Байкеры – это представители особой субкультуры свободолюбивых людей. Молодой программист, сталевар с завода, руководитель крупной компании, пожилой пенсионер – кого только не встретишь среди них.
Почему на Западе байкеры тесно связаны с криминалом? И можно ли любить двухколесного друга и жить по закону? Об этом рассказали в программе "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.
Неприглядный образ байкера зародился в послевоенных США
Часто это взрослые и вполне приличные люди. Иной раз даже богатые. В западных странах рев мотоциклетного мотора – это повод запереть дверь.
А началось все с США, где после Второй мировой войны стали появляться банды преступников на мотоциклах.
"Есть такой некий романтический образ "рыцаря дорог" на мотоцикле. Но мотоцикл покупал тот, у кого не было денег на автомобиль. То есть это был контингент малообеспеченный, часто маргинальный.
Собственно, поэтому они добывали деньги как могли, и не всегда законными методами. Это родилось не от стремления к рыцарскому образу. Наоборот – от бедности", – рассказал эксперт-мотоциклист Георгий Белов.
Вернувшимся домой американским ветеранам не хватало адреналина. Поездки на мотоцикле стали своеобразной заменой тем эмоциям, что солдаты чувствовали на поле боя.
Накачавшись алкоголем, они устраивали беспорядки, уничтожали чужое имущество. Дальше – больше: бандитизм, убийства и наркоторговля.
Банды "однопроцентников" – ложка дегтя в сообществе мотоциклистов
Самые известные мотобанды мира, которые как-то связаны с преступностью, называют себя "однопроцентными клубами".
Мол, 99% байкеров в мире – законопослушные граждане. А им, "однопроцентникам", разрешено нарушать закон и творить на дороге что попало.
Обычно эти самые "однопроцентники" занимаются торговлей наркотиками и курируют проституцию. Кроме всего прочего, участвуют в незаконном сбыте оружия.
Считается, что вот этот 1% – это элита, которая задает тон всему байкерскому сообществу. На самом деле это не более чем оправдание преступной деятельности.
В любом обществе есть 1% негодяев, которые портят жизнь простым гражданам и нарушают законы. Но это совершенно не значит, что на них надо равняться.
Однако эти самые "однопроцентники" носят куртки с надписью "1%" и делают себе татуировки. Вроде как чувствуют себя элитой. А на самом деле бандиты самые настоящие.
Японские босодзоку тесно связаны с якудза
В Японии субкультура байкеров называется босодзоку. Их история началась с уличных банд, которые в основном состояли из старшеклассников и не построивших карьеру офисных клерков.
Лихачи-мотоциклисты ассоциировали себя с камикадзе и готовы были на любые безрассудства.
Якудза воспользовались этим и превратили босодзоку в бойцов, которые выполняют для мафии грязную работу: от торговли наркотиками до заказных убийств.
"Надо понимать, что босодзоку – это не банда. Это шпана. Во-первых, это малолетний мотоциклист. Это прям ключевая штука, потому что в 21 год японец некий жизненный рубеж переступает.
То есть, грубо говоря, в 21 год ты либо становился якудзой, либо ты находил работу и становился нормальным японцем", – пояснил эксперт-мотоциклист.
Российские байкеры – настоящие рыцари на "железном коне"
Современные российские байкеры мало похожи на западных. В отличие от преступных банд США, клубы в нашей стране – это в первую очередь группы увлеченных мотоциклистов, которых объединяют братство, любовь к свободе и приключениям.
Будни русских байкеров – это не только поездки на мотоциклах. Они устраивают мотопробеги во время национальных праздников и памятных дней, помогают восстанавливать исторические объекты и занимаются патриотическим воспитанием молодежи.
Байкеры организуют сбор средств для детских домов. Поддерживают ветеранов и помогают тем, кто сейчас находится в зоне специальной военной операции (СВО).
Патриотизм для них не просто слова. Это то, что они хотят передать будущим поколениям. Чтобы каждый гражданин России гордился своей страной.
Еще со времен СССР наши мотоциклисты лидировали в соревнованиях по мотоболу
Что будет, если объединить любовь к мотоциклам и футболу? Получится мотобол – необычный вид спорта, которому уже почти сто лет.
Наша страна принимала участие в европейских чемпионатах с 1967 года и до начала специальной военной операции. И все это время мы доминировали в этом виде спорта, практически ежегодно становясь чемпионами.
Валерию Нифантьеву, который играл за советскую сборную по мотоболу, а теперь руководит сборной России, прекрасно известно, почему наша команда побеждала на международных соревнованиях.
"Мы более профессионально подходили к этому виду спорта и относились к учебно-тренировочному процессу, в отличие от иностранных команд.
Мое мнение, что именно у нас был профессиональный подход к данному виду спорта. Хорошая учебно-тренировочная работа была в Советском Союзе.
А потом преемником стала Россия", – объяснил заслуженный тренер России, мастер спорта СССР Валерий Нифантьев.
Техника для мотобола – это переделанные кроссовые или эндуро-мотоциклы. Снизу у них прикреплены особые дуги. Они не дают мячу залететь под мотоцикл, а спортсмен может прижимать к ним мяч ногой.
"Под каждого игрока делаются свои дуги. То есть высота мотоцикла, дуги – это все составляющие в совокупности", – уточнил тренер спортивной команды, инженер-механик Илья Сорокин.
Мотобол – это по-настоящему экстремальный вид спорта. Мотоцикл в некоторых игровых ситуациях разгоняется до 80 километров в час.
"Травмы бывают, но не так часто – экипировка все закрывает. Обычно между мотоциклами мяч. Он это дело сглаживает, амортизирует.
Редко бывают падения. Это очень строго наказывается судьями – вплоть до красной карточки, ставится пенальти", – пояснил старший тренер команды, заслуженный мастер спорта России Андрей Павлов.
Мотоцикл стал для человека настоящим двухколесным другом
Когда немецкий инженер Готтлиб Даймлер в конце XIX века построил первый мотоцикл, он вряд ли думал, что его изобретение изменит мир. Но все так и произошло. Мотоциклы стали частью нашей жизни.
Кто-то использует их для заработка денег, а кому-то они спасают жизнь в зоне боевых действий. На мотоциклах могут выполнять невероятные трюки и с их помощью покорять горные вершины.
Ну а для кого-то это не просто транспортное средство. Это важная часть жизни и самый настоящий двухколесный друг.