Найти в Дзене
ВТБ

Феномен домашнего театра в России: традиции и символизм через время

Новогодние праздники многие проводят в уютном кругу близких и дорогих людей. Как раз для этих случаев мы создали проект «Новогодничайте с домашним театром». В нём собраны пьесы для семейных спектаклей по мотивам известных сказок, а также идеи для новогодних костюмов, грима и даже праздничного стола. В рамках подкаста «Культурная страна» с ведущей Лизой Лернер записали серию новогодних спецвыпусков о домашнем театре в России. Нашим гостем стала театровед, оперный и музыкальный критик Татьяна Белова. Начало театра в России Домашний театр стал своеобразным отражением зародившегося ещё во времена Алексея Михайловича профессионального лицедейства. Государь лично присутствовал на открытии первого царского театра в 1672 году. Представление длилось десять часов, но Алексей Михайлович досмотрел его до конца и остался очень доволен. При Петре I была построена «Комедиальная храмина» — первый публичный театр со зрительным залом на несколько сотен мест недалеко от Кремля. Известный своими нововве

Новогодние праздники многие проводят в уютном кругу близких и дорогих людей. Как раз для этих случаев мы создали проект «Новогодничайте с домашним театром». В нём собраны пьесы для семейных спектаклей по мотивам известных сказок, а также идеи для новогодних костюмов, грима и даже праздничного стола.

В рамках подкаста «Культурная страна» с ведущей Лизой Лернер записали серию новогодних спецвыпусков о домашнем театре в России. Нашим гостем стала театровед, оперный и музыкальный критик Татьяна Белова.

-2

Начало театра в России

Домашний театр стал своеобразным отражением зародившегося ещё во времена Алексея Михайловича профессионального лицедейства. Государь лично присутствовал на открытии первого царского театра в 1672 году. Представление длилось десять часов, но Алексей Михайлович досмотрел его до конца и остался очень доволен.

При Петре I была построена «Комедиальная храмина» — первый публичный театр со зрительным залом на несколько сотен мест недалеко от Кремля. Известный своими нововведениями, император провёл «реформу веселья», противопоставив привычным развлечениям театральное творчество. Театр получил статус культурной ценности и из чужеродного постепенно превратился в национальный.

Анна Иоанновна организовала Императорское петербургское Театральное училище, готовившее детей для работы в придворных представлениях.

Во всю силу национальная сцена начала развиваться с позволения Елизаветы Петровны. Интерес к театральному искусству подпитывался благосклонностью императрицы, впервые утвердившей чин «придворного артиста». В 1756 году был подписан указ, согласно которому Елизавета Петровна распорядилась организовать «Русский для представления трагедий и комедий театр». С этого времени начались государевы театры, постепенно ставшие частью культуры и послужившие прообразом для «домашнего» подражания.

Почему домашний театр подходит всем

Отличительная особенность такого театра — его доступность для всей семьи. Многие считают, что до сцены, пусть даже импровизированной, нужно дорасти, но это не так. Домашний театр — это, по словам Татьяны Беловой, «как угодно, где угодно, кто угодно; все могут делать всё — было бы желание и настроение». Сценическое действо в кругу близких людей станет ярким событием в любом возрасте, более того: с его помощью можно развить в ребёнке важные навыки.

Смотреть видео

Прежде всего, на сцене тренируются креативность и критическое мышление. Дети знакомятся с историей персонажей, стараются превратиться в них, подмечая отличительные свойства личности, пробуют найти мотивы поступков. Подобное требует воображения и наблюдательности, которые ребёнок самостоятельно развивает в себе во время игры. Он учится выделять из множества деталей важные, а затем складывать из них правдоподобные образы. Особенно важно, что, благодаря игровой форме театрального процесса, сложные этапы роста над собой дети проходят проще, они сохраняют очень полезный для этих случаев живой интерес для постижения нового.

Сцена мягко помогает маленьким артистам справиться со своим стеснением, потому что их зрители — родные люди. При этом взрослые могут наладить и укрепить с ребёнком доверительные отношения.

Домашний и крепостной театры

Крепостные театры держались особняком от домашних, где все участвовали и были на равных, создавая особую «культуру дома». Крепостные театры правильнее назвать домовыми, то есть находящимися при доме. Как, например, придомовая церковь или пруд. Все крепостные актёры, гримёры, рабочие сцены, занимавшиеся подготовкой спектакля, — все без исключения были собственностью хозяина. Он мог показывать постановки только для семьи или вывозить труппу в свет. Поэтому домовые театры занимали место между семейными и государственными.

