11 декабря 1871 года в Петербургской Академии художеств состоялась первая выставка художников-передвижников, которая имела огромный успех и ознаменовала собой начало нового этапа в развитии российского искусства.
А кто же такие «передвижники»? Спросите вы. Да еще и передвигаются куда-то. Чего им на одном месте то не сидится.
Рассказываем.
В 1757 году по инициативе фаворита Елизаветы Петровны была учреждена Императорская Академия художеств.
Изначально академия представляла собой прогрессивное учебное заведение. Там обучались молодые люди независимо от их социального положения. Крестьянские дети, дети ремесленников, простые горожане, мещане, дворяне. Решающим фактором занять место в учебном заведении был талант.
Наиболее выдающиеся выпускники получали золотую медаль. Но это так, для блеска, и чтобы перед знакомыми похвалиться. А вот получение права отправиться в гости к европейцам, да еще имея солидную стипендию, — это было что-то. Чаще всего ехали в Италию. Начинающие художники повышали там своё мастерство, знакомясь с творениями знаменитых художников эпохи Возрождения вроде Микеланджело и Рафаэля.
Стипендия была солидная. В течение шести лет они получали по 300 золотых монет, что обеспечивало им финансовую свободу и возможность сосредоточиться исключительно на занятиях искусством и творческой деятельностью. Так что выпускники академии не переживали на тему где-то перекусить и головку приклонить. И самое главное — это было очень важно для выходцев из бедных семей.
Шли годы. Чиновники-бюрократы и здесь пустили свои не убиваемые корни. Они быстренько изменили правила получения заветной медали, посчитав, что хватит и одной.
В 1863 году в академии даже бунт произошёл. Его так и назвали: «Бунт четырнадцати». Тогда на конкурсе студентам Академии велели писать картины на темы религии или античности. Юные художники возмутились, что это всё далеко от реальной жизни и они, мол, хотят показать новое искусство — искреннее, реалистичное, отображающее современность, выявляющее общественные проблемы и пороки своей эпохи. А им подсовывают какой-то скандинавский «Пир Одина в Валгалле».
Но бюрократы от кисти, отклонили в общем-то справедливые требования студентов. Юные дарованья долго не думали и покинули академию. Рисуйте, мол, сами своих языческих истуканов.
Горячие художественные парни, конечно же, утратили определённые академические преимущества. Но больше досталось самой академии. Это же такой громкий скандал на ровном месте — уход четырнадцати сильнейших студентов. Удар по престижу императорского учебного заведения.
«Кому еще недавно могло прийти в голову, что настанут такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом, что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни», — говорил художественный критик Владимир Стасов.
Эти вот «бунтари» и организовали товарищество художников. Такую, знаете, артель, чтобы выжить и не умереть с голоду. Они подготовили устав товарищества и зарегистрировали его в Министерстве внутренних дел. Согласно этому документу, передвижники обязывались раз в год собираться полным составом для решения важных вопросов.
Хотя, что уж там скрывать. Особо то они и не разбегались. Некоторые из них, такие, как Иван Крамской с супругой, Александр Григорьев, Богдан Венинг, Алексей Корзухин, Фирс Журавлёв, Николай Шустов, даже проживали совместно, занимая одну крышу над головой. Здесь же, в небольшой квартире, располагались и живописные студии, а вечера превращались в традиционные встречи, куда стекалась вся прогрессивная молодая творческая интеллигенция.
Но всё было не так радужно. Клиентов почти не было. Платёжеспособные заказчики вовсе не хотели трястись через весь город к вольнолюбивым живописцам, которые жили окраине столицы. Однако «сарафанное радио» со временем сделало своё дело. Слава художников начала расти, привлекая всё больше выгодных предложений. Спустя пять лет их товарищество стало приносить ощутимую прибыль.
В 1870 году было зарегистрировано товарищество передвижных художественных выставок. Все без исключения участники товарищества были связаны строгими правилами: ежегодно художники обязывались создавать новые произведения искусства, соответствующие тематическим установкам движения. Тот, кто нарушал эти правила, исключались из товарищества. Все полотна для экспозиций проходили обязательную процедуру утверждения общим собранием членов товарищества, причём исключения никому не допускалось.
И вот, повторюсь, в декабре 1871 года в Петербургской Академии художеств состоялась первая выставка художников-передвижников.
Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», полотно Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Порожняки» Иллариона Прянишникова, «Охотники на привале» Василия Перова, «Майская ночь» Ивана Крамского, больше известная как «Русалки» и другие.
Выручка от продажи картин составила около 23 тысяч рублей. Громадные деньги по тем временам.
Ну а потом, пошло и поехало. Выставки товарищей-передвижников проводились ежегодно в разных городах России. Последняя состоялась уже при большевиках в 1923 году. В Москве. Она была 48-я по счету.
Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.
А еще мы приглашаем вас в свою Группу во "ВКонтакте"! Там у нас исторические и просто интересные статьи, познавательные факты, цитаты известных людей и многое другое.