Бывают события, после которых мир уже не будет прежним. А бывают фильмы, которые рассказывают про эти события, после которых митр уже не будет прежним. «5 сентября» - кино про захват в заложники израильской сборной на олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Но с необычной стороны, а с точки зрения журналистов, которые неожиданно для себя вынуждены были транслировать захват в прямом эфире на весь мир. Чем эта картина выигрывает у Спилберговского «Мюнхена», какие есть аналогии с недавним прошлым и причем тут лидер российского проката «Движение вверх»…
ПРЯМОЙ ЭФИР МИРОВОГО МАСШТАБА
Такое у меня впервые. Я посмотрел два подряд фильма, основанных на реальных событиях, и второй продолжил повествование истории, на котором закончился первый. Я говорю о «5 сентября» и «Мюнхен».
Первый номинировался на «Золотой глобус» и «Оскар» в этом году. Драма швейцарского режиссера Тима Фельбаума «5 сентября» — о журналистах телеканала ABC Sports, которые в прямом эфире освещают теракт на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Террористы группировки «Черный сентябрь» берут в заложники членов израильской сборной в Олимпийской деревне, требуя освободить палестинских заключенных из израильских тюрем.
Я поразился постоянству конфликта. И 50 лет назад палестинцы действовали теми же методами и требовали то же самое, что и после 16 октября 2023 года. Только масштабы трагедии были уже совершенно другими…
По сути, это производственная драма. ABC Sports, как я понял, была эксклюзивной телекомпанией, имеющей право транслировать летние игры на весь мир. И когда произошёл захват, события превратились из спортивных в кризисные. Корреспондентам ABC пришлось на ходу переобуваться в новостных репортеров. А как? Ни у кого опыта трансляции подобного в прямом эфире на тот момент не было.
Считается, что это была первая крупная террористическая атака, показанная в прямом эфире мирового масштаба — по оценкам, трансляцию наблюдали порядка 900 миллионов человек. И тут всегда моральная дилемма: с одной стороны, люди вправе знать, что творится с заложниками, особенно, если среди них не дай бог есть родственники и близкие. С другой – террористы достигли своей задачи. Об их акции узнали по всему миру.
В эфире шли кадры, в том числе с видами на жилые дома Олимпийской деревни и попытки полиции зайти на крышу для штурма. То есть сцены, которые могли отображать подготовку к штурму заложников. И я сразу вспоминаю тревожные моменты во время Норд-Оста, и уж тем более Беслана. Это тот случай, когда работа журналиста, ну по сути и моя может реально навредить заложникам. Вспомните, как отреагировали террористы в школе, когда Маргарита Симоньян, будь она неладна, соврала по поводу количества заложников в здании. Но вернемся в Мюнхен.
ПОГОДА ИСПОРТИЛАСЬ…
По сути, в нескончаемых переговорах и попытках спасения заложников журналисты и операторы ABC тоже оказались перед тяжёлым моральным выбором: что показать зрителю, а что лучше скрыть. И в фильме это очень хорошо показано. Освещение событий в прямом эфире впервые в истории СМИ стало «прорывом» в том, как телевидение покрывает кризисы: спортивный репортаж мгновенно превратился в «живые новости».
Съемки почти не выходят за пределы комментаторской рубки, где и разворачиваются основные события. Конечно, интересно смотреть за реакцией самих журналистов, которые перепуганы, не всегда понимают, что делают немецкие власти и соответственно, как и мы с вами следят за ситуацией, которая развивается в прямом эфире. Только мы с вами находимся по эту сторону экрана, а журналисты в том числе эту ситуацию моделируют…
Сама студия не показана, вместо постановочных сцен из нее — подлинная запись того самого эфира. И это только еще больше передает документальность, погружает тебя в ту реальность, в какой оказался весь мир… То же удивление журналистов, что, мол, тут заложников взяли, а сама Олимпиада как шла, так и идет своим чередом. Люди как будтор не замечают трагедии и живут обычной жизнью.
То же самое мне рассказывал человек, прошедший Майдан в Украине.
В голове вспомнился наше «движение вверх», события которого тоже проходили на олимпиаде в Мюнхене. Там тоже всплывает захват израильтян террористами, из-за которых спортивные состязания приостановлены. Но главный положительный герой в исполнении Владимира Машкова требует их возобновить. Ведь так важно выиграть в баскетбол у американцев! Теракт там представлен как неблагоприятный фон, что-то вроде неожиданно испортившейся погоды или насморка.
ГЕРМАНИ ВОСПРИНЯЛА ТРАГЕДИЮ КАК СВОЮ
Ну и да, роль самих американцев в картине тоже любопытная. По ходу сюжета выясняется, что немка Марианн Гебхардт, которую наняла телекомпания на сами соревнования, проживает данную трагедию куда сильнее, чем гости из-за океана. Хотя вроде бы все одинаковые свидетели одного и того же.
Но Марианн стыдно за то, что такие события происходят на ее земле. Они вроде бы еще не сильно оправдались за холокост, и теперь опять трагедия с евреями. Интересно, переживали бы немецкие турки, если бы в заложниках чисто гипотетически оказалась сборная Армении…
Тут нет спойлера, если я расскажу, что никто из заложников не выжил. Это история, тут все сделано по документальным событиям. Ценность картины в том, что это очень грамотная реконструкция тех событий не сточки зрения истории, политики, а именно со стороны журналистики. И тем, кто хоть как-то поглощен профессией, мне кажется, смотреть данное кино обязательно. И как общество и через 50 лет становится глухим к чужой боли, когда только что погибла целая сборная страны, а соревнования продолжаются как ни в чем не бывало. Я поставил оценку 7 из 9, но наверное, можно было бы и больше.
НЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
И словно в продолжении истории мне пиратский сервис, на котором я с удовольствием смотрю все премьеры и даже редкий контент, подкидывает идею, а посмотри ка ты еще и «Мюнхен». И вроде бы ты все видел у Спилберга, а вот данная картина 2005 года прошла каким-то образом мимо меня.
Сюжет начинается сразу после теракта, когда группа «Чёрный сентябрь» захватила и убила 11 израильских спортсменов. Израильское правительство создаёт секретную команду из пяти агентов «Моссада», которым поручено найти и устранить всех, кто стоял за организацией теракта.
И да, я в подробностях эту историю не знал. Теперь ознакомился. Но это прямо действительно хорошее добротно сделанное, но кино, а не документальная история, которая показана в «5 сентября».
Спилберг, как всегда, молодец, смог с помощью кинематографических приемов нащупать и показать события в любопытном ключе. И если бы я смотрел оба этих фильма с какой-то разницей во времени, наверное, я Голливуду отвесил бы больше симпатий. Но мне в данном случае куда больше понравилась история «5 сентября», хотя смотрится не настолько ярко и эпично. Но зато правдоподобно. Несмотря на то, что это кино…
Читайте также
Лайкайте, подписывайтесь и поддерживайте автора
А вы как считаете, должно ли ТВ освещать захват заложников в прямом эфире?