«Штирлиц был на грани провала»
голос за кадром, Семнадцать мгновений весны
«Я был на грани провала»
Яогами Лайт, Тетрадь смерти
Собственно, услышав эти слова из уст главного героя аниме Тетрадь смерти, я и задумался о том, как поразительно похожи эти два произведения, несмотря на очевидную разницу в стилистике, посыле, тематике и вообще всем. И чем дальше я смотрел аниме, тем больше сходств находил. Но я решил на этом не останавливаться, а использовать данный пример для того, чтобы разобраться с оригинальным жанром обоих произведений – шпионский триллер. И на примере таких разных фильмов это будет сделать удобнее всего. Для начала, напомним, что вообще это за произведения.
Про что
На первый взгляд, японское аниме и советский сериал кажутся абсолютно разными фильмами. «Тетрадь смерти» — мрачное аниме о студенте Яогами Лайте, получившем особый артефакт, с помощью которого он начинает вершить правосудие. Оно наполнено отсылками к японской культуре, постоянно показывает переплетение реального и мистического миров.
Тем временем «Семнадцать мгновений весны» — медленный, почти документальный сериал о разведчике Максиме Исаеве, он же штандартенфурер СС Макс фон Штирлиц. В этом фильме повествование переплетается не с чем-то потусторонним, а с реальными кадрами хроники (вот, кстати, почему раскрашивать фильм было плохой идей, но про это в другой раз).
Но если приглядеться, оба произведения работают в рамках одного жанра — шпионского триллера.
Что такое шпионский триллер?
Триллер сам по себе это жанр литературы и кино, главная задача которого держать зрителя или читателя в постоянном напряжении. Его суть не столько «что случилось», сколько «что будет дальше».
· Ключевые элементы:
- напряжённая атмосфера,
- постоянная угроза,
- ощущение, что герою грозит опасность каждую минуту,
- неожиданные повороты и «крючки» в сюжете.
Примеры просто триллеров: «Молчание ягнят», «Семь», «Побег из Шоушенка» (с элементами драмы).
Политический или шпионский триллер — это не про взрывы и перестрелки. Его суть — в интриге, скрытой борьбе и решениях, которые меняют судьбы стран и народов.
В основе всегда:
- противостояние сильных фигур,
- игра спецслужб, разведок и тайных группировок,
- ощущение постоянной угрозы разоблачения,
- масштаб, от которого зависит судьба всего мира,
- двойная жизнь героев,
- моральные выборы, от которых зависит слишком многое.
На Западе это «Карточный домик» или «День шакала». В России — «Щит и меч» или легендарные «Семнадцать мгновений весны».
А в японской анимации неожиданным воплощением жанра стала «Тетрадь смерти».
Теперь я хочу рассмотреть «Тетрадь смерти» и «Семнадцать мгновений весны» по этим конкретным параметрам.
Противостояние сильных фигур
«Тетрадь смерти»
Лайт Ягами (Кира) — студент с амбициями, который получает власть убивать одним росчерком пера. Он хочет построить «новый мир» без преступников.
Л— гениальный эксцентричный детектив. Умеет просчитывать свои действия на несколько ходов вперед и делать правильные и полные выводы из самых незначительных деталей
Помимо этого Лайту приходится противостоять и другим героям, и даже своим «союзникам» (например, как он манипулировал Рэм и Мисой).
«Семнадцать мгновений весны»
Штирлиц (Максим Максимович Исаев) — опытный советский разведчик, работающий в самой верхушке нацистской Германии. Его цель — не допустить сепаратного мира и сохранить союзников СССР.
Он противостоит не просто одному сильному противнику, а сразу нескольким. Обаятельный и хитрый Шелленберг, проницательный Мюллер, скрытный Борман. Всех, так или иначе, использует в своих целях Штирлиц.
Игра спецслужб и тайных организаций
«Тетрадь смерти»
«Тетрадь смерти» строится на интеллектуальной дуэли Лайта и детектива Л. Л, по сути, возглавляет собой все спецслужбы мира, при этом постоянно отбивая атаки членов правительства, сомневающихся в его действиях (что тоже использует в своих интересах Лайт). Далее противостояние Лайта и Л доходит до такой степени, что даже заговор влиятельных японских бизнесменов – лишь очередной ход в этой шахматной партии.
