Найти в Дзене

Как ртуть революцию устроила

Средневековые алхимики мечтали совершить Транмутацию - научиться создавать золото и серебро из неблагородных металлов. Как известно, их мечты не сбылись. Философский камень кудесники тигля и реторты так и не нашли, золота в секретных лабораториях не понаделали... Но вместо этого алхимики выпустили такого джинна, что затрясло нуть ли не всю планету. Как? Помните слово, похожее на заклинание - "амальгама"? Именно алхимики, решившие, что ртуть - мать всех металлов - и столетиями ставящие эксперименты с ртутью, довели до ума процесс амальгамации. Суть этого процесса очень проста. Ртуть расстворяет в себе практически все известные в Средневековье металлы, кроме железа. Даже благородные - золото и серебро. Именно это свойство ртути, к примеру, избавило средневековых красавиц от необходимости смотреться в полированные куски бронзы, подарив им стеклянные зеркала с амальгамой. Как известно, олово в ртути растворяется, как сахар в чае и в итоге получается амальгама - сплав ртути с другим металл

Средневековые алхимики мечтали совершить Транмутацию - научиться создавать золото и серебро из неблагородных металлов.

Как известно, их мечты не сбылись.

Философский камень кудесники тигля и реторты так и не нашли, золота в секретных лабораториях не понаделали...

Но вместо этого алхимики выпустили такого джинна, что затрясло нуть ли не всю планету.

Как?

Помните слово, похожее на заклинание - "амальгама"?

Именно алхимики, решившие, что ртуть - мать всех металлов - и столетиями ставящие эксперименты с ртутью, довели до ума процесс амальгамации.

Суть этого процесса очень проста.

Ртуть расстворяет в себе практически все известные в Средневековье металлы, кроме железа. Даже благородные - золото и серебро. Именно это свойство ртути, к примеру, избавило средневековых красавиц от необходимости смотреться в полированные куски бронзы, подарив им стеклянные зеркала с амальгамой.

Как известно, олово в ртути растворяется, как сахар в чае и в итоге получается амальгама - сплав ртути с другим металлом. Им нужно намазать одну сторону стекла. Готово! Теперь надо удалить ртуть. Это сделать очень легко, поскольку жидкий металл - донельзя летучая субстанция.

После нагревания будущего зеркала ртуть испарится в виде паров и на задней стороне стекла останется оловянная пленка толщиной в несколько микрон, которая прекрасно отражает все, что в нее смотрится.

-2

"Это все, конечно, очень благородно, - скажете вы, - но каким образом амальгамация могла потрясти планету?".

Очень хороший вопрос! Для ответа на него нам придется перенестись в Испанию середины XVI века.

Колумб уже довольно давно открыл открыл Америку, и Испания ждет от своих заморских территорий много золота и серебра. Но с драгметаллами в этот период возникли определенные проблемы.

К середине XVI века производство серебра в Америке к неудовольствию короля довольно бодро сокращается. Запасы высококачественных серебрянных руд, которые можно добывать методом переплавки, начинают истощаться. Кроме того - на рудниках некому работать. Король Карл Первый Испанский недавно принял знаменитые Leyes Nuevas, то есть "Новые законы", запрещавшие обращать индейцев в рабство - не зря их полное название звучит как "Новые законы Индий о сохранении индейцев и хорошем обращении с ними".

-3

На серебрянные рудники приходится завозить негров из Африки, но негры дороги и их сравнительно немного, людей очень не хватает!

И в это время в Америку прибывает никому не известный испанский купец по имени Бартоломе де Медина. Еще будучи в Испании, он пообщался с каким-то немецким горным мастером, которого называл «маэстро Лоренцо». И этот самый мастер Леонард открыл ему секрет, полученный от алхимиков. А именно - рассказал, как извлечь серебро из руды с помощью ртути и «крепкого рассола».