-3

Репертуар домашних театров

Говоря о репертуаре, Татьяна Белова сделала уточнение: «В домашнем театре что хотели, то и ставили, главное, чтобы нравилось собравшимся и было к месту». Во времена Пушкина и Крылова репертуар надомных лицедеев состоял преимущественно из водевилей. Это лёгкие драматические пьесы с грустными или весёлыми песенками в куплетной форме с какой-нибудь моралью. При этом строгого разделения на комедийные и драматические водевили не было. Их герои могли грустить и радоваться, а потом танцевать и петь.

«Пьесы зачастую сочиняли самостоятельно в кругу семьи к какому-то событию, например на именины кого-то из родственников или в канун праздника. Поскольку в течение всего XIX века, да и до революции включительно, свойством образованного человека было умение грамотно складывать слова, пописывать стихи, играть на музыкальном инструменте, немножко петь и при необходимости что-нибудь сымпровизировать, такой практичный подход к репертуару был вполне естественным».

Религиозные праздники и школьные каникулы

Театральный календарь домашних театров сильно зависел от религиозного. Очевидно, что многие спектакли тяготели к семейным праздникам, например к святкам или именинам. Во время поста всякие представления прекращались. Исключения делали только для музыки, с которой выступали некоторые «домашние труппы».

Зимой домашних представлений было больше в новогодние праздники, а летом — все три месяца, так как дети приезжали домой на каникулы.

Ингмар Бергман, Сергей Прокофьев, Сергей Образцов

Домашние театры для многих известных людей стали началом их творческого пути. Так, режиссёр, сценарист и писатель Ингмар Бергман вспоминал, что они с сестрой любили ходить в оперу. Дома же они создали сцену для кукол с несколькими планами декораций по образу, увиденному в театре. На ней они разыгрывали домашние спектакли, а вместо оркестра включали граммофон. Позднее Бергман не раз в своём творчестве возвращался к теме детских переживаний — того самого неподкупного восхищения от происходящего на сцене.

Смотреть видео

Девятилетний Сергей Прокофьев, вернувшись с мамой из театра, заявил всем, что напишет собственную оперу. Так получился его знаменитый «Великан», которого он с двумя приятелями показал в семейном имении Солнцевка.

Другой Сергей, маленький Серёжа Образов, режиссёр театра кукол, играл в детстве с бибабо — человечком в виде перчатки на руку. Эти представления тоже были чем-то вроде домашнего театра, только самого простого.

Современный формат маленьких театров

Современные домашние спектакли, как уточнила Татьяна Белова, «выходят за пределы стандартной театральной коробки и делают естественный пейзаж частью нашего театрального впечатления, поэтому домашний спектакль может быть где угодно». Традиции усадебных выступлений перемещаются в парки, публичные площадки, даже в онлайн-залы. Меняется подход, но суть остаётся прежней.

Домашний театр и гаджеты

Хорошо, когда организация домашнего спектакля дарит радость неожиданных открытий. По мнению гостьи подкаста Татьяны Беловой, «процесс сочинения и разрешения технических проблем — это 90% радости от домашнего занятия театром». Новые способы выражения мысли и чувства, идеи и фактуры героев объединяют актёров. Теперь для этого чаще используют современные технологии.

Например, искусственный интеллект легко превратить в самостоятельного персонажа, наделённого сознанием. Нужно только задавать правильные вопросы. Умная колонка поможет разнообразить происходящее и даже подыграть. Проектор заменит раскрашенные простыни и ватманы. VR-очки перенесут в новый мир с ярким ощущением присутствия.

-4

И всё-таки, как говорит Татьяна Белова, «главным в театре остаётся то, что в него вкладывают люди». Остальное просто частности. «Декорацию можно нарисовать от руки на какой-нибудь старой простынке, а можно выставить проектор и посветить на ту же самую простынку. Чтобы эту декорацию придумать, нужно включить голову. И не только разум, но и душу», — этим завершила нашу беседу критик.

Больше интересных фактов о домашнем театре в России вы можете найти в нашем подкасте «Культурная страна». Слушайте его в Яндекс Музыке, ВК и на других удобных вам площадках.

Реклама. Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1000.