Часть 2. ОГЭ
Первая часть про ЕГЭ здесь.
!! Даты экзаменов, баллы первичные и вторичные помещу в ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ.
А теперь про ОГЭ.
Из хорошего: заметила, что в этом году школьная подготовка к ОГЭ перестала быть формальностью.
Готовят! «За качество», правда, не скажу, но ведь это и не индивидуальная подготовка. Как репетитору мне стало полегче: то тот, то этот материал, смотрю, подтянули. Уже не требуется возвращаться к самим истокам к темам начальных классов; в массе ребята не только знакомы с форматом ОГЭ, но и даже фактически со всеми типами номеров из первой части. Другое дело - знакомство это зачастую шапочное, но в прошлом году и его не замечалось.
В этом году у меня нет «новых» девятиклассников кроме двух учениц Светы и Лены (о них ниже, очень специфичные случаи); со всеми остальными я с восьмого класса на группах, и хочу заметить, что эти группы - великое дело, особенно ЛЕТНИЕ. Мы действительно за лето «пригладили», что говорится, какие-то совершенно некорректные знания, восстановили по мелочи в памяти большинство правил и теорем, и - смотрите! - уже сейчас, до Нового года, ребятки уверенно вытягивают на пробниках не меньше 15 баллов. И это просто группы! (Справедливости ради надо сказать, что раз-два в месяц бывают и индивидуальные занятия у тех учеников, кто болел или не понял и потому «отстал» от своих одногруппников. Но по сравнению с прошлым годом это - земля и небо, так как в прошлом году группы 9-х классов пришлось расформировать: все «ушли» на индивидуальные).
Конечно, мы замахнулись на пятерку! Начали вторую часть, дело двигается. Будет очень интересно получить опыт отличной сдачи ОГЭ по результатам всего лишь групповых занятий. Причем ребята изначально были совсем троечниками, без проблесков.
А теперь про Лену со Светой, мой «крест» на этот год.
Это такие девочки… возможно, красавицы (не видно, камеру не включают), добрые и еще какие-то замечательные во всем, кроме математики. Как-то, не сговариваясь, пришли ко мне в ноябре (ну, спасибо, что не в марте) почти с одинаковым багажом: отсутствием знаний даже по действиям с обыкновенными дробями… столбиком ни делить/умножать, ни складывать/вычитать обычные числа (не дроби!), числовая прямая - никогда не видели. Немного и посмеялась: Света упорно не понимала понятия угла, затем понятия «угла треугольника», сейчас покажу, как она представляла геометрические углы(**):
Месяц на азы геометрии…
У Лены же - необыкновенно творческий подход к десятичным дробям, даже не такой распространенный, когда число 2,5 называют «две пятых», а еще чудесатее:
Говорю: напиши мне три целых пять десятых; пишет - 3,5,10. И смотрит на меня почти уверенно.
Пока что с девочками план: натаскать на 10 номеров… Надеюсь, успею, но идет очень тяжело. Что ж, смело могу предположить, что математический интеллект у моих барышень (его отсутствие) напрямую связано с постоянным использованием телефонов: клиповое мышление с фрагментарным восприятием, гдз, калькуляторы, быстрый поиск в браузерах и фотомач - и вот мы переходим из класса в класс, совершенно не замутняя свой ум ни малейшей математической информацией. У девочек даже АЗ нет! При абсолютном нуле в геометрии (да и в алгебре) - они просто троечницы. И школы не сказать чтобы деревенские: Москва (Зеленоград), Питер. Дорогие учителя, завучи, как такое возможно??? Кто бы мне рассказал! Крайне заинтригована.
Хотя, хотя… Если в школах доля ЦДЗ превышает долю «обычных дз» и учитель сам полностью перешел на электронную систему: и урок ведет чисто автоматически, не приглядываясь (то есть в основном делает упор на лекционную подачу материала), и задания дает электронные, и проверяет не он сам, а гиперматика какая-нибудь, то да, «выехать» на полном нуле, пожалуй, реально.
А некоторые ученики рассказывают, что учитель теперь ничего не объясняет, только требует самостоятельного изучения темы (неправда, наверное).
