Найти в Дзене

Любовь и монстры: как лучший семейный постапокалипсис десятилетия потерялся в пандемии

2020 год, США. Режиссер Майкл Мэтьюз. В ролях: Дилан О’Брайен, Джессика Хенвик, Майкл Рукер, Ариана Гринблатт Время апокалипсиса: 2020 год Причина апокалипсиса: нашествие гигантских насекомых Масштаб апокалипсиса: вся планета Коронавирус нанес кинематографу, а именно его ортодоксальной кинотеатральной составляющей, сокрушительный, а может и вообще смертельный удар. Именно в эти тревожные карантинные годы, не имея возможности посещать кинотеатры, зрители окончательно и поголовно распробовали кто стриминг, кто торренты, и заманить их обратно в доковидном количестве пока не удается. Поэтому кино производится меньше, денег в это вкладывается меньше, люди в кино ходят меньше — и все это накапливается как снежный ком. Но это последствия, скажем так, отложенные и гипотетические, вроде глобального потепления: кинотеатры пока существуют, а многие эксперты еще надеются, что все обратимо и рано или поздно люди вернутся в эти «храмы кино» — к любимому попкорну, мягким креслам, огромным экранам и

2020 год, США. Режиссер Майкл Мэтьюз. В ролях: Дилан О’Брайен, Джессика Хенвик, Майкл Рукер, Ариана Гринблатт

Время апокалипсиса: 2020 год

Причина апокалипсиса: нашествие гигантских насекомых

Масштаб апокалипсиса: вся планета

Коронавирус нанес кинематографу, а именно его ортодоксальной кинотеатральной составляющей, сокрушительный, а может и вообще смертельный удар. Именно в эти тревожные карантинные годы, не имея возможности посещать кинотеатры, зрители окончательно и поголовно распробовали кто стриминг, кто торренты, и заманить их обратно в доковидном количестве пока не удается. Поэтому кино производится меньше, денег в это вкладывается меньше, люди в кино ходят меньше — и все это накапливается как снежный ком.

-2

Но это последствия, скажем так, отложенные и гипотетические, вроде глобального потепления: кинотеатры пока существуют, а многие эксперты еще надеются, что все обратимо и рано или поздно люди вернутся в эти «храмы кино» — к любимому попкорну, мягким креслам, огромным экранам и звуку Dolby Surround.

-3

Есть у пандемии и более конкретные жертвы — фильмы, прокат которых был запланирован на эти злосчастные годы и отложен, перенесён на стриминг или вовсе отменен. «Довод» Кристофера Нолана, «Чудо-женщина 1984» Пэтти Дженкинс, «Мулан» Ники Каро, «Дюна» Дени Вильнёва, «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, «Чёрная вдова» Кейт Шортланд, «Душа» Питера Доктера, «Амстердам» Дэвида О. Расселла, «Вавилон» Дэмьена Шазелла и множество других, названия которых сегодня уже никто не вспомнит.

Кадр из фильма «Довод», режиссер Кристофер Нолан, 2020 год, США
Кадр из фильма «Довод», режиссер Кристофер Нолан, 2020 год, США

Однако Нолан, О. Расселл и Шазелл прекрасно себя чувствуют и снимают новые фильмы, «Вестсайдская история» наполучала «Оскаров», у «Дюны» запланирован триквел, «Душа» вошла в топ-10 лучших фильмов 2020 года по версии Американского института киноискусства, а Скарлетт Йоханссон по-прежнему считается самой высокооплачиваемой актрисой на планете.

Кадр из фильма «Черная вдова», режиссер Кейт Шортланд, 2021 год, США
Кадр из фильма «Черная вдова», режиссер Кейт Шортланд, 2021 год, США

А вот провал «Любви и монстров» — одного из самых обаятельных, профессионально сделанных и строго позиционированных постапокалиптических фильмов в моей коллекции — имел для своих создателей, да и для зрителей, собственно, тоже, куда более драматичные последствия, которые уже не отменишь и назад не отыграешь.

