- СТАТЬЯ 2. ТОПОГРАФИЯ ЗАБВЕНИЯ: Куда и зачем вывозят «особых» детей на окраины городов
- ВНИМАНИЕ: Продолжаем тяжёлое, но необходимое расследование. Обсуждение — его движущая сила. Чтобы высказаться, задать вопрос или поделиться историей вам необходимо быть подписанным на канал «Школьные истории» в Дзен. Нажмите «Подписаться» — дайте нам и друг другу услышать ваш голос.
- 💥Часть 1. Архитектура изоляции: выше забор — меньше вопросов
СТАТЬЯ 2. ТОПОГРАФИЯ ЗАБВЕНИЯ: Куда и зачем вывозят «особых» детей на окраины городов
Автор: Геннадий Русич, для канала «Школьные истории»
ВНИМАНИЕ: Продолжаем тяжёлое, но необходимое расследование. Обсуждение — его движущая сила. Чтобы высказаться, задать вопрос или поделиться историей вам необходимо быть подписанным на канал «Школьные истории» в Дзен. Нажмите «Подписаться» — дайте нам и друг другу услышать ваш голос.
В первой статье мы разобрали, как ребёнка готовят к переходу в спецсистему. Сегодня, во второй части цикла «ЗАКРЫТАЯ СИСТЕМА», мы ответим на вопросы: КУДА? и ЗАЧЕМ?
Куда исчезают эти дети из привычного мира дворов, обычных школ и своих, пусть и проблемных, семей? Ответ лежит не только в документах, но и в географии. Это — топография забвения. Карта, где адреса говорят громче любых слов.
💥Часть 1. Архитектура изоляции: выше забор — меньше вопросов
Забудьте о современных школьных зданиях с яркими фасадами и стадионами. Архитектура спецучреждений — это воплощённая в бетоне и кирпиче философия изоляции.
Перед вами типичный портрет, составленный из десятков реальных объектов по всей стране:
· Расположение: Почти никогда — в центре города. Почти всегда — на окраине, в промзоне, за железной дорогой, в спальном районе на отшибе. Дорога туда занимает время. Она утомительна. Она демонстрирует: «Ты едешь не в гости».
· Периметр: Высокий, глухой забор. Часто — с колючей проволокой поверху (официально — «для предотвращения несанкционированного прохода»). Камеры по углам. КПП или просто будка охранника.
· Архитектура: Здания эпохи позднего СССР или ранних 90-х. Функциональность, переходящая в уныние. Маленькие, часто зарешеченные окна. Потускневшая краска. Обшарпанные стены.
Почему именно так? Это не бедность. Это — сигнал. Сигнал ребёнку: «Ты — внутри системы, отгорожен от мира». Сигнал обществу: «Здесь находится то, о чём вам не нужно думать. Мы сами разберёмся». Это визуальное оправдание: раз место выглядит как полутюрьма, то и содержание там должно быть соответствующим.
💥Часть 2. «Региональные центры спецобразования»: куда свозят детей со всей области
Это один из самых циничных фактов. Часто в регионе существует одно-два крупных учреждения закрытого или коррекционного типа. И туда, как по конвейеру, свозят детей из всех районов и малых городов.
Перед вами Алексей (имя изменено), выпускник такой школы-интерната в одном из областных центров Поволжья.
«Меня привезли из райцентра за 300 километров. Первое, что я спросил: «А когда домой?». Мне ответили: «На выходные, если поведение будет». Поведение было, но автобус за нами приезжал раз в месяц, да и не у всех были родители, готовые забирать. Мы были отрезаны. Весь наш мир умещался между этим забором, школой и спальным корпусом. Город был там, за забором. До 16 лет я не знал, как выглядит центр того города, в котором жил четыре года. Мы были призраками на его окраине.»
Это — планируемая оторванность. Ребёнка не просто изолируют психологически. Его физически отрывают от родной среды, друзей (пусть и сомнительных), улицы, которая его воспитала. В новой, чужой локации он становится абсолютно зависим от системы. У него нет «тыла». Это ломает волю на корню.
💥Часть 3. Контраст: два мира через дорогу
Чтобы понять глубину пропасти, достаточно посмотреть на контраст. Часто через дорогу от мрачного здания спецшколы-интерната стоит новый жилой комплекс с детскими площадками. Или обычная общеобразовательная школа с отремонтированным фасадом.
