Спорт — это прежде всего конкуренция и победа. И соревнования Формулы -1, вероятно, можно назвать квинтэссенцией соперничества. Гонщики на болидах соревнуются один на один и в «Кубке Конструкторов». Но есть одна дисциплина, в которой даже такие любящие посостязаться люди как пилоты Ф-1 добровольно участвовать не хотят. Впрочем, возможно некоторые из них до сих пор находятся в счастливом неведении о том, что так называемый «Кубок Деконструкторов» реально существует.
А что это вообще такое?
Статистику по этой теме можно еще встретить под другим названием. Она не является официальной, ведется особенно педантичными фанатами Ф-1, и может именоваться также «Кубоком Разрушителей». Но, на мой взгляд, «деконструкторы» в пику «конструкторам»… — звучит гораздо точнее и логичнее.
Идея «Кубка Деконструкторов» в том, чтобы понять, кто из пилотов Ф-1 обходится своей команде наиболее дорого. Однако речь идет не о деньгах, которые платят гонщикам за заезды и победы, но о том ущербе, что эти самые гонщики причиняют команде, калеча или полностью разбивая дорогущие болиды. Сезон 2025 года не стал исключением из правил. К сожалению, инциденты на треках были, и, как опять же показывает равнодушная статистика, в большинстве аварий и крушений виноват человеческий фактор.
Так кто же входит в лидирующую пятерку «Кубка Деконструкторов»?
Шарль Леклерк // Charles Leclerc
$2,204,000
Причина такого сомнительного успеха — пять крупных инцидентов в течении сезона. Примечательно, что Леклер не смог выйти на старт в Майами. Виной тому стало аквапланирование на прогревочном круге, результатом которого стали серьезные повреждения автомобиля. Кроме того, Леклерк, как, кстати, и Пиастри, отметился на узком и потому известным своей сложностью повороте на бакинском Q3, воткнув свой болид в уличные ограждения. На Grand Prix в Голландии и Бразилии Леклерк зацепился с желающим проявить себя новичком Mercedes Кими Антонелли и стал участником цепной аварии, штраф за которую пришел тому же Пиастри.
Лэнс Стролл // Lance Stroll
$2,678,000
Хаотичный канадец имеет репутацию порывистого «доконструктора» со своего дебютного 2017 года. И заканчивающийся 2025 год не стал исключением.
Удивительно, но Стролл продержался весь Grands Prix без новых приключений. Но на Miami Sprint слегка расслабился. Причем как во время треники и прогревочных кругов, так и в течение самого соревнования. Пилот получил штраф за столкновение с Эстебаном Оконом и его «снесли» со стартовой позиции на пять мест назад. Кроме того, в Зандворте Лэнс Стролл два раза принуждал судей останавливать заезды во время практики и квалификации
Но это далеко не все «достижения» канадца. В Баку он добавил в свою «коллекцию разрушений» инцидент на квалификации, а в Монако и Монреале попал в аварии на тренировочных заездах. Но вот что точно еще долго будут припоминать Строллу фанаты Леклера, так это опрометчивое возвращение гонщика на трассу и столкновение с их кумиром. Канадец не только заплатил денежный штраф, но и окончательно закрепил за собой звание «злодея Формулы -1».
Ландо Норрис // Lando Norris
$2,899,000
Говорят, что для того, чтобы приготовить омлет нужно обязательно разбить пару яиц. Прекрасная пословица, которая намекает на очевидный факт: на дороге к успеху можно потерпеть неудачу, понести какие-то серьезные издержки, но несмотря на это быть готовым продолжать идти к цели. И все бы хорошо, но иногда издержки оказываются просто гигантскими. И это доказывает еще один наш «чемпион-разрушитель». Ну потому что… согласитесь, что «омлет» за почти 3 млн долларов должен быть просто невероятно вкусным.
Авария на Q3 в Саудовской Аравии обошлась пилоту весьма дорого, обрушив надежды сначала на поул-позицию, а потом и (как тогда вполне логично казалось) и на выигрыш чемпионства. Тем не менее пилоту удалось стать чемпионом мира в Абу-Даби. Хотя на United States Sprint Race Норрис умудрился «пересечься» с вездесущим Пастри и вместе с ним прекратить участие в гонке, дав возможность Ферстаппену одержать безоговорочную победу и сократить отставание в борьбе за титул.
Юки Цунода // Yuki Tsunoda
$3,497,000
Ну что, это, вероятно, был один из самых эффектных «пируэтов» в сезоне 2025 года. Японец слишком уж отчаянно атаковал на повороте и перевернулся. При чем произошло это не во время главного ивента, а на квалификации Гран При Эмилии Романьи в Имоле. Болид Цуноды оказался на поребрике, его потащило в барьер, гонщик «потерял» машину в движении и не успел «вытащить» ее. В результате болид залез на гравий, воткнулся в барьер трассы, перевернулся и совсем как кошка приземлился на колеса.
Был большой переполох, все выглядело довольно скверно, машина получила значительные повреждения, сам Цунода был доставлен в медицинский центр, но после осмотра довольно быстро покинул учреждение. Гонщик признал свою ошибку перед командой Red Bull. Тем не менее контакт на место основного пилота на 2026 год с ним продлен не был. Эксперты говорят, что против пилота сыграло также весьма дорогостоящее столкновение в Саудовской Аравии. На этот раз на пит-лайне с Антонелли. Правда, надежда вернуться в строй все же есть, так как Юки остается в команде Red Bull в качестве тестового и запасного гонщика.
Габриель Бартолето // Gabriel Bortoleto
$3,976,000
У этого пилота выдался в высшей степени насыщенный и дорогой дебютный сезон. Он сходил с трассы четыре раза. Но самым эффектным образом умудрился сделать это на домашнем треке.
На родном треке в Интерлагосе бразилец слетал два раза за 24 часа. Последняя его авария была не менее эффектная, чем у Цунода. Бразилец разбил свой Sauber на скорости 339 км/ч, испытав удар с перегрузкой в 91G. Но безопасники в Формула -1 не просто так едят хлеб, и потому дебютант волшебным образом успел вернуться к основному состязанию, а команда фактически «построила» ему новую машину. Которую наш Габриель и успешно разбил снова, на этот раз об машину упоминавшегося выше Стролла. Причем произошло это буквально через четыре поворота после начала гонки.
Конечно, кто мы такие, чтобы обсуждать этих парней. Ф-1 —это невероятные скорости и физические нагрузки, и любое неудачное движение рулем может оказаться причиной аварии и крушения надежд не только самих гонщиков, но и всей команды, каждый участник которой выкладывается по полной для того, чтобы именно их пилот оказался на первой строчке рейтинга. Но все же каждый раз как-то не по себе становится от того количества денег, которое рутинно тратится каждой из ведущих команд Формулы -1 на восстановление болидов, их техническое обслуживание и содержание огромных штатов работников, количество специалистов в которых во время важных соревнований может составлять до 1000-1200 человек.