«Семнадцать мгновений весны»
Штирлиц работает на спецслужбы Третьего рейха напрямую – он заместитель главы внешней разведки Шелленберга. Выполняя свои задачи – сбор информации и диверсии против нацистов – Штирлиц также манипулирует вечными играми против друг друга между СС, СД и другими ведомствами.
«— Определённо я вас где-то видел.
— Когда вы вручали мне Железный крест, вы сказали, что у меня лицо профессора математики, а не шпиона.
— М-да… Ну, теперь у вас лицо шпиона, а не профессора»
Штирлиц и Борман
Ощущение постоянно угрозы разоблачения
«Тетрадь смерти»
Яогами постоянно на грани разоблачения. Л не просто подозревает, Л уверен, что Лайт и есть Кира. И его задача не выяснить личность убийцы, а спровоцировать Лайта на то, чтобы тот как-то раскрыл себя. На этой постоянной угрозе и ловких уходов Лайта от неминуемого раскрытия и основывается такая напряженность сериала. Кстати, у меня есть подозрения, что идея прямого раскрытия своих планов детективом перед Кирой было заимствованно авторами из «Преступления и наказания», но то уже совсем другая история.
«Он всё предусмотрел... может, всё же убить его сегодня?»
Лайт
«Семнадцать мгновений весны»
В свою очередь Штирлиц находится под этой угрозой хоть и постоянно, но не так явно. Никто не считает его советским разведчиком напрямую, но любая ошибка, любая самая нелепая случайность – и Штирлиц погиб. И скорее всего, очень страшной и неприятно смертью. Такое почти и происходит – по злой воле судьбы радистка Кэт попадает в лапы гестапо, а вместе с ней и чемодан с отпечатками Штирлица. Только находчивость и немного удачи (и собственные интриги Мюллера) помогли разведчику выйти из этой ситуации.
«Если вас действительно интересует эта катавасия с чемоданом, то я вспомнил. Это стоило мне еще нескольких седых волос, но правда всегда торжествует - это мое убеждение»
Штирлиц
Масштаб, от которого зависит мир
«Тетрадь смерти»
Лайт буквально устраивает новый мировой порядок. Сперва, наказывая только преступников, он хочет лишь наказать виновных. Но очень быстро приходит к идеи, что с помощью его способностей он может совершенно избавить мир от зла и несправедливости. Но моральную сторону его действий мы рассмотрим ниже.
«Семнадцать мгновений весны»
Напомним, что Штирлиц действует в самом конце Второй мировой (Великой Отечественной) войны. Германия, находясь у края, хочет устроить сепаратные переговоры с западными державами, чтобы освободить часть армии и направить ее против Советского союза. Таким образом, именно от Штирлица в данный момент зависит исход войны, а значит, и переустройство послевоенного мира.
Конечно, это художественный вымысел, но известно, что подобные переговоры действительно проходили и действительно были сорваны советской разведкой. И если бы не реальные люди – настоящие Штирлицы – то кто знает, как сейчас выглядела бы карта мира.
«В любом мире правила устанавливают Боги»
Яогами Лайт
Двойная жизнь
«Тетрадь смерти»
Жизнь Лайта четко делится на два состояние: Яогами Лайт и Кира. Яогами живет жизнь пусть и не совсем обычного, но сперва школьника, затем сотрудника полиции. Он понимает, что это жизнь напоказ, что за ним следят (он даже специально смотрит эротические журналы, чтобы поддерживать легенду). У него даже бывают девушки. Но это лишь внешнее проявление, которое нужно ему, чтобы и дальше функционировать как Кира. Кира же жестокий и безжалостный убийца. Он одержим лишь идеей установления нового миропорядка. Даже девушки Лайта ему неинтересны в любовном плане – они лишь очередной инструмент в его игре.