Упражнение для читателя (и для Русича): Откройте карты Яндекса или Google. Найдите в своём или соседнем крупном городе «специальную коррекционную школу» или «центр помощи детям». Включите панорамы. Пройдитесь виртуально по улице. Что вы видите вокруг? Авторемонтные мастерские? Заброшенные заводы? Свалку? Новостройки, жители которых предпочли бы не знать, что через забор?
Этот контраст — не случайность. Это социальный ландшафт. Мир «нормальных» и мир «отложенных в сторону» разделяет не только забор, но и целая экосистема безразличия.
💥Часть 4. «Побег» к нормальности: история одной девочки
Девочек, как мы помним, тоже вывозят. И для них эта оторванность — особая пытка.
Маша (имя изменено) попала в специнтернат в 14 лет из-за побегов из дома (сбегала от отчима-тирана). Её интернат находился в полузаброшенном посёлке городского типа.
«Самым страшным был не забор. Было ощущение, что тебя стерли. Что твоя прежняя жизнь — это сон. Чтобы не сойти с ума, я придумала ритуал. По субботам, если не было наряда, я одевала свою самую нормальную, «городскую» одежду и шла на единственную остановку автобуса, который раз в два часа ходил в город. Я не ехала. У меня не было денег. Я просто садилась на лавочку и смотрела на людей. На мам с колясками, на парочки, на бабушек с сумками на колёсиках. Я впитывала эту нормальность как губка. Это был мой «побег». Потом я возвращалась за забор. И носила эту нормальность в себе, как тайный запас воздуха, до следующей субботы.»
Её история — ключ к пониманию зачем. Зачем нужна эта география? Чтобы обеднить среду до минимального, контролируемого набора стимулов. Лишить опыта нормальной жизни. Сделать стены интерната единственной реальностью. Тот, кто контролирует пространство, контролирует и сознание.
⚡Вывод Русича
Итак, «КУДА?» — На окраину. В изоляцию. В специально созданную среду обеднения и контроля.
«ЗАЧЕМ?» — Чтобы демонтировать личность, оторвав её от всех привычных социальных якорей. Чтобы сделать ребёнка управляемым. Чтобы снизить «шум» от неудобной проблемы для общества. Чтобы, в циничном итоге, сэкономить: земля на окраинах дешевле, соседей-жалобщиков меньше, побеги заметнее.
Следующая остановка нашего расследования — внутреннее устройство этой вселенной. Правила, иерархии, законы коридоров и спален. Что происходит, когда двери закрываются, и дети остаются один на один с системой?
❗ ВАЖНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ РУСИЧА
Расследование набирает обороты. Спасибо тем, кто уже с нами. Ваши комментарии под первой статьей — лучшее доказательство, что тема болит.
1. ДИСКУССИЯ = ПРОДОЛЖЕНИЕ. Без ваших мнений, дополнений и вопросов цикл теряет смысл. Мы не вещаем, мы — разговариваем. И для этого разговора снова нужна ваша подписка. Если вы ещё не с нами — присоединяйтесь («Подписаться»). Если вы с нами — поделитесь мыслями ниже. Ваш опыт или наблюдения бесценны.
2. TELEGRAM: КУХНЯ РАССЛЕДОВАНИЯ. В Дзен — итог. В Telegram — процесс. В моём канале «Школьные истории»:
· Уже идёт обсуждение реальных адресов и фото таких учреждений (анонимно).
· Я выкладываю промежуточные выводы и сырые данные.
· Мы проводим опрос: о чём подробнее в следующих частях? Учителя? Конкретные истории выпускников?
· Задать прямой вопрос мне или другим подписчикам можно только там.
➡️ Стать частью внутреннего круга: https://t.me/school_stories_rusich (вставьте вашу ссылку).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ ПОД ЭТОЙ СТАТЬЁЙ:
1. Проверяли ли вы по картам, где в вашем регионе находятся такие учреждения? Что вокруг них? Поделитесь наблюдениями (без точных адресов!).
2. Как вы думаете, осознают ли жители соседних домов, что рядом с ними находится спецшкола/интернат? Имеет ли это для них значение?
3. Может ли такая жёсткая географическая изоляция быть оправдана с педагогической или воспитательной точки зрения? Или это лишь карательная мера?
4. Что страшнее для ребёнка: физические ограничения (забор, решётки) или эта оторванность от привычного мира, как в истории Маши?
Жду ваши ответы. Помните: чтобы их оставить, нужно быть подписанным.
Следующий материал выйдет через неделю. Тема: «ЗАКОНЫ КОРИДОРОВ. Негласные правила выживания внутри закрытой системы».