Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 Поэзия морской стихии в русской живописи — почему это так интересно

«О море! Море...» - пожалуй, одна из самых интересных выставок Русского музея за последнее время. Во-первых, уж очень удачная тематика: многогранная морская стихия — прекрасный источник вдохновения, а соответственно, и всяческих сюжетов практически для любого художника. Во-вторых — занимательная идея: ретроспектива одной темы в творчестве отечественных художников с охватом в три столетия, начиная с восемнадцатого века и заканчивая второй половиной века двадцатого.

"Кораблекрушение", Дорогов Александр Матвеевич, 1850 г., из экспонатов выставки
"Кораблекрушение", Дорогов Александр Матвеевич, 1850 г., из экспонатов выставки

Море всегда завораживало человека своей силой и красотой, изменчивостью и непредсказуемостью: легкое очарование туманной дымки летнего утреннего бриза, пронизанного ласковым очарованием нежного шелеста теплых волн, также захватывает как и буйство стихии, соединяющей в себе бесшабашную вакханалию серо-бирюзовой воды, штормового ветра и всполохи молний.

"Вид Большого канала в Венеции", Мордвинов Александр Николаевич, 1853г., из экспонатов выставки
"Вид Большого канала в Венеции", Мордвинов Александр Николаевич, 1853г., из экспонатов выставки
"Вид Большого канала в Венеции", Мордвинов Александр Николаевич, 1853г., фрагмент
"Вид Большого канала в Венеции", Мордвинов Александр Николаевич, 1853г., фрагмент

Люди, судьбы, вещи, предметы, явления — столько всего в нашем мире и жизни связано с красотой и многоликостью морской стихии, что сама идея отражения всего этого в рамках одной выставки кажется поистине невыполнимой задачей. И все же, именно весь этот спектр сюжетов удалось воплотить в рамках всего лишь одной временной экспозиции.

"Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери и Ко (Франция)", Боголюбов Алексей Петрович, 1859г., из экспонатов выставки
"Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери и Ко (Франция)", Боголюбов Алексей Петрович, 1859г., из экспонатов выставки
"Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери и Ко (Франция)", Боголюбов Алексей Петрович, фрагмент
"Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери и Ко (Франция)", Боголюбов Алексей Петрович, фрагмент

Благодаря столь всеобъемлющему подходу, каждый посетитель мог найти здесь наиболее близкое для себя воплощение моря: кого-то привлекала солнечная и теплая магия южных морей, кого-то — персонажи и люди, которых особенно много в творчестве художников 20 века, кого-то — собственно, само море.

"Синопское сражение 18 ноября 1853 года", Боголюбов Алексей Петрович, между 1857 и 1859 г., из экспонатов выставки
"Синопское сражение 18 ноября 1853 года", Боголюбов Алексей Петрович, между 1857 и 1859 г., из экспонатов выставки

Для меня, конечно, самым ценным является последний сюжет: морская стихия во всем своем великолепии. В этом отношении особенно привлекает творчество маринистов 19 века: успокаивающая лиричность и захватывающая глубина пейзажей Алексея Боголюбова, Константина Крыжицкого, Александра Беггрова, Ефима Волкова и других.

Именно их пейзажи чаще всего приковывали взгляд и лучше всего запомнились.

Пена розово-голубых облаков и ровной глади воды, пронизанной росчерками такого же сочетания цветов — в первый момент даже не сразу замечаешь грань между двумя стихиями и просто погружаешься в некое теплое воспоминание-впечатление, словно становишься частью этой легкой дымки...

"Море. Розовые облака". Крыжицкий Константин Яковлевич, 1907 г., из экспонатов выставки
"Море. Розовые облака". Крыжицкий Константин Яковлевич, 1907 г., из экспонатов выставки

Или другая картина: серые хлопья неба, почти полностью скрывшие свет закатного солнца, золотой блеск последних лучей которого вместо этого отражается в сине-серебряной игре веселых волн... В сущности простой сюжет, но сколько в нем оттенков и впечатлений...

"Онфлер. Закат солнца на море", Боголюбов Алексей Петрович, 1870-е гг., из экспонатов выставки
"Онфлер. Закат солнца на море", Боголюбов Алексей Петрович, 1870-е гг., из экспонатов выставки

Тихий берег близ маленького французского городка Онфлер в Нормандии словно застыл в ожидании надвигающейся бури: с одной стороны еще свет, успокаивающая безграничность синего неба, белоснежная пена спокойных волн и радостные блики птичьих крыльев — буйство жизни, с другой — надвигающаяся тьма и серость, в которой скрыто нечто могущественное и пугающее, непостижимое, нечто истинное и настоящее, неподвластное силе человеческой мысли и ее изобретательности...

"Перед бурей", Судковский Руфин Гаврилович, 1881 г., из эксонатов выставки
"Перед бурей", Судковский Руфин Гаврилович, 1881 г., из эксонатов выставки
"Перед бурей", Судковский Руфин Гаврилович, 1881 г., фрагмент
"Перед бурей", Судковский Руфин Гаврилович, 1881 г., фрагмент

Возможно, столь пугающее очарование бушующей стихии всегда притягивало и будет притягивать человека именно по этой причине: оно просто недоступно для человеческого гения, его технических достижений и всей мощи его изобретений. Обращаясь к силе морской пучины, мы невольно снова и снова оказываемся в положении пассивного наблюдателя, почти ребенка, завороженного чем-то загадочным и непостижимым, бессильным перед первозданной мощью...

