История Volkswagen Beetle — это грандиозная сага, начавшаяся в прошлом веке. Он был символом надежды для послевоенной Германии, а позже стал иконой свободы для хиппи в 60-х. Его возрождение в 1998 году в виде милого New Beetle было встречено с восторгом: публика соскучилась по тёплым эмоциям в мире скучных машин. Но 3., финальное поколение, появившееся в 2011 году, оказалось в странном положении. Это была уже не просто стилизованная игрушка, а попытка создать серьёзный современный автомобиль под легендарным именем. Инженеры убрали излишнюю «кукольность», сделали его спортивнее. И всё же последнему «Жуку» (2011-2019) было суждено не повторить успех предков, а поставить точку в истории. Почему так вышло? Давайте разбираться.
Между прошлым и будущим: попытка взросления
Когда в конце 2000-х задумались о новом «Жуке», стало ясно: милый ретро-образ первого New Beetle окончательно устарел. Покупатели хотели не только улыбку на лице, но и качественную езду, современные технологии и хоть какую-то практичность. Дизайнерам во главе с Вальтером де Сильвой поручили почти невозможное: сохранить дух оригинала, но сделать машину серьёзной. Они обратились не к образу 90-х, а к самому истоку — классическому «Жуку» Фердинанда Порше. Как сам де Сильва позже говорил в интервью Automotive News, идея была в возвращении к сути: «Мы хотели создать автомобиль с более мощным, динамичным характером. Это не просто стилизация, это эволюция ДНК Beetle».
И они этого добились. Если присмотреться, последний «Жук» удивительно похож на своего прадеда 1938 года выпуска. Крыша стала длиннее и площе, капот — почти горизонтальным, а колеса, сдвинутые к самым углам кузова, придали ему приземистую, готовую к движению стойку. Исчезла знаменитая вазочка для цветов на панели, что стало символическим жестом прощания с чистым китчем. Вместо неё появилась крошечная дополнительная бардачка — прямая отсылка к старой модели. В салоне стали использовать более качественные, «взрослые» материалы. Замысел был очевиден: привлечь не только женщин, влюблённых в милый дизайн, но и мужчин, которые оценят намёк на спортивность и историческую аутентичность.
Однако мир к 2011 году изменился безвозвратно. Волна ретро-моды схлынула, а на её берег мощным приливом накатили кроссоверы. К тому же сам Volkswagen к тому времени прочно ассоциировался с безупречно рациональными и сдержанными моделями вроде Golf. Новый «Жук» оказался в подвешенном состоянии: слишком эмоциональный для прагматичного бренда, но уже не вполне уникальный для нового культурного бума. Его презентация прошла достойно, но без истерики конца девяностых. Публика восприняла его скорее как интересную новинку, а не как долгожданное чудо.
Что спрятано под капотом: серьёзные намерения
Чтобы соответствовать заявленному «взрослому» образу, машине нужно было соответствующее «взрослое» железо. И здесь инженеры не стали изобретать велосипед. В основу положили проверенную платформу PQ35 от тогдашнего Golf VI. Для непосвящённых это означало простую вещь: по ездовым качествам это был почти Golf, только в необычном кузове. Машина получила независимую подвеску спереди и сзади (на смену простой балке пришла многорычажка), точный электроусилитель руля и высокий уровень безопасности. «Жук» перестал быть ватрушкой на ухабах — он стал собранным, послушным и уверенным на дороге. Можно было дерзай входить в поворот, не боясь крена.
Сердцем автомобиля стали знакомые по другим моделям VAG моторы. Базовым был скромный 1.2 TSI на 105 лошадиных сил. Для тех, кто хотел драйва, предлагали бодрый 1.4 TSI на 150 л.с. Апогеем стал 2.0-литровый турбомотор на 200 сил, а для настоящих фанатов в 2013 году выпустили даже версию R-Line с 210 «лошадками» и полным приводом. Это была прямая заявка на то, чтобы сразиться с такими хот-хэтчами, как Ford Focus ST. Были и дизельные варианты. Коробки передач — либо классическая «механика», либо быстрая роботизированная DSG. Технически это был совершенно современный, даже местами горячий автомобиль.
Но в этом и заключалась главная ловушка. Практичный покупатель, который искал отличный хэтчбек, просто брал Golf — эталон класса с безупречной эргономикой, просторным салоном и большим багажником. А тот, кто жаждал эмоций и уникальности, чаще смотрел в сторону MINI Cooper, чья бескомпромиссная «картинговая» управляемость и целостный стиль создавали особый мир. Последний «Жук» оказался в невыгодной середине. Он был куда лучше своего предшественника за рулём, но проигрывал MINI в остроте ощущений, а Golf — в здравом смысле. Как метко заметили в «Авторевю», он стал компетентным середнячком, которому не хватало той самой искры, ради которой прощают всё.
Финал истории: время вышло
Первые продажи «Жука» A5 были обнадёживающими, особенно в США и Европе, где ностальгия — сильный мотив. Но тренд быстро пошёл на спад. Цифры красноречивы: если в пик популярности первый New Beetle в США продавался тиражами под 90 тысяч в год, то его наследник с трудом выходил на 30 тысяч. К середине 2010-х график продаж стал неумолимо падать. Наступила эра «дизельгейта», жёстких экологических норм и тотального доминирования кроссоверов. Трёхдверный хэтчбек с бензиновым мотором, пусть и очень хороший, стал выглядеть как пришелец из другого времени по сравнению всевозможных Tiguan и T-Roc.
Решение о прекращении производства созрело закономерно. В июле 2018 года концерн официально объявил, что поколение A5 станет последним, а выпуск остановят в июле 2019 года на мексиканском заводе в Пуэбле. Прощальным аккордом стали две финальные версии — Final Edition в кузовах купе и кабриолет. Тогдашний глава Volkswagen Герберт Дисс объяснил этот шаг суровой необходимостью: «Чтобы освободить мощности для новой волны электромобилей и для нашего растущего семейства SUV, нам пришлось принимать непопулярные, но необходимые решения». Ресурсы и внимание были перенаправлены на будущее — электрокроссовер ID.4, а не на ностальгию.
в итоге, последний Volkswagen Beetle — это история очень правильной, но запоздалой попытки. Он был хорошим, даже отличным автомобилем: красивым, качественным, приятным для езды. Но время для таких машин, живущих эмоциями и историей, ушло. Он не смог стать «народным» автомобилем, потому что народ полюбил высокие и практичные кроссоверы. Он не смог повторить культурный феномен 1998 года, потому что сюрприз не удаётся провернуть дважды. Его уход был тихим и грустным, но честным. Он поставил красивую и окончательную точку в великой истории, позволив легенде остаться в памяти именно легендой — прекрасной, уникальной и неповторимой.
Автоломбард: lombardnv.ru
Хотите узнать, как сэкономить на ремонте авто и всегда быть в курсе последних новостей автомира? Тогда подписывайтесь на Telegram-канал! Вас ждут полезные советы и интересные открытия!