Напомню, что в Организацию Тюркских государств входят: Турция, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан. Венгрия присутствует в качестве наблюдателя. Все страны, в той или иной степени, являются партнерами или друзьями РФ. Даже две страны НАТО — единственные в организации, кто постоянно блокируют антироссийские санкции.
- 2 -
В самой России проживает порядка 15 млн. тюрков (больше, чем в Азербайджане, Киргизии или Туркменистане), что дает ей полное право стать полноправным членом организации.
О экономическом или политических преимуществах вступления в ОТГ и говорить не стоит. Это будет организация с огромной ресурсной, военной и экономической базой, занимающая огромную площадь с выходом в различные регионы Восточного полушария.
Что на мой взгляд немаловажно, помимо противостояния западным гегемонам, ОТГ может помочь РФ остановить китайскую экспансию в Сибирь (некогда тюркскую) и не дать Пекину сильно влиять на политику Москвы.
- 3 -
По сути, организация может стать четвертым центром силы во всех аспектах, наряду с США, Китаем и ЕС.
Надо понимать, что это не просто международная организация, а союз народов объединенных общей многовековой историей, культурой, традициями и т.д. и т.п.
Сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой на эту тему много писал.
Тюрки останутся катализаторами исторических процессов. (с) Лев Гумилев
Почему Китай опасается формирующегося тюркского альянса.
В последние годы значительно активизировалось сотрудничество между тюркскими государствами. Созданный в 2009 г. Совет сотрудничества тюркоязычных
- 4 -
государств, также известный как Тюркский совет, в 2021 г. был преобразован в Организацию тюркских государств с целью обеспечения «большей взаимной поддержки и солидарности в соответствии с потребностями ее членов», пишет National interest.
«Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан являются полноправными членами организации, а Венгрия и Туркменистан являются наблюдателями.
Вскоре после объявления о преобразовании Тюркского совета в Организацию тюркских государств газета Global Times, издаваемая под
- 5 -
эгидой Коммунистической партии Китая, писала, что это изменение свидетельствует о том, что «организация была политизирована и переросла в политический союз» с тенденцией к «пантюркизму». «Эта организация может спровоцировать рост крайнего национализма, что может усилить этнические конфликты и ударить по региональной стабильности и безопасности», — отмечалось в публикации. В комментарии отрицается тюркская этническая принадлежность уйгуров, проживающих на северо-западе Китая, и содержится призыв к Китаю проявлять бдительность в противодействии пантюркизму и
- 6 -
«сепаратистским силам, пытающимся расколоть Китай».
Идея создания тюркского союза и даже тюркского объединения получила широкую поддержку в нач. ХХ в., но из-за господства в Средней Азии и на Кавказе Российской империи, а затем Советского Союза, популярность этой идеи постепенно угасала. В эпоху после «холодной войны» эта идея возродилась, и видные тюркские деятели призывали к еще более сильному тюркскому союзу.
В декабре 2020 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил парад в Баку и прочитал стихотворение, в духе объединения
- 7 -
Азербайджана, что вызвало дипломатические недоразумения между Ираном и Турцией. Вскоре после этого Девлет Бахчели, лидер Партии националистического движения Турции, повторил стихотворение и сделал несколько важных замечаний. «Я говорил в прошлом и говорю это снова: Шах Исмаил такой же турок, как и Явуз [Селим I]… У турка нет суннитов или шиитов, турок есть турок и не может подпадать ни под какое другое описание или деление… Следует знать, что стратегический ум Отюкена нельзя притупить, нельзя упускать из виду его святые цели», — продолжил он. Отюкен был столицей Первого тюркского
- 8 -
каганата, а затем стал столицей Уйгурского каганата. В тюркской мифологии Отюкен — это название священной горы древнего тюркского народа, от которой исходила сила, давшая вождю божественное право управлять всеми тюркскими племенами.
Расширение сотрудничества между тюркскими государствами может иметь важные стратегические последствия для всей Евразии. Это облегчит и упростит торговлю между Азией и Европой и сыграет важную роль в энергетических поставках в Европы. Также Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТММТ) имеет огромное значение, как
- 9 -
дополнительный маршрут для направлений поставок в Европу, а также из Европы.
Китайское вторжение на Тайвань может перерасти в более масштабную войну с участием других стран.
В Синьцзянском регионе Китая, или Восточном Туркестане, как его называют уйгуры, — который по площади больше, чем Калифорния, Техас, Иллинойс и Нью-Йорк вместе взятые, — большое уйгурское население живет в рамках системы суровых китайских репрессий.
По мере роста сотрудничества между тюркскими государствами их союз, вероятно, будет включать
- 10 -
усиление сотрудничества в военных делах и может даже перейти к формированию военного союза. Такой шаг будет означать гораздо большую проекцию Турции и Азербайджана. Сильный тюркский союз создаёт азиатскую дугу вокруг Китая, в составе Монголии , Японии и Южной Кореи.
В условиях растущей военной мощи Китая и его решимости захватить Тайвань только представление о соразмерной или более высокой цене такого шага может стать надежным сдерживающим фактором. В случае более широкой войны за Тайвань потенциальная война с тюркским альянсом и возможная потеря Синьцзяна заставят любого китайского лидера дважды подумать».