Найти в Дзене
Николаев Расскажет

Испанские дети СССР | Николаев Расскажет

Бедные испанские дети 27 июля 1937 года пароход «Сантай» прибыл в Ленинград. У причала его ожидала огромная толпа, которая взвыла от восторга, когда по трапу стали спускаться на берег первые пассажиры. Все, абсолютно все, встречающие и те, кто в этот момент находились на пароходе были совершенно счастливы! Все ожидали чего-то нового, прекрасного. И никто из присутствующих не догадывался, что это начало очень грустной истории, драмы глубоко коснувшейся нашей страны. Сегодня девять человек из десяти замешкаются если у них спросить: кто такие испанские дети? А тогда в 37-м наша страна ожидала их с нетерпением и готова была обласкать каждого. 27 июля 1937 года… Годом раньше, 18 июля 1936 -го в испанском радиоэфире прозвучало «Над всей Испанией безоблачное небо»! И мятежники генерала Франко восстали. Их не устраивало Правительство Второй Испанской Республики в котором доминировали социалисты близкие к коммунистам СССР. Через год после начала гражданской войны республиканцы решили спасать

Бедные испанские дети

27 июля 1937 года пароход «Сантай» прибыл в Ленинград. У причала его ожидала огромная толпа, которая взвыла от восторга, когда по трапу стали спускаться на берег первые пассажиры. Все, абсолютно все, встречающие и те, кто в этот момент находились на пароходе были совершенно счастливы! Все ожидали чего-то нового, прекрасного. И никто из присутствующих не догадывался, что это начало очень грустной истории, драмы глубоко коснувшейся нашей страны. Сегодня девять человек из десяти замешкаются если у них спросить: кто такие испанские дети? А тогда в 37-м наша страна ожидала их с нетерпением и готова была обласкать каждого. 27 июля 1937 года…

-2

Годом раньше, 18 июля 1936 -го в испанском радиоэфире прозвучало «Над всей Испанией безоблачное небо»! И мятежники генерала Франко восстали. Их не устраивало Правительство Второй Испанской Республики в котором доминировали социалисты близкие к коммунистам СССР. Через год после начала гражданской войны республиканцы решили спасать своих детей из областей подвергавшихся особенной опасности. 36 тысяч юных испанцев, то есть, практически целое поколение покинули страну. Большинство из них оказалось в Западной Европе и Латинской Америке. И чуть более 3 тысяч отправились СССР. Вместе с сопровождавшими их членами Компартии Испании и военными, Союз принял 4 тысячи испанцев.

Этот факт тогда раскручивался и подавался с максимальной помпой. Все СМИ Коминтерна, а это международная организация объединяющая коммунистические партии различных стран трубили о том, что испанские дети от 3-х до 12 лет едут в СССР. В Союзе об этом писали даже в страшно популярном среди малышей «Мурзилке». Поэтому появление парохода «Сантай» в Ленинграде стало долгожданным событием.

-3

Сразу определилась разница со всем остальным миром. В Бельгии, Франции, Англии, Мексике, да везде, куда отправили остальные 32,5 тысячи испанских детей их расселяли по семьям. И только в СССР для них выделили специальные детские дома.

Сейчас же кто-то скажет: ну, до чего же неуклюжи и жестоки Советы! Ведь в семьях, хотя и приемных ребенку лучше, чем в детском доме. Может быть. А теперь представьте себе сцены, что разыгрывались в европейских волонтерских центрах в 90-х. Когда туда заявлялись растерянные англичанин, бельгиец, голландец, француженка предпенсионного возраста и сообщали: мама умирая сказала, что я испанец- испанка! Что она меня усыновила-удочерила, найди своих. И где их искать….

СССР принципиально держал niños españoles вместе. Кремль сохранял их идентичность подготовив за 15 дней программу обучения на испанском языке. Ни Сталин, ни Долорес Ибарури- лидер компартии Испании не планировали с niños долгого проекта. Завтра-послезавтра, ну в крайнем случае на следующей неделе республиканцы победят Франко и детей вернут их семьям. А пока республиканцы бьются с франкистами Сталин с Долорес Ибаррури собирались ковать кадры для испанской компартии. Чтобы сделать Испанию ближе Кремль готов был жертвовать для её детей всем. А испанские коммунисты мечтали о Испании своей мечты, которая должна была зародиться в СССР. И никто в 1937 году никто, даже вероятно сам Франко, не предполагали, что его эпоха затянется почти на 40 лет.

Союз тратил на испанского ребенка в три раза больше, чем на своего. В детских домах, по крайней мере тех, что находились в Москве или Ленинграде, niños потчевали деликатесами, московские старушки просили уступать им в трамваях место, мол, вы поглядите, какие они худенькие. Как же они, сердешные, без родителей в чужой стране, сиротинушки! Если хулиганил советский ребенок, то он мог получить затрещину, хотя официально они были запрещены как метод воспитания. А если хулиганил или плохо учился niños, то приезжал представитель испанской компартии и доводил его до слез раскаяния разговорами о пролетарском интернационализме. Мол, в то время пока твои родители воюют, ты такой- сякой, недостойный!

