Найти в Дзене

Михаил Елизаров, "Юдоль"

👤 Елизаров Михаил Юрьевич 📖 "Юдоль" (2025) 📚 Михаил Елизаров нечасто балует читателей новыми книгами, зато каждая из них ещё до своего выхода становится событием. Сначала заставляет томиться ожиданием, потом порождает бурные споры и обсуждения в книжно-литературной среде. Так было с романом "Земля" (2019), который после выхода предыдущей книги ждали 7 лет, так стало и с новым романом "Юдоль" - его ждали чуть меньше - 6 лет. В процессе ожидания были надежды, что Елизаров таки явит миру продолжение похоронно-кладбищенской тематики, что он лихо закрутил в "Земле", да не закончил. Но он выдал совершенно другую историю. 📚 Конец 80-х. Поздний СССР. В сюжетную канву повествования автор вплетает несколько сюжетных линий. В одной из них бывший счетовод собеса Андрей Тимофеевич Сапогов, обозлённый жизненными неудачами, по выходу на пенсию решает продать душу Дьяволу. На дворе хоть и перестройка, гласность и конец XX века, но обратиться с таким деликатным вопросом некуда. Потому и приход

👤 Елизаров Михаил Юрьевич

📖 "Юдоль" (2025)

📚 Михаил Елизаров нечасто балует читателей новыми книгами, зато каждая из них ещё до своего выхода становится событием. Сначала заставляет томиться ожиданием, потом порождает бурные споры и обсуждения в книжно-литературной среде. Так было с романом "Земля" (2019), который после выхода предыдущей книги ждали 7 лет, так стало и с новым романом "Юдоль" - его ждали чуть меньше - 6 лет. В процессе ожидания были надежды, что Елизаров таки явит миру продолжение похоронно-кладбищенской тематики, что он лихо закрутил в "Земле", да не закончил. Но он выдал совершенно другую историю.

📚 Конец 80-х. Поздний СССР. В сюжетную канву повествования автор вплетает несколько сюжетных линий. В одной из них бывший счетовод собеса Андрей Тимофеевич Сапогов, обозлённый жизненными неудачами, по выходу на пенсию решает продать душу Дьяволу. На дворе хоть и перестройка, гласность и конец XX века, но обратиться с таким деликатным вопросом некуда. Потому и приходится Андрею Тимофеевичу самостоятельно торить дорожку на этом нелёгком поприще. Там пошептал над водичкой и дал попить недругу, там в еду плюнул, там соседке под придверный коврик иглу засунул и для верности под дверь могильной земли сыпанул - так шаг за шагом Сапогов входит в мир советских колдунов и ведьм, таких же пенсионеров, как и он сам. Там-то Сапогов и узнаёт легенду об изгнании Сатаны из Рая, превращении в каменную статую, рассыпанную на кусочки. За долгое время статую удалось собрать почти полностью, за исключением безымянного пальца. А кто палец тот найдёт да со статуей воссоединит, тому почёт и уважение в бесовском мире и трёшка в аду положена на минус шестом этаже, ещё и с телефоном. Шанс - один на миллион. Дело только за малым - палец найти, потом статую.

📚 В другой сюжетной линии мальчик Костя живёт обычной жизнью советского школьника. Мама, папа, младшая сестра, бабушка с дедушкой. Типовая советская квартира. По вечерам "Спокойной ночи, малыши" и программа "Время". В свободное время - мороженое, парк с аттракционами и любимым колесом обозрения. Уроки иногда можно прогулять. Ничего необычного. Если не считать, что один из его безымянных пальцев сухой и чёрный. Он не всегда был таким. Просто однажды при довольно странных обстоя на месте обычного пальца оказался этот.

📚 В третьей сюжетной линии известный советский диктор Центрального телевидения Кириллов хранит от всего мира свою самую сокровенную тайну. Но приходят времена, когда всё тайное должно стать явным.

📚 В итоге этим линиям суждено сойтись и переплестись чтобы в очередной раз попытаться решить исход извечного противостояния Света и Тьмы, Добра и Зла, Бога и Дьявола. От каждого из героев зависит будет ли мир ввергнут в беспросветную Юдоль или сохранится в своей первородной красоте полный Любви и божественного начала.

📚 По сути Елизаров написал сказку. Большую сказку для взрослых. Ту, что ложь, но с намёком. Точнее, с намёками, коих там предостаточно. Если отбросить фентезийно-сатирическую подачу повествования, то можно разглядеть много теософских размышлений и рассуждений о природе бытия, божественном и человеческом началах и, конечно же, о Любви. Но Елизаров был бы не Елизаров, если бы ограничился только этим. Вообще он написал очень характерную для него книгу. В ней есть почти все особенности, присущие его прозе ещё с первых рассказов и романов. В первую очередь это органично встроенные в серую повседневность фентезийные элементы: в романе "Pasternak" это были религиозные секты, в "Библиотекаре" - магия книг вымышленного советского писателя Громова, в "Юдоли" - мир советских колдунов и ведьм со своей иерархией, правилами и законами. Другая характерная особенность - светлый образ советского детства 80-х с его непередаваемой атмосферой, непременными атрибутами вроде давно уже позабытых фразочек ("Куда? - В жопу труда!"), школьной формы или игры "Электроника" с Волком из "Ну, погоди!". Ещё одна визитная карточка как книжного, так и песенного творчества Елизарова - шизанутый (в хорошем смысле) юмор и жёсткая сатира на грани или даже с уходом в стёб. В "Юдоли" этого предостаточно. Чего только стоят переделки советских песен в тексте романа или описание слёта колдунов и ведьм ("колдовского майдана"), где каждая рассказанная кем-то история - цирк с конями. А уж как безжалостно прошёлся Елизаров по явлениям и порокам современного общества достойно аплодисментов. Будь то непомерно раздутые амбиции индивидуума, о которых так любят говорить современные психологи, или поп-культура, и даже (тссс!) религиозные и властные структуры. Словом, перед нами старый добрый Елизаров со всеми фишками, за которые его любят и ценят поклонники творчества.

📚 Итог - роман хороший и, несмотря на всю бесовщину, светлый и добрый. Возможно даже самый светлый из всех его книг. Но есть одно НО... Моё. Субъективное. Я бы с бОльшим удовольствием прочёл продолжение "Земли". Надеюсь, моё желание когда-нибудь сбудется.

Источник - Заметки Человека Читающего