Найти в Дзене
Моя точка зрения

«Маленький человек» Некрасова: стойкость там, где нет надежды

В четвертый месяц марафона «Открой школьную Вселенную» «бойцов» для «битвы титанов» выбирала Елена (Кот-книголюб). Ими стали лучшие друзья, а в последствии, истинные враги Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев.

Вклад этих писателей в развитие отечественной литературы неоценим, но, в первый раз за все время проведения марафона, мне было сложно выбрать произведение для чтения. Несмотря на тонкий психологизм книг Тургенева и остро политическую поэзию Некрасова, которая подсвечивает болевые точки общества, произведения авторов меня отталкивают еще со школьной скамьи. Исключение – повесть Ивана Сергеевича «Ася».

Можно было бы пропустить декабрь, но для меня участие в марафоне это возможность найти что-то интересное, незамеченное, недооцененное в литературе. Поэтому с энтузиазмом заядлого исследователя я погрузилась в библиографию авторов для выбора объектов.

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

Начать я решила с тяжелой (для меня) поэзии Николая Алексеевича и его стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

В произведениях русских авторов Петербург – город-мечта, в который стремятся за лучшей долей и, подчас, погибают под давлением его величия. В «Размышлениях…» для того, чтобы подчеркнуть «безжалостный блеск» столицы и сословное неравенство, Некрасов использует простую парадную богатого дома, которая является символом власти.

«Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!»

С первых строк автор показывает «светлый лик парадной», которая привечает состоятельных гостей. Но в тоже время рисует трагедию «маленького человека»:

«Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. «Допусти», — говорят

С выраженьем надежды и муки. …

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!

Наш не любит оборванной черни!»

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...»

При этом «маленький человек» Некрасова не мечтатель, страдающий от психологического давления, а рядовой обыватель, задавленный нуждой. И некрасовский «трагик», на мой взгляд, честнее. Все его поступки продиктованы необходимостью. Крестьяне просят с надеждой, и не получив помощи, безропотно уходят, но в их фигурах читается стойкость народа, привыкшего к отказам. И мы видим, что это не город жесток к своим гостям, а власть имущие горожане, купаясь в неге и комфорте, забыли о «зависимых от них людей».

Несмотря на то, что произведения Некрасова можно назвать правильными, читать мне их тяжело. Для меня поэтическое произведение должно сохранять плавность переходов от строфы к строфе, а у Николая Алексеевича сплошные «спотыкашки», которые сбивают и раздражают меня.