-6

Идея этого проекта родилась в недрах студии Paramount и была реализована ее дочерним предприятием Entertainment One, продюсером Шоном Леви («Ночь в музее», «Живая сталь», «Очень странные дела») и южноафриканским режиссером Майклом Мэтьюзом, для которого «Любовь и монстры» стала голливудским дебютом: до этого он снял на родине крутой неовестерн «Пять пальцев для Марселя», который мало кто видел.

Кадр из фильма «Пять пальцев для Марселя», режиссер Майкл Мэтьюз, 2017 год, ЮАР
Кадр из фильма «Пять пальцев для Марселя», режиссер Майкл Мэтьюз, 2017 год, ЮАР

Суть концепта была проста, как все гениальное. Почему постапокалипсисы постоянно проваливаются в кино? Да потому, что это мрачняк. Никто не хочет платить за зрелище распада, физиологической и моральной деградации, голода и болезней, мутаций, каннибализма или религиозного фанатизма. Такое не подходит для первого свидания или семейного просмотра выходного дня.

-8

Но в целом-то тема популярная, постоянно на слуху и с каждым годом все чаще. А значит, нужно просто подкрутить рычажок маргинально-депрессивности, избавиться от голых женщин в клетках, кровавой расчлененки и жестоких изнасилований, исключить из истории всех людоедов и вообще не трогать тему религии. Подумать о детях. «Любовь и монстры» изначально были запланированы как кино с рейтингом PG-13 (по-нашему — 12+).

-9

Многие сравнивают фильм Мэтьюза с «Зомбилендом», но это не совсем справедливо. Картины эти похожи разве что закадровым авторским голосом главного героя, сопровождающим зрителя весь фильм, ну и своей общей комедийностью. Это скорее пародия на постапокал, чем постапокал как таковой. Однако «Добро пожаловать в Зомбиленд» — проект вполне половозрелый: кровища там течет по-взрослому, а в кадре хватает совершеннолетних девушек, готовых при случае на все что угодно аудитории 18+.

Кадр из фильма «Добро пожаловать в Зомбилэнд», режиссер Рубен Фляйшер», 2009 год, США
Кадр из фильма «Добро пожаловать в Зомбилэнд», режиссер Рубен Фляйшер», 2009 год, США

«Любовь и монстры» намного больше похожи на «Бесконечную историю» Вольфганга Петерсона, «Дорогую, я уменьшил детей» Джо Джонстона или вообще советские «Приключения Карика и Вали». Сам режиссер говорил потом, что ориентировался на «Назад в будущее» и «Индиану Джонса» — романтическое семейное кино из 1980-х.

Кадр из фильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали», режиссер Валерий Родченко, 1987 год, СССР
Кадр из фильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали», режиссер Валерий Родченко, 1987 год, СССР

Предпосылка тут, впрочем, не особенно детская, а напротив — восходящая к самым первым классическим образцам жанра: падение астероида. К Земле приближается довольно крупное небесное тело, которое называется Агата-616. Земляне оказываются способны на разумные и скоординированные действия и действуют решительно — наносят по астероиду совместный ядерный удар множеством ракет и уничтожают его.

-12

Однако последствия этого оказываются намного серьезнее, чем кто-либо мог предположить (запомните, дети: использовать атомное оружие — это безумие). В результате взрыва радиоактивные элементы, содержащиеся в ракетах, смешались с неизвестными науке веществами, из которых состоял астероид. Этот таинственный коктейль вместе с обломками астероида обрушился на Землю во множестве мест одновременно и превратил насекомых, земноводных и ракообразных в монстров. Муравьи и тараканы, черви, улитки, лягушки и крабы, а также многие другие многократно увеличились в размерах и принялись пожирать птиц, рыб, пресмыкающихся и млекопитающих, но в основном — людей.

-13

Человеческие армии оказались бессильны или нанесли больше вреда, чем пользы, и в чистую проиграли войну мутантам. В итоге менее чем за год 95% людей погибло, а планета стала принадлежать гигантским насекомым. Немногочисленные выжившие Homo sapiens ютятся по подвалам, заброшенным станциям метро, бомбоубежищам и бункерам.