Наш купец прекрасно знал о проблемах с добычей серебра за океаном, и сразу понял, что это шанс, который выпадает в жизни один только раз. В общем, несмотря на то, что ему уже было за пятьдесят, Бартоломе де Медина отправился покорять Новую Испанию, оставив на родине жену Леонор де Моралес и пятерых детей.

-4

На территории современной Мексики, неподалеку от знаменитых серебряных рудников Пачуки, он построил себе гасиенду Бенефисио Нуэстра Сеньора де ла Пурисима Консепсьон, вложив в этот проект все деньги, что у него были.

И вскоре выяснилось, что выпытанный у немца алхимический метод не работает! Сеньор Медина едва не свалился с инфарктом, но, поскольку отступать ему все равно было некуда, пустился в эксперименты. Люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации, часто демонстрируют блестящие результаты, вот и наш герой все-таки вычислил недостающий ингридиент!

Оказалось, что в измельченную руду, кроме ртути и рассола, надо добавлять еще и прокаленный сульфат меди, который Медина назвал "магистралом". Горячий испанец буквально осыпал проклятиями коварного "мастера Леонарда", который не раскрыл ему рецепт полностью - и был категорически неправ. Как позже установили ученые, немец был не виновен в утаивании. Просто испанским рудам "магистрал" не требовался - они содержали его в естественном виде в виде пирита и халькопирита, а вот в Мексике медный сульфат пришлось добавлять - в качестве катализатора процесса.

Но все это, по большому счету, было уже не важно!

Важно, что метод оказался рабочим.

Бартоломе де Медина назвал его "методом патио". Обычно испанцы называют словом "патио" внутренний дворик, но в данном случае им обозначались расположенные под открытым небом небольшие круглые бассейны, неглубоко утопленные в землю.

Художник Пьетро Гуальди увековечил их на картине 1840 года "Производство серебра методом патио в Мексике".

-5

Туда укладывали измельченную руду, соль, немного воды и немного магистрала, после чего давили и перемешивали эту массу с помощью мулов несколько недель. Потом заливали ртутью, которая растворяла в себе серебро, и никак не взаимодействовала с землей, камнями и прочим мусором. Грязь вымывали с помощью воды, амальгама оседала внизу, ее выбирали и перегоняли через девайс, чем-то напоминающий самогонный аппарат.

Пары ртути оседали каплями на змеевике и ее можно было использовать вторично, а вместо амальгамы оставалось чистое серебро, которое переливали в слитки и отправляли в Испанию.

Второй вице-король Новой Испании дон Луис де Веласко и Руис де Аларкон выдал Бартоломе де Медина шестилетний патент на его метод добычи серебра - и тем самым обеспечил не только будущее купца, но и будущее всех его пятерых брошенных в Испании детей.

-6

Потому что "метод патио" оказался невероятно эффективным, он позволял работать с самыми бедными рудами. Рентабельными оказывались даже те, где в 100 фунтах породы содержалось всего 1,5 унции серебра!

Из заморских колоний в Испанию полилась полноводная река серебра.

Но, как вы правильно понимаете, главным и безальтернативным ингридиентом для "метода патио" является ртуть - не зря же по испанским законам судно, привезшее в Испанию серебро, обратным ходом должно было перегнать в Америки два корабля с ртутью. Да и цены на серебро и на ртуть со середины шестнадцатого века не случайно колебались абсолютно синхронно.

Так вот, по поводу ртути... С ртутью, как говорят картежники, испанцам пришли на руки все козыри.

Дело в том, что ртуть — относительно редкий элемент в земной коре со средней концентрацией 83 мг/т - по простому, капля на тонну. Основная форма нахождения ртути в природе — рассеянная, и только 0,02% "жидкого металла" заключено в месторождениях. И ввиду того, что ртуть слабо связывается химически с наиболее распространенными в земной коре элементами, ртутные руды могут быть очень концентрированными по сравнению с обычными породами.

Проще говоря - месторождения ртути на планете очень и очень редки. Ее немало, но она распространена на Земле крайне неравномерно.

