Найти в Дзене

«Евровидение» + Израиль. Бойкотируют пока 5

Европейский вещательный союз (ЕВС) подтвердил участие Израиля в «Евровидении-2026», несмотря на агрессию в адрес Палестины. Четыре страны — Испания, Нидерланды, Ирландия и Словения — решили отказаться от участия в «Евровидении» после этого решения. Вчера вечером аналогичное решение приняло пятое государство – Исландия. «Выяснилось, что в предложении, которое мы представили для этой встречи, не было необходимости, оно было просто внесено в протокол», - заявил Стефан Йон Хафштейн, председатель правления RÚV (государственный вещатель). Для начала процитирую своего коллегу и давнего товарища Исраэля Шамира: «Мне никогда не нравилось «Евровидение». Даже не говоря о том, что его условия позволяли евреям жульничать и побеждать. А сейчас, после чудовищной резни в Газе и вовсе израильское участие кажется невозможным. Но организаторы, шабес-гои и продажные твари, решили все равно допустить Израиль до этого позорного соревнования. Как уступку обществу они подтянули правила, и теперь евреям будет
Оглавление

Европейский вещательный союз (ЕВС) подтвердил участие Израиля в «Евровидении-2026», несмотря на агрессию в адрес Палестины.

Четыре страны — Испания, Нидерланды, Ирландия и Словения — решили отказаться от участия в «Евровидении» после этого решения. Вчера вечером аналогичное решение приняло пятое государство – Исландия.

«Выяснилось, что в предложении, которое мы представили для этой встречи, не было необходимости, оно было просто внесено в протокол»,

- заявил Стефан Йон Хафштейн, председатель правления RÚV (государственный вещатель).

Для начала процитирую своего коллегу и давнего товарища Исраэля Шамира:

«Мне никогда не нравилось «Евровидение». Даже не говоря о том, что его условия позволяли евреям жульничать и побеждать. А сейчас, после чудовищной резни в Газе и вовсе израильское участие кажется невозможным. Но организаторы, шабес-гои и продажные твари, решили все равно допустить Израиль до этого позорного соревнования. Как уступку обществу они подтянули правила, и теперь евреям будет труднее жульничать. Но народ, великий своими Миндичами и прочими прохвостами, наверняка справится и с этой проблемой… А организаторов - к позорному столбу».

Находящийся на противоположном идеологическом полюсе Рустем Адагамов* днём позже опубликовал в соцсети фото отутюженной израильтянами Газы с лаконичной подписью:

«Я думаю, что страна, которая устроила вот такое, ни в коем случае не может принимать участие в европейском песенном конкурсе».

А в своей «телеге» этот же блогер оставил рисунок ирландского карикатуриста Эрика Бертона (работающего и на The Times, и на The Independent), на котором крайне непривлекательная певица со стягом Израиля в левой руке радостно что-то исполняет на руинах. Напомню, что на «Евровидении-2025» в Базеле Израиль занял второе место с песней «New Day Will Rise» в исполнении Юваль Рафаэль, содержащей цитаты из «Песни песней» (певица оказалась в числе выживших после событий на фестивале Nova в октябре 2023 года, организованных сами-знаете-какой-спецслужбой).

-2

На всякий случай, «для тех, кто в танке» объясню, что подразумевает Шамир, поминая «условия, позволявшие евреям жульничать и побеждать»Изменения в систему голосования конкурса действительно были внесены после того, как организаторы подтвердили фальсификацию результатов со стороны правительства Израиля на «Евровидении» в текущем году.

Никто не сомневается, что голосования последних лет обусловлены прежде всего политическими соображениями, а в 2025 годуочевидным фаворитом считался Сэм Райдер из Великобритании. После проверки возмущения зрителей EBU затеял инспекцию, и голоса «национальных жюри» Азербайджана, Грузии, Польши, Румынии, Сан-Марино и Черногории, были аннулированы.

К слову, вопреки требованиям конкурса на запрет любых политических высказываний, украинец Олег Псюк со сцены обратился к зрителям с призывом поддержать ВСУ!Организаторы, несмотря на вопиющие нарушение правил, заявили, что никаких мер против «Псючего Сына» (это официальный сценический псевдоним рэпера) принято не будет.