-14

Из одного из таких бункеров и начинается путь героя — постапокалиптического мальчишки по имени Джоел, которого играет любимец всех миллениалок, американский красавчик Дилан О’Брайен («Бегущий в лабиринте», «Волчонок»). Вот только причины у него для этого не так драматичны, как обычно.

-15

Небольшая коммуна Джоела устроилась вполне неплохо. Средний возраст колонистов не превышает тридцати лет, и половина из них — здоровые, сильные и привлекательные дамы, готовые рожать детей и продолжать человеческий род со страшной силой. В бункере достаточно еды и воды, есть электричество и все базовые удобства. Есть даже радиосвязь с соседними убежищами, и Джоел, которому доверена роль радиста, время от времени общается с соседями.

-16

Из-за этого общения и происходит первый конфликт сюжета, который, впрочем, связан и с некоторыми другими обстоятельствами. Джоела не просто так назначили радистом и поваром. Он самый младший, слабый и не приспособленный к жизни из всех обитателей бункера. Он не может эффективно защищать бункер от монстров, ходить на охоту и выживать в диких условиях, и если бы не его старшие товарищи, непременно погиб бы в кратчайшие сроки.

-17

В настоящих постапокалиптических убежищах таких людей, наверное, бы не оказалось, но в драматургии такое называют комик-релиф. Смотреть на коллектив, целиком состоящий из брутальных воинов, крутых рыцарей, отважных мускулистых бойцов, покрытых шрамами и что-то угрюмо цедящих сквозь обветренные постапокалиптическими ветрами губы, довольно скучно, поэтому писатели и сценаристы разбавляют команды напарниками, трикстерами, скептиками, эмпатами, стратегами, наставниками, герольдами, привратниками, комик-релифами и многими другими архетипами.

-18

Однако наш Джоел сопротивляется назначенному судьбой и сценаристом Брайаном Даффилдом клоунскому статусу. Он хочет стать героем и заслужить любовь прекрасной девушки Эми (Джессика Хенвик), с которой встречался до апокалипсиса. Она тоже чудом выжила, но находится в соседнем убежище, расположенном в 140 километрах на западе.

-19

Добираться туда по самым оптимистичным подсчетам — неделю. Крутые постапокалиптические выживальщики из бункера Джоела уговаривают его никуда не ходить и продолжать варить минестроне, ведь на улице он не продержится и двух часов. Однако малыш настроен решительно — ведь любовь — мощнейшая, а главное, понятная всем мотивация. Он берет самодельный арбалет, рюкзак с припасами, карту, которую приготовили ему заботливые соплеменники, и отправляется на запад. Хотя, выбравшись на поверхность, понимает, что представления не имеет, где это.

-20

Дальнейшее действие имеет некий повторяющийся паттерн: несколько минут Джоел просто идет, озираясь на постапокалиптические красоты — скалы, превращенные в соты циклопическими пчелами, особняки, захваченные гигантскими пауками (к счастью, поджидающими своих жертв в засаде), вышки ЛЭП, заросшие лианами, канонические разруху и заброшки. А примерно к пятой минуте попадает в передрягу, по итогам которой находит новых друзей.

-21

От гигантской жабы незадачливого героя спасает милый щенок австралийской келпи по кличке Мальчик. И он очень хороший мальчик, в отличие от своих предшественников — безымянного австралийского келпи, с которым путешествовал Макс Рокатански, и одичавшей стаи келпи, которые сожрали Зака Эфрона в финале «Жажды золота».

Кадр из фильма «Безумный Макс 2», режиссер Джордж Миллер, 1981 год, Австралия
Кадр из фильма «Безумный Макс 2», режиссер Джордж Миллер, 1981 год, Австралия

А справиться с оравой мерзких плотоядных гусениц помогают Майкл Рукер и Ариана Гринблатт. Актер-талисман Джеймса Ганна изображает тут канонического крутого выживальщика — в шрамах, щетине и гигантской шляпе, а малышка Ариана — модификацию одичавшего ребенка из «Безумного Макса 2». Только в отличие от легендарного персонажа Эмиля Минти девчушка вполне себе разговаривает.