И это приносило результат. Успеваемость испанских детей была значительно выше чем их советских сверстников. А в 1941 году практически все достигшие 16 лет записались в истребительные батальоны или диверсионные школы НКВД. О последнем подробнее.

-5

Посмотрите на это фото. На нём скромный мемориал на месте последнего боя советской диверсионной группы возле поселка Шубино в Крыму. И если вы подойдете посмотреть фамилии погибших бойцов, то они окажутся в основном испанские. Разведгруппа, высаженная 14 марта 1943 года, погибла не просто так. Она обнаружила секретный полигон на котором немцы испытывали те самые «Тигры», «Пантеры», «Фердинанты» для операции «Цитадель». По её следам другая советская разведгруппа проникла на уже рассекреченный полигон и получила все необходимые сведения.

Почему я так выделяю испанскую грусть в советской разведгруппе. Ну, во-первых, потому, что в другой аналогичной заброшенной в Крым находился дед моего приятеля -известного испанского журналиста Мигеля Бас Фернандес. Так что я в одном рукопожатии от освобождавшего наш Крым, а до этого защищавшего Москву испанца-героя.

Мигель Бас Фернандес - испанский журналист
Мигель Бас Фернандес - испанский журналист

А во- вторых, я хотел приоткрыть одну неприятную для нас страницу ВОВ.

Дело в том, что наши диверсанты несмотря на многочисленные рассказы о их подвигах в первые два года войны были в основном неудачливы. Так, к примеру, почти все диверсанты, заброшенные в немецкий тыл в 41-42 гг в Беларуссии были уничтожены, как и созданные ими партизанские отряды. Апогеем беспомощности стало 5 котлов в которых оказались части РККА в 41-42 гг. в количестве около 5 млн. человек. Если бы командование имело опыт партизанской борьбы, то эти 5 млн. в тылу врага развернули бы войну совсем в другом направлении.

Успех имели только те, кого готовил Илья Старинов. Он настолько досадил Вермахту, что Гитлер записал Старинова в свои личные враги. Так вот, в результативную диверсионную борьбу Старинов окунулся в Испании в 1937 году. Оказавшись на тамошней гражданской войне в творческой командировке Старинов полезно познакомился с майором Альберто Байо Хироуд. Тот еще ранее, во время войны в Марокко, успешно организовал партизанские отряды против восставших берберов. В итоге Старинов с майором Байо создали партизанский корпус республиканцев. Этот опыт Старинов и реализовал потом против вторгнувшихся в СССР гитлеровцев. Таким образом Испания и заплатила за заботу о своих детях подарив СССР тактику партизанской войны. Если бы не это знание, то мы бы потеряли еще сотни тысяч бойцов.

К концу ВОВ испанские дети и сопровождавшие их взрослые оказались глубоко интегрированны в жизнь Союза. Их уже не считали иностранцами. Niños получали высшее образование в лучших советских ВУЗах, устраивались на работу во все сферы народного хозяйства и ВПК. А уже упомянутый дед моего приятеля Мигеля Баса Фернадеса вместе с товарищами по испанской компартии, всего около 1000 человек, были оставлены в Крыму для восстановления сельского хозяйства. До конца 40-х в Крыму существовали 4 испанских колхоза: под Симферополем, Ялтой и два между Феодосией и Керчью. Невозможно нынче представить, да? И тем не менее.

Кто-то сейчас же всплеснет руками, мол, как же хорошо обернулось! Люди нашли себя на чужбине!

Нет, не хорошо. Разворачивался второй акт драмы, которому лучше всего подходит определение «Тоска по Родине». Советским испанцам очень хотелось домой. Родина, конечно же, представлялась им прекрасной. Каждый новый год они поднимали тост за то чтобы следующий новый год встретить в Испании. Но всё это оставалось только мечтами. Как отправить во враждебное государство, а Франко был непримирим всего что касалось СССР, военного летчика или инженера ракетных двигателей? Они же носители государственных секретов! Сталин такой шаг совершить не мог.

Бесчеловечно, да? Но Сталин отвечал за нашу Родину и за сохранение уже нашего народа в целом! Союз существовал как осажденная крепость с опорой на внутренние силы. Крепость, создающая вокруг себя т.н. санитарный кордон из государств, приведённых русским штыком в дружественное состояние. Здесь уж не до сантиментов и печали тоскующих по родине советских испанцев. Все во имя Союза, все во благо Союза. И как результат- высший этап нашей экономики. Более успешно она не развивалась уже никогда.

Хрущев поменял парадигму. Во-первых, испанская компартия под давлением Кремля перешла от вооруженного сопротивления Франко к внедрению в его систему с целью разрушения её изнутри. Во-вторых, Никите Сергеевичу очень хотелось выглядеть гуманистом в глазах наших противников. Поэтому Кремль принял решение отпустить испанских детей домой в 1956 году.