Знаменательно, что «Евровидение-2026»пройдёт в Австрии. Ведь именно победа австрийского фрика в 2014 году стало поворотной точкой в оценке этого конкурса. Кончита Вурст (псевдоним Томаса Нойвирта) продуманный арт-проект, культурный манифест ЛГБТ**, который вышел далеко за рамки конкурса «Евровидение». «Её» образ — бородатая женщина в платье — сознательно сталкивает традиционные гендерные представления, заставляя зрителя задуматься: «А что, собственно, такое "нормально"?»

В 2014 году, когда в некоторых европейских странах активно обсуждались законы против ЛГБТ-сообщества**, её/его победа с песней о «принятии» (Rise Like a Phoenix) стала мощным жестом в поддержку пресловутого «разнообразия».

У меня в то время было ежедневное ТВ-шоу и я интересовался у своих собеседников (ну, у т.н. деятелей культуры прежде всего) их отношением к «бородатой женщине», для меня оценка была своего рода лакмусовой бумажкой. «Они прикалываются, а мы относимся к этому слишком серьёзно» – заверял меня Евгений Хавтан.

А Зара, допустим, сделала акцент на том, что «конкурс «Евровидение» народный, его смотрят дети!».

Резкое неприятие тогда заслуженно возникло из-за когнитивного диссонанса — столкновения глубоко укоренённых стереотипов. Для нас Кончита стала навязываемым символом «западных ценностей», что вызывает отторжение.

Кончита Вурст — зеркало западного социума. Он/она «обнажило» уже существующие в обществе противоречия. Это символ кризиса ценностей, навязывания фрик-норм и разрушения традиций.

Очень важный и сложный вопрос, который затрагивает не только шоу-бизнес, но и социальную динамику в целом.

Кончита Вурст стала живой иллюстрацией сдвига «Окна Овертона» в области гендерных норм и публичного самовыражения.

Любая социальная норма (от прав женщин до запрета курения) когда-то была «немыслимой», а затем стала «приемлемой» через публичные дискуссии, искусство и активизм. Роль Кончиты —катализирующая. Она не создала спрос на обсуждение гендерных вопросов, а материализовала уже назревший в обществе запрос. Его/её успех показал, что значительная часть европейской аудитории готова к такому диалогу.

После этого вурст-триумфа представители ЛГБТ+** (особенно белые гей-мужчины и некоторые транс-персоны) стали зримыми в западном шоу-бизнесе, моде, медиа.

Впрочем, основные решения в индустрии по-прежнему принимают не по признаку сексуальной ориентации, а по принципам капитала, связей и прогнозируемой прибыли, но «голубой фактор» (речь не о цветах израильского государственного флага) принимают во внимание.

Для нишевой аудитории или в определенных прогрессивных проектах (например, сериалах на Netflix) принадлежность к ЛГБТ+** – маркетинговое преимущество.

Почему это выглядит как «привилегия» и «навязывание»?

Эффект новизны и компенсаторная активность. После десятилетий замалчивания любое активное появление кажется «навязчивым». Медиа, стремясь быть актуальными, активно освещают эту тему, создавая ощущение её доминирования. Для определённых брендов и платформ (особенно ориентированных на молодёжь) поддержка diversity — это коммерческая стратегия, а не идеологический долг. Они реагируют на запросы своей аудитории.

ЛГБТ**-повестка стала частью «культурных войн», где символические победы (вроде победы на «Евровидении») преувеличиваются обеими сторонами: одними как триумф прогресса, другими как знак апокалипсиса.

Это не захват власти, а сложное перераспределение видимости и голоса в индустрии, которая всегда была и остаётся крайне конкурентной, капризной и коммерчески ориентированной. Реальная власть (финансовая, институциональная) по-прежнему находится в руках традиционных структур.

Феномен Кончиты — это скорее симптом глубоких социальных изменений, а не их причина или доказательство чьей-то «несправедливой победы».

И здесь продавливание Израиля на площадку «Евровидения» вызывает вполне определённые ассоциации.

Большинство моих знакомых евреев (по обе стороны Атлантики) просто в трансе + унынии от масштаба геноцида в Газе, считая, что это приведёт в скором времени к глобальному вулканическому антисемитизму и коллапсу еврейского государства. Но, в отличии от Шамира, они, как правило, не готовы выносить свои опасения в публичную плоскость, полемизируя лишь в мессенджерах.