-23

Майкл Рукер не раз выручает бедолагу О’Брайена, обучает его множеству полезных навыков и умений, дарит очень ценную гранату и направляется дальше по своим делам. Но паттерн работает. Через положенные пять минут Джоел знакомится с симпатичным и душевным роботом, а еще через десять — добирается до убежища своей любимой Эми.

-24

Там ему предстоит последнее испытание, своего рода поединок с финальным боссом, по итогам которого недотепа и неумеха превращается в рыцаря, героя, крутого постапокалиптического выживальщика, готового к новым приключениям в двух-трех, да хоть десяти сиквелах.

-25

На фоне десятков фанфиков «Терминатора» и «Безумного Макса», сделанных кривыми руками дебютантов и дилетантов, «Любовь и монстры» выглядит почти идеально. Его сюжет — готовый учебник по современному сторителлингу. Его главный герой — харизматичный молодой красавец, восходящая звезда и кумир молодежи. Второстепенные тоже выглядят очень достойно, не пытаются затмить главную звезду, а главное — не раздражают. Его основная идея далеко не так замылена, как в том же «Зомбиленде» — когда последний раз вы видели апокалипсис про нашествие гигантских тараканов? Тараканы эти нарисованы очень здорово, при том что бюджет фильма не 300, не 200 и даже не 100 миллионов долларов, а смехотворные по нынешним меркам 30. Ну а очаровательный пес — это вообще удар ниже пояса.

-26

Единственным минусом всей этой истории можно назвать ее «детскость». Дескать, это недостаточно брутально и жестоко, никто никого не предает и не кидает, люди нетипично дружелюбны друг с другом и склонны не враждовать, а объединяться, чтобы вместе сражаться против мегатараканов. А где же людоеды, религиозные фанатики, разбойники с ирокезами на монстр-траках и голые женщины в клетках, где постапокалиптический цинизм, где расчеловечивание, где новое средневековье, где первобытная дикость?

-27

Ну не завезли. А весь цинизм Мэтьюза и Леви заключался в том, чтобы очистить свой фильм от этих токсичных рудиментов, представить новому поколению зрителей постапокал с человеческим лицом — дружелюбный и милый, полный участия и принятия, товарищества и сотрудничества. И наконец заработать на этом. Ну сколько можно уже проваливаться в прокате?

-28

Самое смешное и грустное одновременно — что проверить, сработает это или нет, Paramount, Мэтьюзу и Леви так и не удалось. Из-за коронавирусных ограничений фильм вообще не показали в кинотеатрах и сразу отдали на стриминг, где он благополучно существует и по сей день, обласканный критикой профильных СМИ и на 90% положительными отзывами немногочисленных зрителей.

-29

После такого в пору обвинить в неудачах постапокалиптического кино плохую карму, злой рок — одним словом, что-то, лежащее вне логики и здравого смысла и за пределами контроля. Нет смысла даже пытаться: ведь даже если ты все сделаешь по учебнику и все полы застелишь соломками, в последний момент вмешается таинственный китайский вирус и разрушит все, что ты себе напланировал.

-30

«Любовь и монстры» мог стать тем самым поворотным моментом, когда голливудский постапокалипсис наконец перестал бы быть территорией мазохистского пессимизма и стал бы чем-то более человечным, оптимистичным и зрительским. Вместо этого картина растворилась в шуме пандемийных релизов, не получив ни шанса на большой экран, ни заслуженного разговора вокруг себя, ни культурного следа, который могла бы оставить. В итоге мы потеряли не только потенциальную франшизу, но и возможный новый тон для всего жанра — легкий, эмпатичный, приключенческий. И если в пандемии и было что-то по-настоящему монструозное для кино, то именно такие тихие, незаметные утраты.

Удачного просмотра.

#любовимонстры #loveandmonsters #диланобрайен #джессикахенвик #постапокалипсис #монстры #фантастика #приключения #комедия #кино2020 #выживаниесредимонстров #фильмыовыживании #чтопосмотреть #фильмывыходногодня #семейноекино #рецензиянакино