Вроде бы простой, наполненный человечностью шаг лидера СССР поверг в шок генерала Франко, ЦРУ и КГБ. Франко обалдел, ведь у него в стране из –за «железного занавеса» одновременно должны были появиться сотни людей, воспитанных Сталиным! И опасения диктатора выглядели оправданными. С приездом первых репатриантов в Испании начались митинги и демонстрации протеста. ЦРУ крайне испугалось за испанские аэродромы на которых базировались американские бомбардировщики способные нести ядерное оружие. Ведь среди сотен репатриантов наверняка скрывались агенты КГБ. Ну, а советские спецслужбы онемели потому, что страну практически одномоментно покидали сотни носителей государственных секретов Союза! Ну, вы же помните: очень высокий уровень образования, полученный по специальной методе. Да к тому же niños не считали в СССР иностранцами. Они работали во всех областях промышленности и ВПК.

КГБ и испанская компартия отправляли Хрущеву списки тех испанцев, кого ни в коем случае нельзя выпускать из Союза. Но Никита Сергеевич на всех «забил» упиваясь своим миротворчеством.

ЦРУ ответило беспрецедентной операцией Project Ninos рассекреченной лишь 5 лет назад. Суть: каждого, подчеркиваю, каждого репатрианта в аэропорте Мадрида полицейские отводили в специальную комнату где его уже ожидали серьезные люди в штатском. И это был третий акт драмы niños. Им для того, чтобы обрести первую Родину надо было предать вторую!

Репатриант подвергался многочасовому опросу. И одним днем дело часто не заканчивалось. Репатрианты возвращались не для того чтобы выдавать секреты СССР. Но спецслужбы имеют широкий набор методов в получении нужной информации. Кого-то запугивали, другим обещали помощь с устройством на работу, третьим содействовали в получении жилья, четвертых бросали камеры. И всех репатриантов ссорили друг с другом. Но можно сдать государственную тайну даже не желая этого. К примеру, ответив на вполне невинный вопрос о том, какие запахи окружали на работе или рядом с местом жительства. Получив ответы ЦРУшники, сравнивали их со своей картотекой и понимали какую, к примеру, марку ракетного топлива производит СССР в данном месте.

Таким образов к 1960 году американцы, как выяснилось, знали о СССР катастрофически больше чем, мог предполагать Хрущев. То есть они были информированы о всех этапах развития программы создания советских ракетных двигателей, расположения стационарного оборудования испытания ракет, центров разработки, заводов по производству ракетных двигателей, места базирования ракет, фамилии и имена специалистов. ЦРУ получило информацию о советской ядерной программе, подробности о военном авиастроении, о системе гражданской обороны, военной медицины, высшем техническом образовании и пр. и.т.п. Это был феноменальный сеанс саморазоблачения, колоссальный провал Кремля на самом высоком уровне. Абсолютно необъяснимый для наших противников. Да уж, хрущевский СССР давал повод позже предполагать, что не ту страну назвали Гондурасом

Однако, далеко не все niños смогли принять Испанию. Она оказалась не той, о чем они грезили в России. Особенно нелегко приходилось женщинам. Получив в СССР высокое образование им душно становилось в католической стране, где женщина могла открыть счет в банке только с разрешения супруга. Советские испанки возвращались в СССР еще и потому, что Франко их принимал с детьми, но без русского мужа. Так поступила, к примеру, Кармен Ориве-Абад. Она вроде бы уехала в Бильбао с детьми, но не смогла остаться. И мир получил её сына Валерия Харламова выдающегося хоккеиста всех времен и народов в джерси сборной Советского Союза.

Niños возвращались в СССР и многие шли сразу в КГБ сообщая, что завербованы ЦРУ. И советские спецслужбы с их помощью вели уже свою успешную операцию «Реконкиста». Вот такая оказалась судьба у 3,5 тысяч детей, отправленных в СССР за счастьем в 1937 году. Они все стали заложниками игры сверхдержав. Но что делать, лес рубят-щепки летят. В конце –концов нам своя рубашка ближе к телу. Тем более, что кроме советских испанцев в СССР еще действовала т.н. «Голубая дивизия» из испанских добровольцев в составе Вермахт. Отметились они многим, но более запомнились тем, что на солдат «Голубой дивизии» таблетки подавляющее сексуальное желание в отличие от 100% арийцев не действовали. Совершенно непонятно как в таком состоянии воевать.

Был, правда, красивый эпизод во всей этой драме. В полуфинале Чемпионата Европы по футболу 1964 года сборная СССР вышла против Дании в Барселоне. И все 120 тысяч местных фанатов драли глотки за наших! Какой-то нереальный фрагмент из другой жизни. Но уж так каталонцам хотелось, чтобы наши победили и вышли уже в Мадриде против их «фурии роха». Или «красной ярости», что является кличкой сборной Испании по футболу.

-9

И да, мы тогда победили. И в финале ненавидящий Советский Союз диктатор Франко встал под гимн СССР. Но это был совсем другой футбол, не то, что нынешний и совсем другая история.

Спасибо, что были с нами до конца! Хотите узнать больше? Смотрите полное видео в ВКонтакте . Вас ждёт ещё много интересного, и мы заранее предлагаем подготовиться к необычным ракурсам уже известных вам событий.