Найти в Дзене

Save me! Save me! Или что будет за «неправильную» парковку самолета

Оглавление

С эксплуатационной точки зрения все самолёты могут эксплуатироваться круглосуточно и приносить доход на протяжении всего срока службы. Ключевая цель планирования – максимально безопасно продлить время, которое каждый самолёт проводит в воздухе, перевозя пассажиров или грузы. Но в реальном мире некоторые из них нуждаются в парковке или хранении в течении определенного времени.

«Парковка» обычно означает, что самолет выведен из эксплуатации на срок до шести месяцев. Иногда более длительные периоды стоянки означают, что он не готов к полёту, но чаще всего проводится регулярное регламентное техническое обслуживание, необходимое для поддержания летной годности самолета (состояния «готовности к полёту»), что позволяет быстро возобновить эксплуатацию.

«Хранение» обычно применяется, когда быстрое или неожиданное возвращение в эксплуатацию маловероятно, а плановый период простоя составляет до двух лет. В таких случаях лётную годность можно поддерживать, но предпочтительнее использовать сокращённый график технического обслуживания (работы только по календарю) в сочетании с мероприятиями по консервации, такими как герметизация и смазка.

Фотография носит развлекательный характер
Фотография носит развлекательный характер

Так зачем хранить самолёт, который мог бы приносить доход?

Рассмотрим некоторые из основных причин:

1. Сокращение частоты рейсов или временное/полное закрытие некоторых маршрутов. В таком случае парковка или хранение части парка имеет большую финансовую выгоду, чем эксплуатация самолётов с большим количеством свободных мест.

2. Ожидании возвращения самолетов лизинговой компании, которой они принадлежат. Идеальное совпадение всех необходимых дат и мероприятий может быть сложным, поэтому короткий период парковки может быть практичным решением.

3. Технические проблемы. Незапланированные события также могут привести к необходимости парковки или хранения, как правило, в ситуациях, когда у оператора нет выбора, но ему всё же необходимо защитить свой актив.

4. Приостановкой эксплуатации самолета со стороны авиационных властей.

5. Финансовые проблемы, например, банкротство, неоплаченные счета за топливо или техническое обслуживание, нехватка наземного персонала или пилотов и тд.

6. Региональные или глобальные кризисы могут привести к полному или частичному разрушению инфраструктуры, необходимой для обеспечения работы авиации. Чрезвычайные экономические или политические события — независимо от причины, парковка или хранение могут оказаться единственным жизнеспособным вариантом для эксплуатанта, оказавшихся в эпицентре таких событий.

7. Гуманитарные катастрофы, эпидемии (мы все еще помним пандемию COVID-19)

Почему защита самолета во время парковки/хранения так важна?

После вывода его из эксплуатации вероятность возникновения проблем, связанных с летной эксплуатацией, снижается. Тем не менее, без надлежащей защиты могут возникнуть новые угрозы для состояния самолета в зависимости от климата и условий его хранения:

1. Попадание дождя, снега, солёного воздуха, пыли или песка в воздуховоды может привести к повреждению или загрязнению механических деталей, с которыми они соприкасаются.

2. Сильный ветер также может повредить воздушное судно, которое в обычных условиях считалось бы безопасным и устойчивым. Рекомендации будут отличаться в зависимости от конкретных обстоятельств, но могут включать перемещение самолетов в ангары или из них, если сами здания находятся под угрозой.

3. Сильные дожди и высокая влажность могут стать причиной появления плесени внутри самолёта. Без тщательной герметизации экстремальный уровень воды может даже привести к затоплению салона. Однако герметизация должна быть выполнена правильно, чтобы обеспечить возможность испарения и предотвратить появление плесени.

4. Низкие температуры. При сильных морозах некоторые детали из пластика и резины могут стать хрупкими.

5. Удары молний и вулканический пепел также требуют особого внимания.

6. Защита от «нежелательных пассажиров». Всего за несколько недель грызуны, птицы и насекомые могут серьёзно повредить ранее безупречно чистый салон, в том числе электропроводку. Гнезда насекомых могут привести к закупорке воздуховодов, трубок Пито, что будет влиять на безопасность. Инспекции и устранение неисправностей требуют времени, возврат к эксплуатации без дорогостоящей и трудоёмкой генеральной уборки и ремонта в таких случаях невозможен. Поэтому наилучшим решением будет предотвращение возникновения подобного рода проблемы.

Фото: press.brusselsairlines.com
Фото: press.brusselsairlines.com

Процедуры хранения

В зависимости от местоположения, сезона и условий эксплуатации, точные процедуры хранения или парковки будут отличаться. Однако защита самолета от загрязнения и механических повреждений всегда важна.

Самолет должен парковаться или храниться в чистом и исправном состоянии. Необходимо принять меры для уборки салона, туалетных комнат и грузового отсека, обслуживания всех систем и проведения требуемых периодических проверок. Также крайне важно предвидеть изменения. Руководствуясь опытом и знанием окружающей среды, необходимо своевременно принимать соответствующие меры в условиях низких температур, ветра, обеспечивать достаточное количество топлива в баках для слива воды, работы ВСУ (вспомогательной силовой установки) и работы двигателей. Для подготовки воздушного судна к парковке/хранению и его возврату в эксплуатацию существуют процедуры технического обслуживания (AMM), которые всегда следует соблюдать.

-4

Возвращаться не всегда плохая примета. Как происходит возвращение к эксплуатации?

Для возврата самолёта в эксплуатацию необходимо выполнить все необходимые работы по техническому обслуживанию. Это включает в себя все плановые работы, ежедневное и еженедельное обслуживание (при необходимости), а также устранение любых дефектов, возникших во время хранения или парковки. Необходимо выполнить все необходимое для восстановления эксплуатационных характеристик воздушного судна и обеспечения его безопасной эксплуатации. Необходимо включить в перечень календарные работы, а также директивы по летной годности, замены оборудования с истекшим сроком годности и обязательные проверки.

После ввода в эксплуатацию самолет полностью пригоден для выполнения полетов, если у него не истек срок действия Сертификата летной годности. Но это уже совсем другая история…