Вчера побывала в Третьяковской галерее на открытии необычной выставки «Арктика. Полюс цвета». Выставка посвящена истории освоения Арктики и приурочена к 500-летию освоения Северного морского пути.
Ее значение велико как в сохранении исторической памяти, так и в разнообразии техник, видов искусства, мастеров и самых разных подходов к изображению незнакомого нам мира. Выставка уникальна тем, что дает возможность увидеть Арктику глазами художников, графиков, фотографов и проследить их путь освоения континента. Ведь помимо основной профессии, они являлись исследователями, путешественниками и первооткрывателями. Каждый из них старался по-своему запечатлеть этот суровый край, чувствуется, что они были вдохновлены его красотой, первозданностью и самодостаточностью. Север покорял их светом, воздухом и цветом. Кстати, это отражено в названии выставки.
Выставка охватывает путь освоения Арктики русскими художниками с конца XIX века и по сей день. Большая ее часть посвящена советской эпохе. Осмотр экспозиции начинается с работ Александра Алексеевича Борисова, который был одним из первых в мире, кто не только полюбил север, но и запечатлел его на своих работах. Часть работ представлена зрителю впервые. Наверное, из всех работ художников, его картины понравились мне больше всего. На этой выставки уникальная коллекция Борисова. Это набор всех произведений с его первой поездки на север. После нее Третьяков оптом все выкупил у художника.
Борисов писал этюды с натуры за один сеанс. Он первым начал работать красками на свирепом морозе при - 37 градусах. Нужно было быстро рисовать, пока краски не замерзли. У Борисова получились картины с удивительными цветовыми нюансами в переливах снега, воды и арктической атмосферы, которую он сравнивал с драгоценными камнями. Картина "Весенняя полярная ночь" — яркое тому подтверждение. Ее нежные переливы тонов создают ощущение свечения полотна с фосфоресцирующим эффектом.
Второй зал посвящен художнику Константину Коровину, произведения которого здесь доминируют. На стенах расположены живописные панно, которые художник создал по заказу Саввы Ивановича Мамонтова для Всероссийской промышленной художественной ярмарки в Нижнем Новгороде в 1896 году. Для их написания Коровин специально совершил путешествие на крайний север.
Его картины — это не только художественное изображение, но и познавательная история о жизни различных обитателей этого мира или промышленников, которые там работали. Они получили такой резонанс, что после этого Коровин был удостоен еще одного заказа для Всемирной Парижской выставки. Помимо Коровина и Борисова, на выставке представлены картины других художников и даже зарисовки Федора Конюхова.
Фотовыставка
Современному искусству тоже нашлось место. Есть возможность увидеть Арктику ближе к нашему времени. На выставке представлены разные виды искусства, в том числе фотографии советских и современных фотографов.
Один из наиболее ярких сюжетов — это фотографии белых медведей на заброшенной метеостанции, сделанные Дмитрием Кохом в 2021 году.
Если честно, сначала подумала, что без фотошопа не обошлось, просто, потому что сделать такие кадры в реальной жизни — это один шанс из миллионов, но это оказалось ярким примером невероятной удачи для фотографа! Дмитрий отправился на яхте из Анадыря на остров Врангеля, чтобы поснимать белых медведей в естественной для них среде обитания, посреди льдов. На обратном пути случайно заметил в бинокль, что на заброшенной метеостанции, которая не работает с 90-х годов, есть какое-то движение.
Когда их группа подплыла поближе, то обнаружили, что в заброшенные дома заселилась целая семья белых медведей. Дмитрий с помощью дрона сделал абсолютно сказочную серию снимков, которая получила две премии на очень известных международных фотоконкурсах. По-моему скромному мнению — это жемчужина выставки из раздела современного искусства. Мишки до сих пор там живут. Недавно их проведал другой фотограф и выложил видео, как они гуляют между полуразрушенными домами.
Что еще можно посмотреть на выставке?
Художественная часть выставки передает не только всю красоту цвета и света, но и показывает подлинную жизнь в самых разнообразных ее проявлениях. Здесь можно найти информацию про строительство первых гидроэлектростанций, про знаменитые походы и экспедиции, где участвовали ледоколы и пароходы. Можно увидеть ледокол «Красин», небольшой кинофильм про челюскинцев, которым пришлось покинуть затонувшее судно и в течение двух месяцев выживать на холоде, в окружении торосов и диких животных, и много чего еще.
Это действительно особая эпоха, чрезвычайно интересная и важная для русского искусства, культуры и нашей с вами истории в целом. Несмотря на суровость, опасность и недружелюбный холод, многие путешественники, художники, фотографы и научные деятели стремятся на север. Такого богатства тончайших переливов цвета и света больше нигде нет. После выставки в этом даже нет сомнения. Думаю, у меня мало шансов побывать в Арктике, примерно никаких. Выставка стала моим мини-путешествием в край белого безмолвия. Она не создает иллюзий, что север — это радушное пространство. Наоборот, полностью осознаешь все опасности и сложности пребывания там, но при этом понимаешь, почему он на протяжении столетий притягивает и влюбляет в себя большое количество людей.
Кстати, к выставке подготовили иллюстрированное издание с одноименным названием "Арктика. Полюс цвета". В книгу вошли статьи научных сотрудников музея, которые освещают основные этапы развития арктической тематики с XIX по XXI век в живописи, графике, фотографии, современных арт-объектах, где отразилась красота полярной природы, маршруты, истории экспедиций и жизнь обитателей края.