"Взморье. Рыбачьи лодки", Волков Ефим Ефимович, 1874 г., из экспонатов выставки
"Взморье. Рыбачьи лодки", Волков Ефим Ефимович, 1874 г., из экспонатов выставки
"Взморье. Рыбачьи лодки", Волков Ефим Ефимович, 1874 г., фрагмент
"Взморье. Рыбачьи лодки", Волков Ефим Ефимович, 1874 г., фрагмент

Особенно ярко это чувство ощущается рядом с картинами самого известного из плеяды вышеописанных маринистов — Ивана Айвазовского. Конечно, выставка картин, посвященных морской тематике, просто не могла обойтись без работ этого замечательного и, в некоторой степени, уникального художника. На экспозиции представлено два масштабных полотна «Волна» и «Девятый вал», ставших центральными экспонатами выставки.

"Волна", Айвазовский Иван Константинович, 1889 г., из экспонатов выставки
"Волна", Айвазовский Иван Константинович, 1889 г., из экспонатов выставки

И хотя каждое из них мне уже доводилось видеть — каждый раз, оказываясь в Русском музее, я невольно возвращаюсь именно к ним — от этого они не стали менее интересными даже в окружении такого большого количества совершенно разных картин и морских сюжетов.

"Волна", Айвазовский Иван Константинович, 1889 г., фрагмент
"Волна", Айвазовский Иван Константинович, 1889 г., фрагмент

Оба произведения как нельзя лучше иллюстрируют слабость человека перед морем, его незначительность в круговерти природных сил и стихий... В каждом пейзаже человек — лишь песчинка, обессиленное насекомое, ставшее игрушкой в чем-то куда большем и значительном, смертельно опасном и безмерно прекрасном...

"Волна", Айвазовский Иван Константинович, 1889 г., фрагмент
"Волна", Айвазовский Иван Константинович, 1889 г., фрагмент

Красота моря, воды, волн, самой стихии также луче всего проявляется в творчестве именно Ивана Айвазовского: каждый раз перед «Девятым валом» я замираю в попытках понять как можно так точно, так искусно передать динамику воды, отражение игры света и такую глубину сочетаний истинно природных цветов и оттенков?

"Девятый вал", Айвазовский Иван Константинович, 1850 г., из экспонатов выставки
"Девятый вал", Айвазовский Иван Константинович, 1850 г., из экспонатов выставки

В таких случаях обычно используют фразу «с фотографической точностью», но к работам Айвазовского, особенно к «Девятому валу», она неприменима, поскольку даже самая лучшая фотокамера никогда не сможет передать всю гамму красок, переливов, всю естественность природы морских волн столь точно и реалистично...

"Девятый вал", Айвазовский Иван Константинович, 1850 г., фрагмент
"Девятый вал", Айвазовский Иван Константинович, 1850 г., фрагмент

В этом отношении очень грустно наблюдать за развитием морской темы в творчестве более поздних художников: словно Иван Айвазовский и его современники отразили в своих произведениях все и сразу, всю многогранность моря, а их «коллегам» из более развитого и прогрессивного столетия осталось лишь собирать по кусочкам самые незначительные и мелкие осколки...

"Осенний прибой (Черное море осенью)", Мешков Василий Васильевич, 1945г., из экспонатов выставки
"Осенний прибой (Черное море осенью)", Мешков Василий Васильевич, 1945г., из экспонатов выставки

Конечно, посетителя стараются убедить, что моринистика осталась, лишь поменяла облик, сместившись в северные моря, покрытые столь же живописными наростами белоснежных льдов, однако произведения современных и близких к современности художников почему-то все равно «не цепляют», а порой наоборот — откровенно раздражают: слишком уж сильно и свежо впечатление от произведений их предшественников...

И вот тут идея выставки, поначалу казавшаяся интересной, начинает играть против нее: смешение в одной экспозиции классического и относительно современного искусства портит впечатление от творчества последних — оно выглядит бледно, грубо и откровенно скучно...

"Ледокол "Ермак" проводит караван судов", Дроздов Иван Георгиевич, 1935 г., из экспонатов выставки
"Ледокол "Ермак" проводит караван судов", Дроздов Иван Георгиевич, 1935 г., из экспонатов выставки

В какой-то момент в голове даже возникает мысль, что выставка невольно иллюстрирует упадок и регресс в искусстве, убогость и ограниченность представлений, стремлений и «творческих достижений» современного человека....

"Гавр. Вход в порт во время прилива", Беггров Александр Карлович, 1876 г., из экспонатов выставки
"Гавр. Вход в порт во время прилива", Беггров Александр Карлович, 1876 г., из экспонатов выставки

Сравнивая произведения Ивана Айвазовского и его современников с пестрой и аляповатой мазней художников второй половины двадцатого века, задумываешься, а в том ли направлении мы движемся, и если наше современное общество достигло прогресса в утилитарном смысле, то стоило ли оно того? Не слишком ли большую цену мы за него заплатили, пожертвовав чем-то большим и куда более ценным?

Благо, что у человечества всегда есть возможность оглянуться и вернуться к истокам — истинной форме красоты, многоликой, безграничной, бесценной и непостижимой...

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Еще больше статей о художниках в отдельной подборке на канале:

Загадочный мир живописи | В поисках красоты | Дзен