По крайней мере многие мальчики-семиклассники, приходя ко мне впервые, пытаются меня обмануть, строча на калькуляторе (а на инженерных есть и дроби и даже иксы). Это было бы очень смешно, если бы не было грустно, да? Обманывать репетитора - это как обманывать врача: не так поняв симптомы, он не вылечит вас - и это в лучшем случае. Хорошо, если не залечит…
Так вот, я сразу говорю, что все прекрасно вижу - месяц-два «борьбы», и мы начинаем полноценно заниматься. Ну или расстаемся - не люблю и не занимаюсь впустую, без результата, лишь бы денег заработать. Но тут вопрос к родителям: зачем брать ребенку репетитора, если он не хочет и не готов прикладывать усилия? Мы, репетиторы, — не воспитатели, знаете ли. Как тут в комментах писали: к водопою-то мы подводим, но пить ведь насильно не заставишь, не правда ли?
И вот еще серьезный вопрос (уже касалась его в других статьях) к родителям: уважаемые господа! Математика - письменная дисциплина. Невозможно пройти ее, не исписав несколько тонн тетрадей. Уроки репетитора по математике в прямом эфире - это не лекции. Если вам нужны лекции - купите математические ролики, пусть деть самостоятельно на них учится. Вообще математика - не говорение! Это думанье и ПИСЬМЕННОЕ решение. Восторги по поводу устного счета - все же немного не про математику… То есть на моих уроках дети будут писать. И вот сам вопрос: чем писать детям на виртуальной доске?! Если иногда они выходят на урок с телефонов (сломался компьютер, и вот как сломался, так он полгода и сломан), не имея ни планшетов, ни даже стилусов (а ведь это копеечное изделие, если не гнаться за модными электронными), ни нормальных мышек (заедают, глючат). Вы меня извините, но если у вас уже есть дома компьютер, ДЛЯ УДОБСТВА ребенка не приобрести ему графический планшет (цена от 2500 руб.!) - как-то прям сразу плохой показатель отношения к образованию. Платить 10 тыс. руб. в месяц репетитору, и при этом ребенок будет мучительно что-то там пытаться калякать пальцем в телефоне, затрачивая лишние силы и внимание именно на технические вопросы в ущерб, конечно, процессу мышления… Какой в этом смысл?
Вот, кстати, мои Лена со Светой… Лена вообще сама по себе, с родителями ее я связи не имею, она меня сама нашла. У нее странный гаджет, ЗУМ на нем стоит как-то коряво, но Лена это все превозмогает. Какими усилиями - не знаю, право, как не знаю и того, смогу ли (успею ли) я ей помочь. Лена вызывает мое уважение уже тем, что САМА что-то пытается на допотопном (предполагаю) планшетике, просит дз и в целом НЕ БРОСАЕТ, представляете: вот, на днях попросила дополнительное занятие.
Свету я тоже готова уважать: уже больше месяца Света пишет в телефоне пальцем (я заставляю много писать) и, к сожалению, много времени тратит на поиск данных и записи, так как смартфон вообще ну не очень приспособлен к виртуальной доске. Так что мы очень медленно движемся…
Но почему бы родителям не убыстрить дело? Загадка!
Да, кстати, есть и интересные новости из московской школы по ученикам седьмого класса: в этой школе в прошлом году треть класса не сдали МЦКО, затем они не сдали в начале сентября, затем (их количество незначительно уменьшилось, т.к. пара человек все же набрала порядка пятидесяти процентов), итак, затем они пошли на платные МЦКО и… у некоторых было аж 40%, но это опять провал (нужно пятьдесят). Зачем они все ходили и ходили, объясняю: несдавших пригрозили отправить в 6-й класс обратно. И - отправили! В ноябре! Вы когда-нибудь слышали такое?!
И вот теперь все буквально родители семи-восьмиклассников слезно просят заранее готовить ребят к МЦКО/ВПР.
Интересно, да?
А в интернете написано, цитирую:
«Школы Москвы приписали разные условия в своих документах. У кого-то диагностические работы МЦКО по сути ничего не меняют и их обязательность в документах и не отражена. А где-то пропуск диагностической работы приравняли к академической задолженности. И при выставлении годовых оценок к оценкам за четверть/триместр собрались добавлять ещё и оценку за диагностическую работу.»
Родителям настоятельно рекомендуется прежде чем писать отказ от МЦКО ознакомиться с Положением об аттестации своих школ (**), потому что у некоторых в локальных актах записано, что если не сдать диагностические работы МЦКО, то в следующий класс не переведут. Вопрос о законности подобного выносим за скобки и оставляем на усмотрение тех, кому эта инициатива не нравится. Тут, конечно, есть за что зацепиться, но, как мне кажется, это не худшее намерение повысить общую успеваемость.
Это фактически попытка вернуть старое доброе правило оставлять неучей-митрофанушек на второй год.
А вы как считаете?
___________________________________________________________________________
(*) рисунок мой по памяти
(**) речь о московских школах