В пятницу мы побывали на генеральной репетиции спектакля Учебного театра на Моховой (мастерская С.Д. Бызгу, режиссер Р. О. Агеев) "Человек-амфибия".
Произведение, которое положено в основу спектакля, написал Александр Романович Беляев. Одни ругали книгу за наивность, буржуазность, ненаучность, другие хвалили за оригинальность сюжета, верный подход к проблемам экологии...
Как всегда, "на вкус и цвет товарищей нет".
На мой взгляд, история Ихтиандра перекликается со спорами нашего времени о биоэтике.
Биоэтика изучает проблемы репродуктивных технологий, проблем вмешательства в целостность человека и др.
Есть даже Европейская конвенция о правах человека и биомедицине.
Немного слов о самом авторе. Александр Романович Беляев родился в 1884 году в Смоленске в семье священника. Он был сорвиголова в детстве. Многие его детские увлечения можно расценить как опасные: прыжки с простынёй-парашютом и соломенными крыльями с крыши, катание на неосёдланной лошади, походы в пещеры... Однако, не менее активно мальчик участвовал в домашних представлениях и учился игре на скрипке. Как всё это уживалось в одном ребёнке и подростке?
Денег, чтобы Александр мог учиться в гимназии, не было. Его определили в духовную семинарию, которую он окончил с отличием. Предполагалось, что он пойдёт учиться в духовную академию, а после продолжит дело отца. Но не тут-то было... Александр решил стать юристом и уехал учиться в Ярославль.
В 1905 году скоропостижно умер отец Беляева. Денег на продолжение обучения не было. Александр вернулся в Смоленск. Чтобы помочь семье, он стал давать уроки, рисовать декорации для театра, писать рецензии на спектакли и концерты. Александр даже играл на скрипке в оркестре цирка Труцци. А ещё он работал помощником частного поверенного.
Во время первой русской революции А. Беляев участвовал в студенческих стачках, попал под прицел жандармов. Скопив нужную сумму, будущий писатель-фантаст отправился в Ярославль и всё-таки завершил в 1909 году юридическое образование. Спустя пять лет он надумал уйти в журналистику и стал главным редактором "Смоленского вестника".
И тут случилось несчастье. Беляев заболел плевритом, и доктор провёл неудачную манипуляцию, занеся инфекцию в один из спинных позвонков. У Александра отнялись ноги и развился костный туберкулёз позвоночника.
К этому времени он женился во второй раз. С первой женой ранее развёлся из-за её измены. И вот новая жена отказалась жить с калекой. На помощь Александру, как часто и бывает, пришла мама.
Он оказался прикован в постели, три с половиной года провёл в гипсе, не чувствуя нижней половины тела. А тут ещё продолжалась Первая мировая война, потом случилась революция и настала Гражданская война.
А. Беляев писал лёжа заметки в газеты Ялты, где они с матерью жили в то время. Юридические консультации проводил в таком же положении. Конечно же, он много читал. Привлекали его произведения Жюля Верна, Константина Циолковского, Герберта Уэллса. Слава Всевышнему, наступило всё-таки облегчение, и Александр встал на ноги.
После нескольких лет работы в разных местах — заведующим школы-колонии, милиционером в уголовном розыске, лектором — друзья предложили ему переехать в Москву. Нашлась и работа в Комиссариате почт и телеграфов.
В столице Александр Романович женился в третий раз. Его избранницей стала Маргарита Магнушевская. В 1924 году, когда Александру Романовичу было уже сорок лет, родилась дочь Людмила.
В 1928 году семья перебралась в Ленинград, родилась вторая дочь Светлана. В это время писатель-фантаст стал зарабатывать исключительно писательским трудом. Из-за состояния здоровья Александра Романовича семья переехала в Киев и какое-то время жила там. И тут произошла трагедия: от менингита умерла старшая дочь Людмила. Ей было всего шесть лет.
Несмотря на слабое здоровье, на небольшой период времени писатель уехал на заработки в Заполярье. После семья жила уже в 15 км от Ленинграда, в Пушкине.
В 1942 году во время блокады А.Р. Беляев умер от холода и голода. Место его захоронения неизвестно. Братская могила...
***
Ну а я возвращаюсь к "Человеку-амфибии".
Когда А.Р. Беляев был на лечении в Ялте, лежал загипсованный, он прочитал роман писателя-фантаста из Франции Жана де ля Ира "Иктанэр и Моизетта". А ещё его поразила заметка в газете о судебном процессе над аргентинским доктором, проводившем эксперименты над людьми и животными. Соединив обе идеи, Александр Романович и придумал свой роман. В 1928 году его опубликовали в журнале "Вокруг света".
В романе доктор Сальватор пересаживает жабры акулы ребёнку, чтобы спасти его. В результате маленький человек смог дышать под водой, а также и на суше. Но вот такая двойственная природа не позволила ставшему взрослым Ихтиандру ни присоединиться к океанским обитателям, ни к людям...
Я роман читала очень давно, помню также красивый фильм с Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской. Знаю, что там есть расхождения с сюжетом.
***
Спектакль, который мы посмотрели, тоже вольная версия, любопытная.
Режиссер Роман Олегович Агеев перед началом спектакля "Человек-амфибия" сказал пару слов о том, что он очень волнуется, а артисты совсем нет... Он был в футболке, на спине которой надпись: "Рыба он иль человек?"
В анонсе спектакля сказано, что это фантасмагория
"...от комикса и научной фантастики до клоунады и немого кино. С одной стороны - танго, испанские гитары и аргентинская жара; с другой - морская глубина, шум океана и подводный мир.
В столкновении этих двух вселенных рождается история о любви и ненависти, жизни и смерти, науке и магии, но главное - о выборе."
Подводный мир показан оригинально и блестяще. Пластике актёров, которые изображали океанских персонажей, - браво!
В спектакле много и смешного, и грустного.
Смотрела спектакль и "шла" за сюжетом, придуманным режиссёром, художником спектакля и актёрами. Я в этом плане благодарный зритель, с готовностью настраивающийся на происходящее на сцене.
Вопросы появились уже потом. Не к создателям спектакля, а скорее к сюжету.
Какова мера ответственности учёного за свой эксперимент?
Доктор Сальватор амбивалентен. С одной стороны он спас ребёнка, дал ему жизнь. С другой стороны он изолировал Ихтиандра и способности его использует в личных целях.
Конфликт между этикой и наукой всегда ли сопровождается такой остротой? Каковы границы допустимого в экспериментах над человеком?
Всегда ли алчность и безнравственность людского общества выступает против простоты и естественности природного мира?
Социум, похоже, не принимает "иных"?..
Спектакль яркий, энергичный, смелый и... умный!
Муж отозвался так: "Спектакль очень хороший. Видно, что актеры играли с удовольствием. Ни минуты не было скучно. Удалось всё!"
Спасибо всем за прочтение!