«Девушки ценят вовсе не ловкие руки, а красивую внешность»
Лайт
«Семнадцать мгновений весны»
Такая же двойная жизнь есть и у Штирлица. Днем он ярый национал-социалист на службе у Гитлера, ночью – советский разведчик Максим Исаев. Он играет в теннис, шутит с Шелленбергом, допрашивает врагов рейха и отправляет их в концлагеря или психбольницы. Но переданными им данными он спасает множество жизней.
Интересен еще один момент тайной жизни Штирлица. Это его тоска по родине. Глубоко ночью, когда он абсолютно один, только тогда он может себе позволить одну вещь – запечь картошку в камине, как делал это когда-то на родине, и выпить рюмку водки в честь 23 февраля, дня Красной армии.
«Пьяный Штирлиц склонился над картой. Его очень сильно рвало на родину»
Анекдот
Моральные диллемы
«Тетрадь смерти»
В аниме ставится интересный вопрос и с интересной позиции – кто решает, кому жить и кому умереть, и можем ли убивать во имя великой цели? Другими словами, прав ли Лайт, и правильны ли его средства и инструменты? Лично я считаю, что нет, но это уже каждый сам решает.
«Я — воплощение справедливости. Я — защитник всех слабых. Я убивал, но только ради добра. <...> Только я, сделаю этот мир лучше! И кто, кроме меня, Кто бы ещё это смог?! Кто еще в силах?! Кто бы из вас решился?! Только я. Я принёс людям добро! Создал Новый Мир!»
«Семнадцать мгновений весны»
В советском же сериале моральных диллем, как таковых, нет. Зрителю, как любому нормальному человеку, сразу понятно, кто в данной ситуации на правильной стороне, а кто – на стороне зла. Лишь один вопрос ставится в конце – что важнее, личное или общественное. Штирлиц, скучая по жене и сыну, имеет возможность вернуться домой, причем будучи награжденным. Он имеет полное моральное право вернуться. Но долг для него выше всего.
«Сегодня, 24 марта 1945 года, Штирлиц возвращается в Берлин. Через 45 дней кончится Великая Отечественная война. Война, спасшая мир от гитлеризма. Война, которая отняла у советского народа 20 миллионов жизней. Это будет 9 мая 1945 года.
Но ничего этого ни Штирлиц, да и никто другой на Земле сейчас не знает. Сегодня, 24 марта, мир ещё не завоёван. И поэтому полковник Максим Максимович Исаев едет в Берлин. Он едет работать»
Мы сравнили эти два произведения по основным пунктам и увидели, что они очень сильно совпадают, хоть и на первый взгляд это совершенно далекие друг от друга фильмы. Дальше я хочу рассмотреть то, как в политическом триллере развивается непосредственно само повествование.
ИНТРИГА И ДРАМАТУРГИЯ
Как говорилось ранее, смысл политического триллера – не погони и перестрелки. Они могут присутствовать, но основа драматургии заключается в лихо расставленных ловушках. «Тетрадь смерти» строится на интеллектуальной дуэли Лайта и детектива Л. Каждое действие — шахматный ход. Л начинает партию, объявив Кире, что знает район его проживания.
«Семнадцать мгновений» показывает игру Штирлица против гестапо и СД, где малейшая ошибка — смерть.
В отличие от детективов, по крайней мере классических, нам не нужно знать, кто преступник (Штирлиц с точки зрения его окружения это преступник). Мы и так знаем, что главный герой это не тот, за кого себя выдает. Поэтому повествование ведет нас не к убийце, а к тому, как он уходит от разоблачения. В данном случае зритель постоянно ждет необычного и яркого решения от протагониста.
Когда Лайт оказался на пороге раскрытия со стороны ФБР, зритель ожидает, что он согласится на предложения Рюга. Что он купит волшебные глаза за годы своей жизни. Но он неожиданного находит не только другой, но и еще более хитрый ход. Правда, именно он и наводит Л на мысль против Лайта, но это лишь продвигает сюжет и заставляет зрителя смотреть дальше.
В «Семнадцати мгновениях» есть схожие эпизоды. Когда Мюллер находит отпечатки Штирлица, он ожидает, что тот уже скрылся, и начинает охоту за ним. Но внезапно ему докладывают, что Штирлиц идет по коридору…
« — Штирлиц идёт по коридору.
— Что?
— Штирлиц идёт по коридору.
— По какому коридору?
— По нашему коридору.
— А куда он идёт?
— Не знаю.
Голос за кадром: Штирлиц шёл к Мюллеру…»
Сюжет шпионского триллера закручивает петлю вокруг шеи главного героя. И зрителю интересно, как же он выберется из этой ситуации. Особенностью именно этого поджанра является упор создания напряжения и интереса не с помощью спецэффектов, а с помощью сюжетно расставленных ловушек. Ни в советском сериале, ни в японском аниме (за исключением второй части) практически нет сцен перестрелок, погонь или драк. Все построено лишь на том, как герой снова обведет всех вокруг пальца.
Поэтому далее я хотел бы рассмотреть сходство и различия именно героев данных фильмов.
ГЕРОИ
Политический триллер держится не только на интриге, но и на том, кто по ней ходит. Лайт и Штирлиц — два главных проводника зрителя в мир тайных игр. И оба живут не одной, а сразу двумя жизнями. Но это было описано выше. Я бы хотел рассмотреть сперва их сходства.
Интеллект и манипуляции
Первое, что сразу становится очевидным. И Лайт и Штирлиц обладают незаурядными интеллектуальными способностями. Причем он проявляется не только в способности строить комбинации или предвидеть враги противника. Оба могут использовать и эмоциональный интеллект, то есть использовать чувства, манеры и привычки против своей оппонентов.
Лайт, манипулируя страхом и паранойей, заставляет жену убитого им фбровца назвать свое настоящее имя. Это была его проба пера. Позже, он умудряется сыграть на чувства не просто человека, а бога смерти, и заставить пожертвовать собой ради спасения Мисы, а значит, и его самого.
«Если есть сладкое и при этом шевелить мозгами, то не растолстеешь»
Л
Штирлиц же использует привычки своего начальника Шелленберга против него же, когда заставляет его самого поверить в то, что тот сам решил действовать против физика Рунге.
«Он отметил любопытную деталь: интересные предложения сотрудников Шелленберг поначалу как бы не замечал, переводя разговор на другую тему. И только по прошествии времени, добавив к этому предложению свое понимание задачи, видимо, он перед этим ориентировался наверху, выдвигал эту же идею как свою, им предложенную, выстраданную и замысленную им операцию»
С другой стороны, странно было бы в подобном жанре наблюдать за героем, который бы не блистал своими умственными способностями. В этом и должно заключаться его превосходство над остальными.
Личное и профессиональное
Об этом было сказано немного выше, но здесь я рассмотрю это подробнее.
Оба героя отказываются от реализации собственных личных и эмоциональных потребностей в угоду делу, в которое свято верят. Так, Штирлиц полностью отказывается от жены и сына, а также от возможности прожить достойную старость в их окружении. Он понимает, как много от него зависит.
Лайт, с другой стороны, в немного более выгодной позиции. Он встречается с Мисой, затем женится на телеведущей (забыл ее имя). У него есть личная жизнь. Но потом оказывается, что они – лишь очередной инструмент для достижения своей цели. Он использует Мису и ее бога смерти, чтобы уничтожить Л. А через свою жену находит себе очередного помощника. Таким образом, хоть у него формально есть спутница жизни, эмоционально он от нее еще дальше, чем Штирлиц от своей супруги.
«Девушки ценят вовсе не ловкие руки, а красивую внешность»
Лайт
Но на этом, если не считать их двойной жизни, что было уже описано выше, их сходства заканчиваются. Теперь стоит обратить внимания на их различия. И самое главное различие, на мой взгляд, это нравственное.
Моральные ориентиры
Странно было бы ожидать в популярном советском кино человека не рыцарски чистых моральных ориентиров. Да, конечно, можно предположить, что Штирлиц не занял бы свою достаточно высокую должность в СС, не совершая того, что тогда совершали все нацисты (хотя судя по книгам, он все же как-то умудрился сделать это с минимальными уступками со своей совестью). И тем не менее, Штирлиц ценит каждую человеческую жизнь, он искренне учтив с каждым, и сделает все, что потребует от него долг.
