Ульяновская, Новгородская, Брянская и еще несколько областей, и везде есть село с названием Горицы. И не просто Горицы, а - ГорИцы, с ударением на второй слог. Это я узнал только когда приехал сюда - в Горицы Ивановской области, Шуйского района. Сначала посетил село Введеньё, побывав в Шартомском монастыре, потом двинулся в Горицы, которое рядом с Дунилово, где на два села восемь храмов. Последней точкой моего путешествия в этой местности обозначил себе Успенский монастырь в Дунилово. Но не сложилось - не пустили. Видимо, монастырь закрытого типа, но хоть написали бы на официальном сайте об этом. Вот такой вид открывается на храмовый комплекс села Горицы при въезде из Введеньё.
А вот такой вид уже со стороны Дунилово, за речкой Теза.
Горицы впервые упоминаются в исторических источниках в 1553 году, именно здесь находился дворец Василия и Дмитрия Горбатых, из династии суздальских князей. Согласно легенде, дворец стоял на возвышенности над берегом реки. После исчезновения княжеской линии Горбатых, в конце XVI века, земли Гориц были переданы во владение Николо-Шартомскому монастырю. Однако уже в 1613 году, село оказалось во владении боярина Василия Коробьина. Именно он вместе со своим братом возвели здесь новую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы в 1624 году взамен старой церкви постройки 1535 года. А доживший до наших дней каменный храм Рождества Богородицы построен в 1762 г по заказу разбогатевших крестьян Холщевниковых и Цыгановых. Об этом свидетельствует надпись об освящении храма. Архитектурно храм представляет собой бесстолпное кирпичное здание с трапезной и колокольней, продолжающее традиции владимиро-суздальского зодчества XVII века. Интересно, что еще более ста лет после постройки, один из колоколов колокольни в народе звался - "колокол Цыганова". Основной объем храма увенчан пятиглавием, а фасады украшены изразцовым декором. В храме имелась древняя икона, по преданию, писанная братьями Коробьиными с подлинника иконы Рождества Богородицы Переяславского Горицкого монастыря. Видно, что церковь несет на себе следы реставрации и говорят, будто бы деньги на ее восстановление выделяла Лидия Федосеева-Шукшина, но информации об этом я не нашел.
Очень понравилось богатое изразцовое убранство, как с отреставрированной стороны, так и с другой, ожидающей реставрации. Разрешение на проведение реставрационных работ выдал комитет по охране объектов культурного наследия Ивановской области.
Территория комплекса, обращенная восточной стороной к реке Тезе, окружена кирпичной оградой, возведенной в первой половине XIX века. Ограда украшена башенками на углах, что придает ансамблю завершенный вид. Вот эти ворота, как бы приглашая войти, ведут к Вознесенской церкви 1800 года постройки.
Вознесенская церковь - невысокое сооружение с оригинальной композицией фасадного декора, в скромных формах которого угадываются черты провинциального классицизма, построена на средства прихожан. В церкви два престола: в честь Вознесения Господня и в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Внутри церкви видны явные следы когда то проводившейся реставрации. Каких либо фресок я не обнаружил, какие то следы красок и всё.
Выйдя из церкви, уже с другой стороны, я обнаружил еще одни ворота и кем то установленные скамеечки, вернее - лавочки.
Колокольня комплекса обладает характерными чертами высокого шатрового храма с богато декорированным фасадом и фигурными деталями. Ярусы (этажи) разделяются горизонтальными поясами, Арки украшены орнаментированными полукруглыми арочными сводами, верха которых имеют форму перевёрнутого треугольника. Верхняя часть стен украшена небольшими прямоугольниками, напоминающими кокошники. Кокошники находятся на гранях шатровой крыши, имеющей четыре уровня отверстий для проветривания и акустики.
Оказавшись внутри Рождественской церкви, в пустом помещении, поражаешься его огромными размерам.
Здесь также видны следы когда то проводившейся реставрации. Удивляет полное отсутствие зеленой плесени где бы то ни было...
...а полустёртая и осыпавшаяся штукатурка с остатками фресок даёт представление о красоте и роскоши внутреннего убранства.
Перед окнами, вверху, можно увидеть изображения великих князей в древних костюмах с коронами.
Горицы стали родиной яркой личности - архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима (1665-1738), бывшего раскольника, затем - непримиримого идеолога борьбы с расколом. За активные действия против раскольников, снискал на этом поприще любовь и расположение Петра I. Библиотека Питирима насчитывала более 120 книг. Помимо богословских трудов и сочинений церковных авторов, в неё входили книги по математике, географии, истории, философии, в том числе на иностранных языках. И это в XVII веке.
Мне нравятся места, где сохранилась история в оригинале. Где можно увидеть, потрогать и почувствовать. Прихожу в заброшенный храм. Кирпичи, граффити, остатки росписей. Здесь я куда ярче представляю каким он был триста лет назад, чем тогда, когда приду сюда уже в восстановленный. Да, очень хорошо когда этот заброшенный храм восстановят и люди опять в него пойдут...если есть кому в него ходить. Поражает как быстро природа забирает своё. А мне только остаётся печалиться, что не попал в Успенский Дуниловский монастырь. Может вам повезет - приезжайте в Горицы.
ЗАБРОШЕННЫЕ ХРАМЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