Найти в Дзене
Клин православный

Современное образование. Потеря смыслов. Заметки практикующего учителя

Автор: Наталья Маценова, учитель русского языка и литературы Православной классической гимназии "София"

Наталья Валерьевна Маценова во время подготовки к ОГЭ
Наталья Валерьевна Маценова во время подготовки к ОГЭ

О том, что современное образование отличается в худшую сторону от советского в разы, сказано уже много раз. Когда в девяностые годы советскую систему начали разрушать как воспитывающую ограниченного, идеологически зашоренного, безынициативного человека, идеалом представлялась свободная, разносторонне развитая креативная личность. Давайте честно ответим себе на вопрос: воспитали ли мы за 35 лет такого человека? Может быть, приблизились хотя бы к этому идеалу?

«Советская школа подавляла личность: серая, грубая, бестолковая», – таков комментарий из социальных сетей к одному советскому фильму о школе. Что ответить комментатору, жившему, видимо, в Советском Союзе?

Если опустить идеологию, которая к концу восьмидесятых «выдохлась», то об остальном с автором можно поспорить. Несомненно, советская школа давала серьёзные базовые знания, без которых вряд ли возможно настоящее образование. Интернета не было, поэтому детям ничего не оставалось, как читать толстые и серьёзные книги (русскую классику) и смотреть немногочисленные прекрасные советские фильмы, многие из которых являются настоящими произведениями искусства в разных жанрах.

Крах советской системы образования связан не только с её сознательным разрушением представителями «западной системы». Главная «революция», случившаяся и в остальном мире, – это появление компьютера и интернета. Новая эпоха информационных технологий изменила и изменяет современный глобальный мир. Не секрет, что традиционное общество ХХ века, жившее в эпоху катастроф – революций и мировых войн, разрушено и превратилось в общество всеобщего потребления. Предметом потребления стало всё: от еды и одежды до культуры и искусства. Люди современного общества готовы «потреблять» как материальную, так и «духовную» пищу. Как же всё это могло не отразиться на самом подходе к современному образованию?

Уже много раз было сказано, что школа оказывает ученику образовательные услуги. Комфорт – это идол современного человека. Нежелание «напрягаться» руководит всеми его действиями. Это не может не влиять на учебный процесс. Люди не готовы хоть немного «терпеть и смиряться». А самое главное – разучились благодарить. Терпение, смирение и благодарность – в первую очередь, конечно, религиозные понятия. Современному человеку это дается очень непросто.

Задаю себе вопрос: «Какова главная проблема современного образования?» Отвечаю: «Утрата и потеря смыслов». Более того, само движение современной образовательной «машины» совершается в сторону, этим смыслам противоположную.

С чем вообще связано противопоставление «восточной» и «западной» системы образования? Имеется ли для этого серьезное обоснование? Обратимся к истокам.

Средневековая Русь была преемницей Византии. Именно от греков мы получили православную веру. Важнейшие истины христианского откровения были выражены в понятиях греческой философии.

В средние века на Западе наступает эпоха схоластики. Во многом средневековые схоласты опирались на философию Аристотеля (IV век до Р. Х.). Восток изучал логику Аристотеля по «Категориям». «Категории» – о различении смыслов предметов. Силлогистика – связь между смыслами. На Востоке считали, что главное – уразуметь смыслы явлений и предметов. Запад предпочитал овладеть технологией манипуляции с уже готовыми фиксированными смыслами.

На Западе, например, считалось, что студент, не знающий 256 модусов силлогизмов Аристотеля, не может правильно мыслить. Этот формально-логический подход и в философии, и в богословии (совершенно чуждый православию) послужил позже одной из внутренних причин Реформации. За мертвый формализм западная схоластика подверглась жестокой критике гуманистов в эпоху Ренессанса.

