«О море! Море...» - пожалуй, одна из самых интересных выставок Русского музея за последнее время. Во-первых, уж очень удачная тематика: многогранная морская стихия — прекрасный источник вдохновения, а соответственно, и всяческих сюжетов практически для любого художника. Во-вторых — занимательная идея: ретроспектива одной темы в творчестве отечественных художников с охватом в три столетия, начиная с восемнадцатого века и заканчивая второй половиной века двадцатого.
Море всегда завораживало человека своей силой и красотой, изменчивостью и непредсказуемостью: легкое очарование туманной дымки летнего утреннего бриза, пронизанного ласковым очарованием нежного шелеста теплых волн, также захватывает как и буйство стихии, соединяющей в себе бесшабашную вакханалию серо-бирюзовой воды, штормового ветра и всполохи молний.
Люди, судьбы, вещи, предметы, явления — столько всего в нашем мире и жизни связано с красотой и многоликостью морской стихии, что сама идея отражения всего этого в рамках одной выставки кажется поистине невыполнимой задачей. И все же, именно весь этот спектр сюжетов удалось воплотить в рамках всего лишь одной временной экспозиции.
Благодаря столь всеобъемлющему подходу, каждый посетитель мог найти здесь наиболее близкое для себя воплощение моря: кого-то привлекала солнечная и теплая магия южных морей, кого-то — персонажи и люди, которых особенно много в творчестве художников 20 века, кого-то — собственно, само море.
Для меня, конечно, самым ценным является последний сюжет: морская стихия во всем своем великолепии. В этом отношении особенно привлекает творчество маринистов 19 века: успокаивающая лиричность и захватывающая глубина пейзажей Алексея Боголюбова, Константина Крыжицкого, Александра Беггрова, Ефима Волкова и других.
Именно их пейзажи чаще всего приковывали взгляд и лучше всего запомнились.
Пена розово-голубых облаков и ровной глади воды, пронизанной росчерками такого же сочетания цветов — в первый момент даже не сразу замечаешь грань между двумя стихиями и просто погружаешься в некое теплое воспоминание-впечатление, словно становишься частью этой легкой дымки...
Или другая картина: серые хлопья неба, почти полностью скрывшие свет закатного солнца, золотой блеск последних лучей которого вместо этого отражается в сине-серебряной игре веселых волн... В сущности простой сюжет, но сколько в нем оттенков и впечатлений...
Тихий берег близ маленького французского городка Онфлер в Нормандии словно застыл в ожидании надвигающейся бури: с одной стороны еще свет, успокаивающая безграничность синего неба, белоснежная пена спокойных волн и радостные блики птичьих крыльев — буйство жизни, с другой — надвигающаяся тьма и серость, в которой скрыто нечто могущественное и пугающее, непостижимое, нечто истинное и настоящее, неподвластное силе человеческой мысли и ее изобретательности...
Возможно, столь пугающее очарование бушующей стихии всегда притягивало и будет притягивать человека именно по этой причине: оно просто недоступно для человеческого гения, его технических достижений и всей мощи его изобретений. Обращаясь к силе морской пучины, мы невольно снова и снова оказываемся в положении пассивного наблюдателя, почти ребенка, завороженного чем-то загадочным и непостижимым, бессильным перед первозданной мощью...
Особенно ярко это чувство ощущается рядом с картинами самого известного из плеяды вышеописанных маринистов — Ивана Айвазовского. Конечно, выставка картин, посвященных морской тематике, просто не могла обойтись без работ этого замечательного и, в некоторой степени, уникального художника. На экспозиции представлено два масштабных полотна «Волна» и «Девятый вал», ставших центральными экспонатами выставки.
И хотя каждое из них мне уже доводилось видеть — каждый раз, оказываясь в Русском музее, я невольно возвращаюсь именно к ним — от этого они не стали менее интересными даже в окружении такого большого количества совершенно разных картин и морских сюжетов.
Оба произведения как нельзя лучше иллюстрируют слабость человека перед морем, его незначительность в круговерти природных сил и стихий... В каждом пейзаже человек — лишь песчинка, обессиленное насекомое, ставшее игрушкой в чем-то куда большем и значительном, смертельно опасном и безмерно прекрасном...
Красота моря, воды, волн, самой стихии также луче всего проявляется в творчестве именно Ивана Айвазовского: каждый раз перед «Девятым валом» я замираю в попытках понять как можно так точно, так искусно передать динамику воды, отражение игры света и такую глубину сочетаний истинно природных цветов и оттенков?
В таких случаях обычно используют фразу «с фотографической точностью», но к работам Айвазовского, особенно к «Девятому валу», она неприменима, поскольку даже самая лучшая фотокамера никогда не сможет передать всю гамму красок, переливов, всю естественность природы морских волн столь точно и реалистично...
В этом отношении очень грустно наблюдать за развитием морской темы в творчестве более поздних художников: словно Иван Айвазовский и его современники отразили в своих произведениях все и сразу, всю многогранность моря, а их «коллегам» из более развитого и прогрессивного столетия осталось лишь собирать по кусочкам самые незначительные и мелкие осколки...
Конечно, посетителя стараются убедить, что моринистика осталась, лишь поменяла облик, сместившись в северные моря, покрытые столь же живописными наростами белоснежных льдов, однако произведения современных и близких к современности художников почему-то все равно «не цепляют», а порой наоборот — откровенно раздражают: слишком уж сильно и свежо впечатление от произведений их предшественников...
И вот тут идея выставки, поначалу казавшаяся интересной, начинает играть против нее: смешение в одной экспозиции классического и относительно современного искусства портит впечатление от творчества последних — оно выглядит бледно, грубо и откровенно скучно...
В какой-то момент в голове даже возникает мысль, что выставка невольно иллюстрирует упадок и регресс в искусстве, убогость и ограниченность представлений, стремлений и «творческих достижений» современного человека....
Сравнивая произведения Ивана Айвазовского и его современников с пестрой и аляповатой мазней художников второй половины двадцатого века, задумываешься, а в том ли направлении мы движемся, и если наше современное общество достигло прогресса в утилитарном смысле, то стоило ли оно того? Не слишком ли большую цену мы за него заплатили, пожертвовав чем-то большим и куда более ценным?
Благо, что у человечества всегда есть возможность оглянуться и вернуться к истокам — истинной форме красоты, многоликой, безграничной, бесценной и непостижимой...
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Еще больше статей о художниках в отдельной подборке на канале: