Найти в Дзене
Storia Militare

Геополитическая Украина. Ось восточноевропейской динамики.

Три державы, бросившиеся наперегонки колонизировать Украину, выбрали для нее разные модели развития. Османы развивали крупные латифундии, которые обрабатывали рабы. Поляки создавали такие же латифундии, которые обрабатывали крепостные крестьяне – их польские и ополяченные литовские магнаты переселяли массами с Волыни и из Галиции. В Московском государстве не было источника рабов для латифундий, не было также крепостных – крепостное право сложится здесь на полстолетие позже, чем началась колонизация. В Московском государстве колонизация Московской Украины сразу опиралась на военных поселенцев, которые получали землю для семейной обработки за несение военной службы. Сначала их называли служилыми казаками, потом они стали называться драгунами и солдатами, и однодворцами. Их военная служба была настолько важна, что московские правители стали сразу запрещать крупное дворянское землевладение на Московской Украине, а после введения в старомосковском центре крепостного права, запретили тут

Три державы, бросившиеся наперегонки колонизировать Украину, выбрали для нее разные модели развития. Османы развивали крупные латифундии, которые обрабатывали рабы. Поляки создавали такие же латифундии, которые обрабатывали крепостные крестьяне – их польские и ополяченные литовские магнаты переселяли массами с Волыни и из Галиции. В Московском государстве не было источника рабов для латифундий, не было также крепостных – крепостное право сложится здесь на полстолетие позже, чем началась колонизация. В Московском государстве колонизация Московской Украины сразу опиралась на военных поселенцев, которые получали землю для семейной обработки за несение военной службы.

-2

Сначала их называли служилыми казаками, потом они стали называться драгунами и солдатами, и однодворцами. Их военная служба была настолько важна, что московские правители стали сразу запрещать крупное дворянское землевладение на Московской Украине, а после введения в старомосковском центре крепостного права, запретили тут также крепостное право. В огромном регионе южнее Рязани, Тулы и Калуги крепостного права не было долго, до 19 века. Этот взгляд ломает сложившееся представление о России как о крепостнической стране – в самых ее плодородных сельскохозяйственных областях крепостного права не было.

-3

Также оно ломает сложившееся представление об экономических центрах Османской империи и Речи Посполитой. Они находились не на Балканах и в Анатолии в первом случае и в собственно Польше – во втором, а соответственно, в Северном Причерноморье и на Польской Украине, в провинциях Подолья, юга Киевской Земли, востока Галиции, Юга Северщины, ­– на геполитической Украине. Эти колонии трех главных держав Восточной Европы, разделенные Диким полем, оказались той территорией, где развивались самые передовые, коммерческие, раннекапиталистические формы их экономики, и соответствующие социальные отношения. Вот почему, схватка за геополитическую Украину в 17 и 18 веках была столь жестокой, и вот почему волны той бури не успокоятся до сих пор.

-4

Я показываю это в серии книг Украинская Война, Вооруженная борьба за Восточную Европу в 16–17 вв., и цикле лекций «Военная и стратегическая история Украины», основанном на ее неизданном завершении https://warstrategy.tilda.ws/

-5