Введение
В 2010 году компания MINI совершила то, что многие фанаты марки сочли немыслимым. Она выпустила большой автомобиль. Не просто хэтчбек с парой дополнительных дверей, а настоящий пятидверный кроссовер под названием Countryman. Для бренда, чья репутация строилась на азартной езде на миниатюрных машинках, это было революцией. Модель ломала стереотипы, вызывала споры, но именно она открыла MINI двери в совершенно новый мир — мир семейных, практичных, но всё ещё озорных автомобилей. Страшно ли было инженерам растягивать культовый образ? без сомнений. Но результат показал, что иногда вырастать — не приличный предавать себя.
Философия большого MINI: как вырастить икону
а если классический MINI Cooper. Теперь мысленно обведите его по контуру и растяните во все стороны, как картинку на резиновом экране. почти одинаковы такую задачу поставили перед дизайнерами, когда руководство BMW, владелец марки, решило захватить рынок компактных кроссоверов. Получилось не карикатурно, а удивительно гармонично. Countryman (кодовое имя R60) сохранил все узнаваемые черты: круглые фары-гугли, шестиугольную решётку радиатора, мощные колёсные арки. Но его пропорции изменились навсегда. Он вырос в высоту, обзавёлся длинными дверями и короткими свесами. По бокам щеголевато красовались чёрные пластиковые накладки — намёк на внедорожный характер, пусть и только декоративный. Это был уже не городской плут, а более основательный, «походный» вариант.
Внутри творилась настоящая магия по адаптации знаменитого интерьера к реалиям жизни. Центральный спидометр, эта визитная карточка MINI, здесь превратился в элемент длинной алюминиевой «рельсы», которая тянулась через весь салон от передней панели до пространства между задними сиденьями. По ней можно было катать подстаканники и держатели для мелочей — идея спорная, но запоминающаяся. Впервые в истории марки на задний диван могли сесть три взрослых человека без необходимости принимать йогические позы. А багажник объёмом от 350 литров развеивал последние сомнения: это был серьёзный автомобиль для поездок на дачу, в путешествие с детьми и за крупными покупками. Журналист TopGear тогда отметил: «Countryman заставляет вас пересмотреть свои взгляды. MINI больше не обязан быть второй или третьей машиной в семье. Теперь он может быть и единственной».
Техническая основа также говорила о взрослении. Платформа была родственной первому BMW X1, что обеспечивало серьёзный запас прочности. Сердцем модели стал рядный 1.6-литровый бензиновый двигатель в разных состояниях души: от неторопливого 98-сильного атмосферника до турбированных версий Cooper (122 л.с.) и задиристого Cooper S (184 л.с.). Для тех, кто ценил динамику больше всего, готовили версию John Cooper Works с 218 «лошадками». Были и дизели — 1.6 и 2.0 литра. Полный привод ALL4, доступный опционально, был типичным «паркетником»: в обычных условиях тяга шла на передние колёса, а при пробуксовке электроника подключала заднюю ось. Никакого бездорожья, лишь для уверенности на скользкой дороге. Главный вопрос витал в воздухе: сможет ли эта подросшая машинка передать те самые, фирменные ощущения от вождения?
Жизнь за рулём: практичность с фирменным характером
Садитесь за руль, нажимаете кнопку старта — и мир MINI всё тот же. Тот же точный, почти телепатический руль, короткие ходы рычага КПП, жёстковатая, но собранная подвеска. Но ощущения иные. Countryman не швыряет в повороты с манерностью гоночного карта, а входит в них солидно и предсказуемо. Увеличенная колесная база сделала ход плавнее, машина меньше подпрыгивает на кочках. Она стала комфортнее для долгих поездок, но не растеряла свой фирменный задор. Эксперт CAR Magazine в своём обзоре подметил эту тонкую грань: «Да, он теряет в дерзости если сравнить с трёхдверным хэтчбеком. Но взамен обретает неожиданную для своих габаритов устойчивость и чёткость. Это MINI, который повзрослел, но не постарел».
Салон, при всей своей оригинальности, быстро показывал обратную сторону медали. Знаменитая «рельса» через пару лет активной эксплуатации начинала поскрипывать. Качество пластика на дверных картах и нижней части консоли оставляло желать лучшего, явно не дотягивая до стандартов «старшего брата» BMW. Кому-то раздражало обилие тумблеров и переключателей, до которых нужно было привыкнуть. Но практичность перевешивала. Задние сиденья не просто были — они были умными. Их можно было сдвигать вперед-назад, регулируя простор для ног или объём багажника. Как писали в Autocar, «это один из немногих компактных кроссоверов, где трое взрослых на заднем диване — не наказание, а вполне комфортная реальность даже для поездки за город».
А вот надёжность стала главным пунктом в списке претензий. Многие проблемы Countryman унаследовал от силовых агрегатов семейства Prince (разработка BMW-PSA). Владельцы турбомоторов 1.6 (особенно ранние серии N14) хорошо знакомы с повышенным аппетитом к маслу, капризной системой изменения фаз газораспределения и коварной цепью ГРМ, чьё посмертное дребезжание было печальным сигналом к дорогому ремонту. Дизели могли хандрить из-за сажевого фильтра (DPF) в условиях городской эксплуатации. Электрика в первых выпусках тоже порой отличалась своенравным характером. Поэтому сегодня покупка такого Countryman — это вызов для энтузиаста, готового либо вкладываться в поддержание машины, либо искать тщательно проверенный экземпляр 2014-2016 годов, где часть «детских болезней» уже была излечена.
Наследие и место на современном рынке: автомобиль-мост
Несмотря на все технические сложности, миссию свою первый Countryman выполнил блестяще. Он привёл в салоны MINI тех, кто раньше и не рассматривал этот бренд: молодые семьи, любители активного отдыха, люди, ценящие характер, но нуждающиеся в пространстве. Продажи в 540 тысяч штук за шесть лет — красноречивое доказательство правильности выбранного пути. Countryman стал мостом между озорным прошлым марки и её прагматичным, глобальным будущим. Именно после его успеха стало понятно, что MINI может быть разным, и появились следующие поколения, уже без компромиссов в качестве и технологиях.
Сегодня на вторичном рынке первый Countryman — это уникальное предложение. казалось бы, это самый доступный способ получить полноприводный MINI с универсальными возможностями. С другой — это машина для избранных. Покупать её стоит с холодной головой, непременно с проверкой у хорошего специалиста, и лучше рассматривать поздние, доработанные выпуски. Наиболее беспроблемными (рядом с, конечно) считаются версии с дизелем 2.0 или бензиновым турбомотором N18 (после 2011 года), а также простые переднеприводные комплектации Cooper на механике.
в итоге, MINI Countryman первого поколения остаётся в истории как смелый и во многом успешный эксперимент. Он не идеален. Он требует любви, внимания и иногда не самых скромных вложений. Но он обладает тем самым неуловимым магнетизмом, который заставляет прощать ему мелкие грехи. Он доказал, что можно вырасти, стать серьёзнее и практичнее, но внутри остаться тем самым озорным британцем с искоркой в глазах. Как точно заметил автомобильный портал «Колеса.ру», «Первый Countryman научил нас, что MINI — это не про сантиметры. Это про эмоции. И даже подросший, он эти эмоции дарит». Это автомобиль-мост между эпохами, и в этом его главная ценность для настоящих ценителей марки.
Автоломбард: lombardnv.ru
Хотите узнать, как сэкономить на ремонте авто и всегда быть в курсе последних новостей автомира? Тогда подписывайтесь на Telegram-канал! Вас ждут полезные советы и интересные открытия!