Наши СМИ выделили слова президента Путина о необходимости разобраться в ситуации с организацией движения электровелосипедов и электросамокатов, на которых передвигаются курьеры. Он сказал: «Я вижу, что происходит с этой доставкой. Конечно, это вызывает озабоченность у наших граждан. Порядок движения на улицах городов должен быть отрегулирован. Обязательно дам дополнительные поручения и МВД, попрошу мэров городов и руководителей регионов РФ сделать соответствующие предложения». Да, власти знают об опасности самокатов, но это не повод их полностью запретить, а разработать, дополнить правила дорожного движения. Ввести эту тенденцию в правовое русло.
Сергей Михеев: Очень интересно, что президент Путин ездит иногда без мигалок и смотрит как всё на самом деле! Это очень полезно и правильно. Действительно, порой у людей ощущение полной оторванности: «Вы там сами по себе, а мы здесь сами по себе». То, что президент своими глазами видит многие проблемы, это очень положительно. «Привет» многим чиновникам в Москве: они, наверное, вздрогнули.
Думаете, переймут его опыт?
Сергей Михеев: А зачем им? У них своя жизнь! Хотя у Путина масса других источников информации, но это полезно и приятно знать, что хоть иногда, но так случается.
Что касается проблемы доставщиков. Я думаю, что в больших городах, особенно в Москве, проблема не только назрела, но перезрела. Эти люди массово, грубо, вызывающе нарушают законы РФ и, в первую очередь, правила дорожного движения. Все, кто ходит по улицам, это видят. Если обычный человек едет в машине и нарушает правило, то к нему тут же «прилетает» штраф, а штрафы недавно существенно повысились. А эти люди у всех на глазах грубо, по-хамски нарушают любые правила: выезжают на встречные полосы, игнорируют красный сигнал светофора, пересекают в неположенных местах, перестраиваются как им угодно, носятся по тротуарам, пугая людей, которые не обязаны иметь зеркала заднего вида и т.д. Это происходит у всех на глазах и все делают вид, как будто так и надо. Мне кажется, это совершенно недопустимая ситуация в стране, в частности, в столице (политическом центре): создалась некая «серая» зона абсолютного беззакония, а оправдывается тем, что «это выгодно для кого-то и все должны с этим мириться».
Во-первых, это развращает общество, показывая, что есть люди, которым наплевать на законы, и власти на это не обращают внимания. Во-вторых, это создает реальную опасность ДТП. К сожалению, каждый год фиксируются в том числе инциденты со смертельным исходом от этих людей. Опять к ИИ и прочему: нам постоянно хвалятся, что везде повесили камеры наблюдения, которые за всем следят. Человек едет в машине и достает телефон, камера через стекло видит и присылает ему штраф, а эти на виду у всех камер носятся как хотят и создают аварийную ситуацию, им даже номера повесили, а камеры их не видят! Это нормальная ситуация? Начинают говорить: «Это такая новая реальность - её надо принять».
Ничего подобного: это беззаконие, даже хуже криминальных дел. Криминальные дела совершаются где-то, чтобы их не видели, а здесь массово, ежедневно, постоянно нарушают правила дорожного движения у всех на виду и требуют, чтобы с этим смирились! «Они же везут пиццу - уступите им дорогу!» Они разве роженицу везут в роддом, или это полиция едет на преступление кого-то спасать, или это пожарные? Даже скорая помощь, полиция и пожарные включают спецсигналы, поворотники, а этим на всё наплевать! Это неправильная реальность, и её нужно заменить на правильную. У меня такое впечатление, что муниципальные власти находятся в каком-то непонятном согласии с тремя-четырьмя фирмами, которые на этом зарабатывают огромные деньги. У меня одно объяснение: что они в доле. Эта «банда на колесах» отбрасывает организацию жизни в наших городах назад – это архаика, архаичный способ организации городской жизни! Наши муниципальные власти в Москве справедливо говорят: «Мы много делаем для благоустройства города. Давайте двигаться к городу будущего». Давайте двигаться, но то, что происходит в этой сфере, – это не город будущего, а бардак, «восточный базар на колесах!»
Я уж не говорю о том, что это имеет отношение к безопасности. Большинство этих доставщиков - граждане других государств, которые сели на таратайки, что у них в ящиках - никто не знает, что у них в головах - тем более неизвестно. Это, по сути, готовые банды на колесах. Зимний период настал, и они все надели балаклавы, лиц не видно, нарочно нарушают правила дорожного движения, и нам в столице РФ (при том, что сложная ситуация террористической опасности) рассказывают, что «это нормально». Нет, ненормально! А оправдывать это деньгами пошло и подло.
Я не против доставки как таковой и понимаю, что это удобно, но всё происходит в ненормальном хаотическом виде, и для мегаполиса это недопустимо. А то, что городские власти делают вид, будто «всё хорошо», наталкивает на нехорошие подозрения. Кто занимается этими развозками? Цитировали одного человека, который говорит, что «мы летим в будущее». А Сбербанк разве не держит сеть доставщиков? Я слышал, что у вас огромные прибыли: тогда не хотите ли вложиться в городскую инфраструктуру, чтобы было всё, как в городе будущего? А ещё лучше, если вы построите пневмопровод, который заменит таратайки и сделает доставку, как в городе будущего! Туда же «Яндекс» - еще один субъект будущего! Всё разрабатываете роботов, а нам они не нужны! Вы устроили бардак с грязными таратайками, которые развозят непонятно что. Если вы правда за будущее, то сделайте так, чтобы это было не нужно, или вложите свои огромные деньги в модернизацию городской инфраструктуры, или сделайте так, чтобы ваши люди соблюдали правила дорожного движения. Почему бы вам всем этим не заняться?
Есть четыре–пять субъектов (их все прекрасно знают), которые имеют от этого огромные деньги. Президент на это обратил внимание, и я слышал, что МВД тут же заинтересовалось. У меня вопрос к городским властям и МВД: без того, чтобы это сказал президент, это нельзя было понять? Это же очевидно - всё происходит на ваших глазах! Может быть, сейчас что-то сдвинется.
Наступила зима, и электросамокатов стало меньше в Москве. Сейчас пошумим, а к весне ответственный чиновник вспомнит: «Надо было что-то разработать. Помню, было совещание в декабре! Уже не успеем, но к следующему сезону точно успеем».
Сергей Михеев: Это называется саботаж решения (указания, распоряжения) президента. За это надо как минимум увольнять, а как максимум- в другие, более тяжелые времена, вы знаете, чем бы это могло закончиться. А сейчас всё мягко и дружелюбно для чиновников в том числе. Я надеюсь, если президент на это обратил внимание, то кто-то начнет шевелиться.
Запускали же роботов, ползающие повозки.
Сергей Михеев: У них приделаны номера: пусть камеры их считывают и присылают штрафы - тогда очень быстро всё поправится. Если им за каждое нарушение будет «прилетать» штраф по 5000 рублей, они станут очень порядочными.
А если откинуть крышку ящика на номер, то камера не увидит.
Сергей Михеев: Для этого у нас есть другие, специально обученные люди. Найдите решение - оно есть, а разговоры, что «решения нет», - это саботаж. С машинами же как-то справляются. Если бы не справлялись, то давно бы все ездили с заклеенными номерами, но не ездят. На стоянках накидывают какие-то тряпочки. Мне смешно, когда вижу сверхдорогую машину, а на номере грязная тряпка! Надо найти решение, потому что это становится реальной проблемой.
Что касается электросамокатов (СИМ), то здесь тоже ситуация должна быть отрегулирована. У пешеходов должна быть пешеходная зона: там ходят дети, старики, инвалиды, и почему они обязаны уворачиваться от самокатов?
Они не успеют увернуться, если самокат летит сзади.
Сергей Михеев: Не успеют, потому что не услышат и не увидят. Эти явления требуют регулирования. Город Париж вообще запретил таратайки и самокаты.
В Санкт-Петербурге несколько десятков районов запретили.
Сергей Михеев: Никто же не умер?
Там объясняют это тем, что узкие улочки, а в Москве широкие.
Сергей Михеев: А вот от электросамокатов умирают! Каждый год пополняется статистика смертельных случаев при столкновении с электросамокатами, с доставщиками на таратайках. Разве жизни людей стоят доходов этих развозчиков? Я думаю, что нет. А так можно дойти до чего угодно: пусть тогда и машины ездят как хотят! «Мне очень удобно поехать на красный свет», «А мне - выехать на встречку», «А мне - пересечь поперек переход», «А мне в пробку удобно выехать на тротуар». Так было до какого-то времени в 1990-х годах: массовый беспредел. Все понимают, что это дикость, а здесь «надо смириться». На самом деле надо навести порядок! Я очень рад, что президент обратил на это внимание на Совете по правам человека.
Отреагировало не только МВД, но уже есть предложение в Совете Федерации: сенатор Артем Шейкин сказал, что нужно ввести тестирование на знание ПДД для езды на маломощных электросамокатах. Необходимо найти «баланс между безопасностью пешехода, водителя самоката и той возможностью, которая дает передвижение», отметил Шейкин.
Сергей Михеев: По доставщикам есть простая вещь: 1. штрафовать конкретных людей; 2. штрафовать компанию. Вы говорите: «а если он закрыл номер?» Очень просто: штрафуем компанию! Если доставщика на 1000 рублей, то компанию на 100 000 рублей. Они же все «эффективные менеджеры», так что быстро решат эту проблему! У нас в бюджете есть потребность в дополнительных поступлениях - вот вам и будут дополнительные поступления! Говорят: «Они же платят налоги с доходов». Вы уверены, что они все платят налоги с доходов? В доставках есть «серая» зона, где можно всё проводить «мимо кассы».
Поясните - я не знаю.
Сергей Михеев: Есть ситуации, когда расплачиваются наличными. Естественно, всё это идет «мимо кассы». Я знаю, кого надо заставить: тех, кто постоянно хвалятся, что у них «куча миллиардов рублей и их некуда девать»!