Евгений Сатановский про свою фамилию (Я = пожилой злой бородатый мужчина)
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine22 октября 2023

Вспоминаю свою давнюю беседу с Евгением Сатановским в рамках ТВ-проекта «Важная персона»: антисемитизм был, есть и будет там, где есть евреи, констатировал мой визави.

И в качестве коды, процитирую фрагмент нашего радио-диалога с Юрием Лозой (эфир состоялся, когда Россия ещё участвовала в конкурсе):

Вы вообще следите за «Евровидением»?

Нет. Почему? Потому, что это давно уже англовидение, британцы подмяли конкурс под себя. В установочных документах было написано, что этот конкурс должен объединять, чтобы могли познакомиться с культурой своих соседей, там очень много хорошего было написано. Что он такой развлекательный, что никакой политики. Со временем все эти установочные лозунги позабыты, и сейчас всё перевернулось с ног на голову.

Хорошо, из наших исполнителей, которые выступали за всё время Евровидения, кого-то можете выделить?

Ну, все враги.

Все враги Отечества?

Враги Отечества, конечно, и Лозы, в частности. «Бурановские бабушки» одни из самых больших вражин. Объясняю, почему. Уже много лет пытаюсь провести одну мысль. Ребята, что мы хотим получить? Если взять как сверхзадачу пропаганду российской культуры вообще, как таковой, тогда все наши, кто туда едут, все враги. Потому что они работают на британскую культуру, а не на нашу.

Никто не может повлиять на гордых французов. К примеру, когда Патрисия Каас едет на этот конкурс, перед ней не ставится задача победить. Она поёт песню на французском языке, занимает своё девятое место и едет после этого в европейское турне.

Наш Дима Билан приезжает, пытаясь понравится ирландской домохозяйке, поёт ей по-английски, побеждает, едет на гастроли в Сыктывкар. Почему? Потому что никто Диму Билана в звёзды не пустит.

Но французская певица Патрисия Каас интересна, оригинальна и самобытна, а Дима Билан, это точь-в-точь, один в один. Он никому не нужен. Мы можем использовать площадку «Евровидения» для пропаганды своей культуры, как это делают французы. Приходишь, поёшь русскую песню. Они говорят: ух ты, ничего себе, они, оказывается, не только могут нас копировать, у них композиторы есть, певцы, у них есть поэты, у них есть люди, которые могут поставить номер.

Мы победили, привезли сюда этот конкурс, а нашим ведущим запрещено было говорить по-русски. И зачем нам эта победа?

Второе, когда мы проводили здесь конкурс, мы даже винтик последний привезли из-за границы. Вся техника была, всё обеспечение, свет, звук, специалисты, всё было оттуда. Наши были только нефтедоллары. Зачем нам показывать миру, что у нас только нефтедоллары, что мы тупые, можем точь-в-точь, один в один? Поэтому мы покупаем все эти битвы хоров с дельфинами. Зачем они нам нужны?

«Зачем они нам нужны?». Этот вопрос моего собеседника я не считаю риторическим. Юрий Эдуардович это маркиз троллинга и я даже не вспоминаю его тезис про плоскую Землю. Я отдаю себе отчёт в том, что многие расценят его ламентации как реакцию на дефицит внимания со стороны ТВ. Однако я бы послушал, что блогер-музыкант скажет про бойкот со стороны пяти европейских стран. Лично я разочарован. Наблюдал за полемикой в западной «медийке» и полагал, что минимум дюжина государств не пожелает участвовать в этом венском спектакле.

Глава нидерландской AVROTROS Тако Циммерман прав:

«Культура объединяет, но не любой ценой. Израиль нарушил базовые ценности — гуманность и свободу прессы. Мы больше не можем поддерживать конкурс, который теряет независимость и объединяющий характер».

Но… Но как любил, помню, повторять великий иронист Владимир Матецкий «There’s no business like show-business».

* 21 февраля 2025 года Министерством юстиции России внесён в список физических лиц — «иностранных агентов».

** С 1 сентября 2023 года в России действует приказ Роскомнадзора о критериях пропаганды ЛГБТ, который будет действовать до 1 сентября 2029 года.