Фактически, до позднего Средневековья европейцы знали только одно меторождение ртути - зато очень крупное, крупнейшее в мире. Расположено оно... угадайте, где?

Да. В Испании.

Если ехать по дороге из Мадрида в сторону Кордовы, то в Кастилии, совсем неподалеку от Ла-Манчи, родины величайшего испанского рыцаря печального образа, мы увидим шахты и выросший при них городок. Называется этот рудник Альмаден и назвали его так мавры, владевшие когда-то Испанией. Собственно, al-Ma'din и переводится с арабского как «рудник».

-7

Это место известно со времен античности. Еще Плиний Старший упоминал в своих сочинениях, что Рим вывозил из Испании ежегодно до 4,5 тонны киновари, ртутной руды.

Альмаден является крупнейшим месторождением ртути на планете, считается, что 80% "жидкого металла" за всю историю человечества было добыто здесь.

-8

В 1151 году испанцы отвоевали Альмаден у арабов, и Альфонс VII отдал рудник рыцарям ордена Калатравы в благодарность за их заслуги перед испанской короной. Вот один из братьев ордена на картине великого Диего Веласкеса.

-9

Ну, а во времена изобретения "метода патио", после которого спрос на ртуть взлетел до небес, Альмаден находился в аренде у семейства Фуггеров. Да, у наследников "делателя императоров".

"Делателем императоров" прозвали Якоба Фуггера по прозвищу "Богатый", вот его портрет кисти Дюрера.

-10

Этот немец, простолюдин по рождению, десятый из одиннадцати детей ткача Якоба Фуггера-старшего, не пошел по стопам отца. Он занялся банковским делом и стал богатейшим человеком Европы.

Именно Фуггер поддержал представителя Габсбургов, юношу Карла V Испанского на выборах императора Священной Римской империи, где его конкурентами были английский король Генрих VIII и французский король Франциск I. Фуггер тогда одолжил Карлу невероятную сумму почти в 600 тысяч гульденов, а Карл V после избрания рассчитался тирольскими серебрянными и медными рудниками, а так же в 1525 году отдал немцу в аренду ртутный рудник в Альмадене - все равно Якоб Фуггер с компаньонами взял на откуп доходы трех рыцарских орденов Испании, включая орден Калатравы.

И немецкий горняк, открывший Бартоломе де Медина секрет алхимиков, почти наверняка был привезен в Испанию Фуггером, который отправил в Пиринеи множество своих земляков.

Можете себе представить, как взлетели доходы Фуггеров после распространения "метода патио"? А ведь они, хотя первоначальный договор аренды и был заключен всего на три года, владели Альмаденом более ста лет, до 1645 года.

Кстати, нынешние любители пустить пыль в глаза в подметки не годятся старику Фуггеру Богатому. Вот уж кто понимал, что такое "понты дороже денег"! Принимая у себя Карла V, немецкий банкир вместо дров насыпал в камин корицу, которая тогда продавалась на вес золота, 200 талеров за унцию. А камин расжег, используя в качестве растопки императорскую долговую расписку на 50 тысяч таллеров.

Немецкий художник Карл Людвиг Фридрих Беккер не удержался, и на своей картине 1866 года изобразил этот легендарный эпизод.

-11

Но вернемся к ртути. Как мы уже говорили, несколько веков Альмаден был единственным известным месторождением этого металла.

Но в начале того самого XVI века, о котором мы сегодня говорим, у него появился конкурент - крестьянин в местечке Идрия, что на территории современной Словении, набирая воду из колодца, обратил внимание на непривычную тяжесть и металлический блеск на дне ведра.

Так было открыто второе месторождение ртути, пусть и меньшего размера. Но конкуренции не получилось - Идрия тоже находилась во владениях Габсбургов, только не в испанских, а в австрийских землях. Габсбурги по-прежнему оставались монополистами.

-12

Таскать ртуть из Европы в Америку было, конечно, хлопотно, пусть даже вложенные деньги и возращались в кратном увеличении. Поэтому можете себе представить радость испанских королей, когда третье месторождение ртути было открыто в их заокеанских владениях, в Хуанкавелике, на территории современного Перу.

