Проблему с дефицитом бензина и ростом цен на него власть решает довольно специфическим образом. Ситуацию на топливном рынке хотят признать стабильной, а решения принимаются в пользу нефтяников и внезапно — АвтоВАЗа! Разбираемся, как так вышло и что нас ждет в 2026 году.
Мария Соколова
Накануне очередного совещания у вице-премьера Александра Новака по вопросам рынка нефтепродуктов глава Минэнерго Сергей Цивилев сделал одно очень важное заявление, определяющее динамику цен на бензин в грядущем 2026 году.
— Ситуация на рынке стабильна, в том числе благодаря ранее принятым правительством РФ мерам, доказавшим свою эффективность. В настоящее время рассматривается возможность снятия мер по ограничению экспорта автомобильного бензина и дизельного топлива для непроизводителей. Решение будет принято исходя из состояния рынка.
То есть никаких проблем с ценами на топливо нет, нефтяникам и трейдерам наконец-то можно дать свободу действий… К чему приведут принятые в 2025 году меры правительства и грядущая новая бензиновая политика?
Как власти в 2025 году боролись с ростом цен на топливо
В прошлые годы у правительства еще как-то получалось договариваться с нефтяниками, чтобы избежать резких скачков цен на топливо.
Кнутом же чиновники старались не размахивать, ограничиваясь разговорами на совещаниях и редким вмешательством ФАС.
Действовали в основном пряником — так появились демпферные выплаты, которые получают производители бензина и дизеля за насыщение внутреннего рынка и добровольный отказ от неконтролируемого экспорта в другие страны, где горючее дороже.
Увы, но с 2024 года эта схема перестала работать и пришлось прибегать к жестким мерам — полному запрету на экспорт топлива. В 2024-м такие ограничения неплохо себя зарекомендовали: они стали основным инструментом и в 2025-м.
Но что-то пошло не так. Фактически весь 2025-й длится запрет на экспорт топлива для трейдеров, то есть для посредников, которые покупают бензин и дизель у крупных производителей и отправляют его на экспорт. А цены на бирже за десять месяцев 2025 года выросли на 52%! Эта мера свою эффективность не доказала.
Когда ситуация стала совсем критической, постановление правительства запретило экспортировать бензин вообще всем. Эта мера применялась в августе и сентябре 2025 года.
Стоит признать, что она позволила остановить рост биржевых котировок, но не сделала бензин дешевле. По данным Росстата, в рознице цены на топливо в августе и сентябре только ускорили рост цен. Вряд ли простые автомобилисты и транспортные компании смогут назвать запрет на экспорт эффективной мерой.
«НИ» неоднократно писали, что топливо в РФ дорожает из-за сокращения поставок от НПЗ: они страдали от атак беспилотников. Может быть, власти хотя бы запасами управляли эффективно? Еще 8 августа 2025-го Минэнерго обещало восстановить поставки топлива за считаные дни.
Однако данные биржевых торгов показывают, что никакого всплеска объема поставок не произошло. Лишь в самом конце августа был короткий всплеск объема биржевых поставок АИ-92 примерно до 30 тыс. тонн в сутки. В сентябре–октябре и вовсе каждый день на бирже продавали по 15–20 тыс. тонн «92-го» в день.
Это мало. История показывает, что оптовые цены идут вниз, если на бирже продают не менее 30 тыс. тонн АИ-92 топлива в сутки. В настоящий момент объемы реализации бензина на Петербургской бирже лишь немногим превышают 20 тыс. тонн в сутки.
Благодаря выходу некоторых НПЗ из ремонтов и сезонному сокращению спроса оптовые цены на бензин вернулись к майским значениям. А на заправках все иначе. Там цены росли до начала ноября и сейчас остановились лишь на уровне начала октября.
В итоге бензин, по данным Росстата, для потребителей на 10% дороже, чем был в начале года.
Чем придется заправлять машину в 2026 году
Стабильность топливного рынка в конце 2025 года весьма условная. Объемы оптовых поставок все еще скромные, а розничные цены даже после коррекции почти в два раза обгоняют инфляцию.
Зато отмена ограничений на экспорт порадует нефтяников. Такая схема с посредниками позволяет вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) оставаться белыми и пушистыми и формально поставлять топливо на внутренний рынок. Фактически же бензин уходит на экспорт, принося сверхприбыли.
Что же в таком случае останется россиянам? А останется им либо низкокачественное, либо очень дорогое топливо. Александр Новак прошлой осенью предложил обнулить для производителей акцизы на спирт, чтобы им можно было разбавлять топливо (до 10%). Вместе с этим могут разрешить добавку дешевого монометиланилина для повышения октанового числа.
«НИ» ранее писали, что добавка ММА ведет к образованию смолистых отложений в топливных форсунках, на свечах зажигания и в камере сгорания двигателя. В итоге расход топлива больше, а срок службы двигателя — меньше».
Простые по конструкции и маломощные моторы Lada, вероятно, переварят и такое топливо. Но если продукция АвтоВАЗа не почувствует себя хуже, то что делать владельцам современных турбомоторов с непосредственным впрыском топлива?
Сейчас для них лучший вариант — заправка «сотым» бензином.
Но проблема в том, что высокооктановое топливо не торгуется на бирже. А значит, цены на него оторваны от реальности. Бензин с октановым числом 98 и 100, по данным Росстата, в отличие от АИ-92 и АИ-95, в ноябре–декабре и не думал дешеветь.
Средняя цена по стране по состоянию на 9 декабря — 88,66 рубля за литр. Не хочешь заправляться суррогатами — будь добр раскошелиться. В ноябре и вовсе на некоторых подмосковных заправках цены доходили почти до 100 рублей за литр.
Благодаря «эффективным» мерам правительства в 2026-м в очередной раз вырастут акцизы на топливо, а нефтяники смогут повышать цены как им вздумается без риска потерять демпферные выплаты из госбюджета. Такими темпами бензин может подорожать еще на 10% даже при инфляции в 4%.
А если он еще потечет рекой на экспорт, то автомобилистам придется изучать опыт Северной Кореи по переводу автомобилей с бензина на дрова.
---