Найти в Дзене

В Москве закрыли аэропорт. На его месте могут построить жилой квартал

Этот аэропорт часто называли секретным. На самом деле, он таким не был. Вот малоизвестным - это да. 8 мая 1804 года первая в истории России женщина-воздухоплаватель приземлилась на воздушном шаре недалеко от подмосковной усадьбы Остафьево. Её звали Прасковья Гагарина. Сам воздушный шар позже торжественно поместили в эту самую усадьбу на хранение. Там его могли видеть поэт Александр Пушкин и историк Николай Карамзин. Так в окрестные места пришла авиация. Ровно через 130 лет на этом же самом месте основали аэропорт Остафьево. Первоначально это был полевой аэродром в ведомстве НКВД СССР. В 1941 году здесь функционировала лётная школа. Годом спустя аэродром по понятным причинам передали армии. Он продолжал оставаться аэродромом специального назначения. Таким образом, практически всю советскую (и постсоветскую) историю аэродром Остафьево принадлежал Министерству обороны. Вот единственная фотография, обнаруженная мной на Pastvu. Это 1982 год. Здесь располагался авиационный полк, который экс

Этот аэропорт часто называли секретным. На самом деле, он таким не был. Вот малоизвестным - это да.

8 мая 1804 года первая в истории России женщина-воздухоплаватель приземлилась на воздушном шаре недалеко от подмосковной усадьбы Остафьево. Её звали Прасковья Гагарина.

Сам воздушный шар позже торжественно поместили в эту самую усадьбу на хранение. Там его могли видеть поэт Александр Пушкин и историк Николай Карамзин.

Так в окрестные места пришла авиация.

Ровно через 130 лет на этом же самом месте основали аэропорт Остафьево. Первоначально это был полевой аэродром в ведомстве НКВД СССР. В 1941 году здесь функционировала лётная школа. Годом спустя аэродром по понятным причинам передали армии. Он продолжал оставаться аэродромом специального назначения.

Таким образом, практически всю советскую (и постсоветскую) историю аэродром Остафьево принадлежал Министерству обороны. Вот единственная фотография, обнаруженная мной на Pastvu. Это 1982 год. Здесь располагался авиационный полк, который эксплуатировал самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26 и Ан-72. Вот как раз первый, Ан-12 вы и видите на фотоснимке ниже.

-2

Что же касается гражданской авиации, она пришла в Остафьево в 2000 году. Правда, пассажиропоток был небольшим, около 8 тысяч человек в год, против десятков миллионов в Домодедово, Шереметьево и Внуково. Куда летали самолёты из Остафьево? Например, в Санкт-Петербург.

-3

Путешественники отмечали дружелюбие и некоторую камерность аэропорта Остафьево. Не было очередей, суеты и гула. Зато имелось вкусное кафе и даже дьюти-фри. При этом, полёты проходили, как и во всех других аэропортах. Стойка регистрации, посадочные талоны, багажные бирки. Дорожная романтика. Геологи в бородатых шапках... ну, сами понимаете🧔.

Аэропорт Остафьево являлся международным. Здесь был организован пункт пропуска через государственную границу РФ.

-4

Вот что писали пассажиры о том, как летали через Остафьево.

"Это компактный, но прекрасно организованный бизнес-аэропорт. Особенно порадовало отсутствие толп пассажиров и быстрое прохождение всех процедур. Персонал профессиональный и внимательный, все процессы отлажены до мелочей. Чистота и порядок во всех зонах аэропорта впечатляют.
Терминал современный, уютный, с удобной навигацией. Есть всё необходимое для комфортного ожидания рейса. Парковка удобная, с понятной системой размещения".

"Впечатления от аэропорта превосходные! Всё чётко: персонал внимательный, навигация простая, залы просторные и чистые. Ожидание рейса превратилось в комфортное время".

-5

Кроме пассажирских перевозок, аэропорт Остафьево принимал бизнес-джеты, а кроме того, являлся хабом для авиакомпании Газпром-авиа.

Интересно, что территория усадьбы практически вплотную примыкала к лётному полю аэропорта Остафьево. Если кто забыл, как выглядит Остафьево - вот фото. Кстати, именно там я побывал в последний тёплый день 2025 года (когда температура зашкаливала за +20) - 22 сентября. Уже 23-го резко похолодало.

Ну, а этот снимок сделан до 2021 года.

-6

По информации из интернета, аэропорт Остафьево принадлежал компании ПАО "Газпром". И вот на днях он перешёл в собственность городского имущества Москвы. Площадь территории составляет более 500 гектаров. Напомню также, что с 2012 года непосредственно посёлок Остафьево находится в Новомосковском округе Москвы.

На сегодняшний день, аэропорт больше не работает. На территории могут построить недвижимость. К огромному новому микрорайону могут подвести Бирюлевскую и Сокольническую линии метро, соединив их новой Рокадной линии.

Жилой комплекс на месте аэропорта Остафьево. Фантазия. Создано ИИ
Жилой комплекс на месте аэропорта Остафьево. Фантазия. Создано ИИ

В общем, планов громадьё. И возможно, в скором времени маленький аэропорт Остафьево прекратит своё существование. А вы летали из этого аэропорта? Я-то не авиапутешественник, поэтому подобного опыта у меня нет. Как вы относитесь к застройке лётного поля аэропорта Остафьево высотными домами?

В моем телеграм-канале много интересной и полезной информации о путешествиях по России и миру, а также о московских достопримечательностях. Подпишитесь, чтобы не пропустить!