«Из всех людей на планете я больше всех люблю стариков и детей»
Штирлиц
Лайт же представляет собой более запутанную фигуру. Сначала он убивает только преступников. Но когда полиция уже рядом, он, недолго раздумывая, убивает и полицейских. Его цель настолько велика и возвышена, что она оправдывает все средства. Кто бы ни стоял на пути – преступники, полиция, друзья и даже родные – всех можно убрать, если в том будет необходимость. И в конце концов, он добивается ее – войны окончены, преступность побеждена, несправедливости больше нет. Новый миропорядок наступил. Но вместе с тем Лайт полностью выжег себя, избавился от всего человеческого, оставив только внешнюю оболочку.
«Оглянитесь вокруг, и все, что вы увидите, - это люди, без которых миру было бы лучше»
Лайт
Но это было лирическое отступление, оно не имеет прямого отношения к жанру шпионского триллера. Просто хотел поразмышлять, какие разные ценности присутствуют в этих двух, как оказалось, схожих героях в схожих ситуациях. Далее я бы хотел сравнить еще пару интересных особенностей этих двух фильмов и перейти к заключению.
Атмосфера
«Тетрадь смерти»: мрачная, мистическая, с элементами ужаса.
«Семнадцать мгновений весны»: документальная, строгая, с хроникой и голосом Юрия Левитана.
«Тетрадь» базируется на японской мифологии, поэтому мистические и жуткие элементы смотрятся там абсолютно естественно. «Семнадцать мгновений» же погружают зрителя в документальную историю, заставляя поверить в правдивость происходящего. Кадры из хроники являются как бы продолжением художественного повествования.
Культурное наследие
«Тетрадь смерти» стала мировой классикой аниме, породила мемы и фанфики.
«Семнадцать мгновений» превратилась в культурный феномен СССР, а Штирлиц стал героем анекдотов.
«Тетрадь смерти», пожалуй, самое известное аниме во всем мире. Мое знакомство с этим жанром как раз и началось с него. Тысячи мемов и тиктоков про Лайта и Л, а также экранизации от нетфликса. Все говорит об огромном культурном влиянии. И, на мой взгляд, вполне заслуженном.
Ну а про «Семнадцать мгновений весны» и говорить не стоит. Да, этот сериал не стал международным событием, но в свое время улицы пустели, когда выходила очередная серия, а в настоящее в России и СНГ пространстве все знают анекдоты про Штирлица, даже если не видели сам сериал. А образ Штирлица стал отображением настоящего и правильного мужчины в представлении большинства жителей нашей страны.
ИТОГ
«Тетрадь смерти» и «Семнадцать мгновений весны» — произведения из разных стран, эпох и культурных традиций, но показывают, каким популярным может быть жанр шпионского триллера. В их основе не стрельба и не погони, а дуэль интеллектов, скрытая борьба за влияние, которая создает такое напряжение, что зритель не может оторваться от экранов. Не может оставить своих любимых героев в гуще событий.
Лайт и Штирлиц — герои, живущие в двух мирах сразу, но идущие по противоположным моральным траекториям: один постепенно растворяется во власти, другой держится за человечность даже внутри преступного режима. Именно на контрасте этих двух фигур становится ясно, что политический триллер — это не просто жанр, а способ говорить о власти, совести и ответственности.
Спасибо за внимание! Если хотите что-то прокомментировать, добавить или поспорить – с удовольствием обсужу это с вами.
Похожие фильмы
Если вам нравятся «Тетрадь смерти» и «Семнадцать мгновений весны», я могу посоветовать некоторые другие фильмы в схожем жанре.
«Щит и меч» (1968)
Главная советская шпионская тетралогия о разведчике в нацистской Германии.
Стилистически максимально близко к «Мгновениям».
«ТАСС уполномочен заявить…» (1984)
Юлиан Семёнов + советская разведка + многоходовые комбинации — канонический сериал жанра.
«Мост шпионов» (2015)
История холодной войны, переговоров и морального давления.
«Американцы» (сериал) (2013–2018)
История о советских шпионах в США — тихая, глубокая, морально сложная. Немного с "клюквой", но терпимо.