» или «Барыня». О возрасте игры говорит само название. Начинается все с оглашения условий: «Барыня прислала сто рублей, на бал пригласила, но предупредила: «да» и «нет» не говорите, черное с белым не берите. Вы поедете на бал?».
Суть игры – продержаться как можно дольше, выполняя условия. Главная задача ведущего – как можно изобретательнее провоцировать других сказать «да» и «нет», «черное» и «белое». Задача игроков – придумывать самые невероятные ответы типа – «платье цвета икры», «карета цвета полярного медведя», «веер цвета тоски». Если игрок ошибается, он становится ведущим. Чем дольше каждый продержится, тем веселее и увлекательнее будет игра.
Чепуха. Старинная салонная игра, о которой пишет в романах уже Джейн Остин.
Суть игры – проявить остроумие. Каждому игроку выдается лист бумаги и карандаш, ведущий задает первый вопрос: «Кто?». И все пишут на своем листе ответ: Человек-паук, теща, Минин и Пожарский и так далее. Затем загибают бумагу так, чтобы ответ был не виден и меняются листочками по кругу. Далее ведущий задает вопросы: «С кем?» «Когда?», «Где?» и «Что делали?». После каждого ответа процедура повторяется. В результате получаются забавные истории, которые смешно зачитывать вслух. Эта игра особенно нравится детям, но и взрослые найдут, о чем написать и как рассмешить друзей.
Буриме
Буриме (от франц. «bouts-rimés» – «рифмованные окончания») – литературная игра, состоящая в сочинении стихов на заданные рифмы или тему.
Суть игры – участники пишут на листе бумаги простую рифму, например, «розы-слезы». Потом игроки меняются бумажками. И каждый должен сочинить четверостишие, используя заданную рифму. В конце все читают получившиеся строки и выбирают победителя – автора самого забавного или изящного стихотворения. Если вы – хозяин вечера, рифмы можно подготовить заранее и предложить гостям придумать стихи вместе. Бояться нескладных стихов не нужно – в «буриме» играют не для того, чтобы сочинить шедевр, а чтобы исследовать свой словарный запас и повеселиться.
И в этом соль, сахар и перец любой игры – сменить привычную роль, поставить себя в необычную ситуацию, перезагрузиться и выйти из нее пусть немного, но обновленным. В невинных домашних забавах нет проигравших, выигрывают в результате – все!
Предлагаем и вам размяться перед каникулами и попробовать свои силы в новогоднем буриме при использовании рифм:
- лес-чудес, пряник-санок
- борода-ерунда, бешамель-карусель
- елки-волки, лед-новый год
Ждём ваши четверостишия под этой статьей — смело сочиняйте, рифмуйте, шутите! Самые искрометные отметим в комментариях!