Технологический способ мышления сохраняется на Западе и в глобальном мире до сих пор, являясь движущей причиной развития техники, компьютеризации, информационных технологий. В результате – и искусственный интеллект, и компьютерные технологии… Только какое же место отводится в этом глобальном мире живому человеку с его бессмертной душой и жаждой богообщения? Глобалисты «поднимают руку» на само существование человека, которого сотворил Господь «по образу и по подобию Своему». Напомним, что слово «образование» происходит от слова «образ».

После такого, как будто бы оторванного от реальности, размышления о Востоке и Западе, обратимся к нашей современной конкретике, даже школьной рутине.

Какова ситуация с современными учениками и процессом обучения в целом? С одной стороны, программы по основным предметам стали намного обширнее и сложнее. Чего там только нет! С другой стороны, уровень освоения учащимися этих программ становится всё ниже и ниже. Варианты ЕГЭ всё больше усложняются. В прошлом году на ЕГЭ по литературе при потерянном одном балле выпускник получал всего 93 тестовых балла. А, например, в 2018 году – 97 тестовых. Вот как увеличилась «цена» одного балла! Сдать ЕГЭ по русскому языку высоко (то есть на 80+) становится всё сложнее.

В потоке искуственного интеллекта. Фото из открытых источников
В потоке искуственного интеллекта. Фото из открытых источников

Получается, что средний ученик теоретически должен знать «всё», но реально к 9-му классу он теряет основные базовые знания и не знает уже ничего (то есть, например, путает прилагательное с причастием).

Дети «разучиваются» читать, а главное – понимать прочитанное. Для исправления этой ситуации и введён устный экзамен «итоговое собеседование» по русскому языку в 9-м классе.

Проблемой стало и заучивание стихотворных текстов наизусть. И тут происходит потеря смысла. Дети заучивают слова, но не представляют себе те образы, которые должны за этими словами стоять.

И еще проблема – восприятие любого материала. «Учение с увлечением!» – помните? Вспоминаю себя ученицей: я очень любила учиться. И не только я. «Радость познания» – это то, что было нашему поколению очень хорошо знакомо. Мы видели в учебнике «убогую» черно-белую иллюстрацию – и воображение дорисовывало нам все остальное.

Сейчас найти мотивацию для обучения довольно сложно. Интерес интересом, но длительный (11 лет!) образовательный процесс связан с упорным трудом и старанием, которые необходимо приложить. Современному ребенку приходится объяснять и доказывать истинность очевидной ранее пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Понятно, что сейчас можно, нажав на кнопки смартфона, получить готовую информацию, не затрачивая никаких личных сил, поэтому никто не хочет заставлять себя (особенно в среднем звене 7-9-х классов) выучивать правила, термины и формулировки наизусть. В результате у детей совершенно не тренируется память. Они ничего не помнят. Без смартфона и интернета «средний» современный ученик совершенно интеллектуально беспомощен.

Ещё одна проблема – «выдавливание» из процесса обучения, как это ни странно… учителя. Этот процесс идёт вовсю последние 20 лет. 25 % учителей у нас сейчас пенсионного возраста, более 50 % – учителей 40+. Те, кто получил образование ещё в Советском Союзе или на излёте его существования, героически, самоотверженно, за ту зарплату, которую платили, «тащили» это образование на себе (вопреки многочисленным разрушающим нововведениям). Образовательная система всё-таки функционировала всё это время благодаря энтузиастам-учителям, не оставившим своё призвание, любящим и жалеющим своих учеников. Многие ушли в репетиторство. «Если не будет нас, кто будет их учить?» – задавали себе такой вопрос преподаватели. Сейчас ответ на этот вопрос однозначен: учить уже будет некому. Педвузы не смогут предоставить нужное количество кадров. Как на эту проблему смотрят чиновники Министерства просвещения (если они вообще эту проблему видят)? Возможно, они считают, что выход из этой ситуации есть: всех учащихся усадить перед монитором, а учить будет искусственный интеллект. Тот самый, который не может отличить речевую ошибку от грамматической…

Продолжение следует