Это открытие, разумеется, еще сильнее подстегнуло рост производства заокеанского серебра.

Такой же абсолютной монополии на производство ртути в XIX веке попыталось добиться знаменитое семейство Ротшильдов - из те же самых соображений, ведь окончательно "метод патио" был вытеснен так называемым "цианидным процессом" только в начале 20 века.

В 1870 году лондонское отделение семейства, которое возглавлял Натан Ротшильд, оформило у испанского правительства право на добычу ртути на крупнейшем в мире месторождении Альмаден (80% рынка) сроком на 30 лет. А брат Натана Соломон получил в аренду ртутные копи в Идрии (13%), проведя серию крупных сделок.

-13

Но монополии не получилось - как раз в этот момент на рынок пошла ртуть из открытого в Северо-Американских Соединных Штатах крупного месторождения в Калифорнии, получившего символическое название Нью-Альмаден, то есть "Новый Альмаден".

-14

И вот туда уже Ротшильдов не пустили. Более того - в борьбе за этот лакомый кусок янки чуть не устроили небольшую войну друг с другом. Потом еще русские промышленники нашли крупное ртутное месторождение в Донбассе, рядом с Горловкой. Потом нашли еще оно, на другом конце Российской империи, в Ферганской долине. В общем, все как-то посыпалось, и от идеи прибрать к рукам всю мировую ртуть Ротшильды отказались.

Но мы отвлеклись. Вернемся в шестнадцатый век и к джинну, которого выпустили из бутылки алхимики со своим процессом амальгимирования.

Джинна этого звали инфляцией.

И не просто инфляцией - процесс, который спровоцировало испанское заокеанское серебро, остался в истории под названием Революция Цен, и его изучают школьники всего мира.

Но поскольку мы с вами школу закончили довольно давно, напомним только две цифры.

За первые 60 лет шестнадцатого века из Америки в Испанию привезли 740 тонн серебра.

А за следующие 120 лет - это после того, как ушлый владелец патента Бартоломе де Медина научил всех фокусу с ртутью - Новая Испания отправила в старую 21 тысячу 700 тонн серебра.

-15

Страну буквально затопили драгоценным металлом.

Но не учли, что если какого-то товара становится на рынке в разы больше, цены на него падают. Серебро в Испании сильно подешевело. Все остальные цены, которые считались в серебре - разумеется, выросли. А дальше - сами понимаете. Если за пшеницу в Испании дают условные 15 серебрянных монет, а в соседней Франции - 10, французские крестьяне повезут зерно в Испанию. Вскоре цены во Франции тоже вырастут.

Эта воронка засасывала в себя все новые и новые территории. Сначала одну за другой все провинции Испании. Потом страны Западной Европы. Потом Османскую империю, Балканы и Восточную Европу - необратимо ломая ход мировой истории.

Приведем только один пример - по мнению историков, поражение Польши в многовековом соперничестве с Русью стало неминуемым именно после Революции Цен. Когда цены на продовольствие в Европе выросли, поляки, не будь дураки, начали наращивать поставки зерна в страны Западной Европы. Де-факто Польша стала европейской житницей.

К чему это привело?

-16

К аграризации страны, упадку городов и ослаблению центральной власти. Деньги и власть оказались не у короля, а у польских магнатов и шляхты, сидевших в имениях и гнавших хлеб на Запад.

В итоге Россия, выковавшая и закалившая в противостоянии со Степью свою пресловутую "властную вертикаль", одолела анархическую и плохо управляемую Речь Посполитую.

Вообще из-за этой Революции Цен много чего произошло. Англия возвысилась. Нидерланды откололись. В Османской империи дело до янычарского бунта 1589 года дошло. Испания на века потеряла статус державы первого ряда.

И все из-за алхимиков с их ртутью и пытливым умом!

Наука
7 млн интересуются