Найти в Дзене

Чезаре да Сесто: Леонардовский ученик на перепутье эпох

В сверкающей галерее итальянского Возрождения имя Чезаре да Сесто (1477–1523) не всегда звучит так громко, как имена его более знаменитых современников — Рафаэля, Микеланджело или самого Леонардо да Винчи. И всё же именно он стал ярким примером художника-посредника, чья кисть соединила классическую гармонию Высокого Возрождения с неспокойной выразительностью зарождающегося маньеризма. Его искусство — не просто отголосок, а диалог с величайшими мастерами эпохи, в первую очередь с Леонардо, чей отпечаток остался на нём навсегда. От Сесто-Календе до миланских мастерских Родившись в провинциальном Сесто-Календе (ныне провинция Варесе), Чезаре не имел фамилии в привычном смысле — как и многие художники того времени, он был известен лишь по месту происхождения: «da Sesto». Уже в юности он проявил тягу к живописи, и, как полагают исследователи, одним из его первых наставников мог быть Бальдассаре Перуцци в Риме. Однако решающим стал контакт с Леонардо да Винчи, который в начале XVI века н

Мадонна с младенцем, 1510–е
Пинакотека Брера, Милан
Мадонна с младенцем, 1510–е Пинакотека Брера, Милан

В сверкающей галерее итальянского Возрождения имя Чезаре да Сесто (1477–1523) не всегда звучит так громко, как имена его более знаменитых современников — Рафаэля, Микеланджело или самого Леонардо да Винчи. И всё же именно он стал ярким примером художника-посредника, чья кисть соединила классическую гармонию Высокого Возрождения с неспокойной выразительностью зарождающегося маньеризма. Его искусство — не просто отголосок, а диалог с величайшими мастерами эпохи, в первую очередь с Леонардо, чей отпечаток остался на нём навсегда.

Леда и лебедь, 1505–1510
Собрание Уилтона, Солсбери
Леда и лебедь, 1505–1510 Собрание Уилтона, Солсбери
Саломея (ок. 1510–1520)
Саломея (ок. 1510–1520)

От Сесто-Календе до миланских мастерских

Родившись в провинциальном Сесто-Календе (ныне провинция Варесе), Чезаре не имел фамилии в привычном смысле — как и многие художники того времени, он был известен лишь по месту происхождения: «da Sesto». Уже в юности он проявил тягу к живописи, и, как полагают исследователи, одним из его первых наставников мог быть Бальдассаре Перуцци в Риме. Однако решающим стал контакт с Леонардо да Винчи, который в начале XVI века находился в Милане. Под влиянием великого мастера Чезаре освоил мягкую светотеневую модельку (сфумато), сложную композицию и глубокий психологизм образов — всё это отчётливо видно в ранней «Мадонне с Младенцем», где нежность взгляда и воздушность драпировок словно выдыхаются с полотна.

Поклонение волхвов (ок. 1516–1519)
Поклонение волхвов (ок. 1516–1519)
Крещение Христа (ок. 1512–1514)
Крещение Христа (ок. 1512–1514)

Рим, Сицилия, Неаполь: странствия мастера

Путь Чезаре да Сесто стал настоящей одиссеей по Италии. В 1508 году его имя впервые упоминается в документах: он работает в Ватиканском дворце по заказу папы Юлия II, хотя эти росписи, к сожалению, не сохранились. Затем — путешествие на юг. В 1513 году он в Сицилии, в 1515-м — в Неаполе. Именно в Неаполе он создаёт монументальный полиптих для монастыря Пресвятой Троицы в Кава-де-Тиррени — произведение, в котором уже угадываются элементы нового стиля: усложнённые жесты, вытянутые пропорции, декоративная насыщенность.

«Святое семейство со святой Екатериной» (ок. 1515–1520), ныне в Государственном Эрмитаже
«Святое семейство со святой Екатериной» (ок. 1515–1520), ныне в Государственном Эрмитаже

В южноитальянском климате, где смешивались византийские, арагонские и флорентийские традиции, Чезаре сознательно или бессознательно начал отходить от строгой гармонии леонардовской школы. Его живопись становится более театральной, экспрессивной — черты, характерные для раннего маньеризма, ещё робко, но уже настойчиво заявляют о себе.

«Мадонна с Младенцем и Агнцем» (ок. 1520 г.), по мотивам картины да Винчи «Мадонна с Младенцем и Святой Анной». Сейчас находится в музее Польди
«Мадонна с Младенцем и Агнцем» (ок. 1520 г.), по мотивам картины да Винчи «Мадонна с Младенцем и Святой Анной». Сейчас находится в музее Польди

«Саломея» и «Поклонение волхвов»: вершины творчества

Вернувшись в Милан в 1516 году, художник создал одну из своих самых загадочных и притягательных работ — «Саломею». Эта картина, позднее приобретённая императором Рудольфом II и ныне хранящаяся в Музее истории искусств в Вене, сочетает леонардовскую мягкость и маньеристскую утончённость: взгляд Саломеи одновременно невинен и соблазнителен, её образ балансирует на грани святости и греха.

Полиптих Сан-Рокко (ок. 1523 г.)
Полиптих Сан-Рокко (ок. 1523 г.)

Еще более масштабное произведение — «Поклонение волхвов», написанное в Мессине в 1517 году. Эта композиция поражает сложностью построения, много фигурностью и детализацией. Каждая фигура наполнена внутренним движением, а драпировки словно колышутся на ветру. Это уже не столько наследие Леонардо, сколько предвосхищение Бронзино и других мастеров зрелого маньеризма.

«Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем», Музей замка Флер (Орн)
«Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем», Музей замка Флер (Орн)

Последний Милан и наследие

Вернувшись в Милан в 1520 году, Чезаре завершает свой творческий путь созданием знаменитого «Полиптиха Святого Роха» — работы, где гармония Возрождения и драматизм новых веяний сливаются воедино. Полиптих, первоначально предназначавшийся для собора святого Роха, сегодня хранится в Кастелло Сфорцеско — как напоминание о художнике, стоявшем на рубеже эпох.

Святой Иероним, ныне в Национальном музее
Святой Иероним, ныне в Национальном музее

Чезаре да Сесто умер в Милане в 1523 году, не дожив до полного расцвета маньеризма, но оставив после себя уникальный мост между двумя художественными мирами. Его творчество — напоминание о том, что даже в тени великих гениев рождаются мастера, способные не просто повторять, но интерпретировать, трансформировать и вести искусство дальше.

Все публикации канала увидят только подписчики.